Электронное правосудие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:01, контрольная работа

Описание

Концепция электронного государства подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование
2. Зарубежный опыт
3. Программа «электронное правосудие»
4. Проблемы и пути их решения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кринет.docx

— 31.45 Кб (Скачать документ)

      Однако в данном случае возникает  проблема, связанная с подтверждением  личности при использовании видеосвязи. Судья на заседании сможет  видеть лицо истца, но он  не будет уверен, что именно  этот человек подал заявление.  На первом этапе видеосвязь  будет применяться в так называемых  удаленных регионах. Как решение  данной проблемы предлагается  возложить установление личности  на суд.

      Сейчас в рамках Федеральной  целевой программы "Развитие  судебной системы России" на 2007 - 2011 гг. реализуется проект "Портал  публикаций судебных актов": все  решения, принятые ВАС, будут  бесплатно доступны в Интернете.  Планируется также запуск проекта  "Электронное дело": судья может  в любое время прочитать дело, дать его своим коллегам, которые  в силу своей компетенции имеют  право с ним ознакомиться. Доступ  к материалам дел в цифровом  виде позволит судьям надзорной  и апелляционной инстанций, получив  заявление, быстро ознакомиться  с деталями дела, а не ожидать  его получения в бумажном виде. Этот проект интересен и сторонам  процесса. Истец или ответчик  могут ознакомиться с делом,  это их право. В суде им  выдадут компакт-диски с копиями  всех материалов. Планируется создание справочно-информационной службы арбитражного суда. Любой предприниматель сможет зайти на портал, ввести необходимые данные, и система проинформирует его о ближайшем месте нахождения суда, подскажет, какую форму необходимо заполнить при подаче иска. Система предложит ознакомиться с примерами решений, принятых по подобным ситуациям. На портале можно будет набрать название компании, и система проинформирует, где, когда и в качестве кого (истца, ответчика или третьей стороны) эта фирма будет судиться в ближайшее время. Данная услуга представляет интерес для крупных организаций и холдингов. Часто обстоятельства складываются таким образом, что руководитель компании может и не знать, что вскоре ему придется присутствовать на судебном заседании в другом городе, например, в качестве ответчика. Например, если обратиться к американскому опыту, то там на каждый иск есть свой бланк. Мы пока это себе позволить не можем, но будем стремиться к формализации. Планируется, что истец на портале заполняет необходимый бланк, распечатывает его, подписывает и относит в суд. Система автоматически оформит заявление необходимыми атрибутами. В суде специалист отсканирует штрих-код иска и сообщит номер дела.

    Таким образом, становление электронного правосудия в России при условии  решения отмеченных выше проблем, несомненно, несет в себе явные удобства и  преимущества для граждан и бизнеса. Однако для перехода к новой системе  отправления правосудия общество и  государство должны быть готовы. А  вследствие того, что гражданам ввиду  известных причин гораздо сложнее  перестроиться, чем бизнесу, электронное  правосудие имеет больше перспектив скорейшего введения и распространения  в арбитражных судах, нежели в  судах общей юрисдикции.

 

    4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ  ИХ РЕШЕНИЯ

    Изучая  институт электронного правосудия автор  считает необходимым обратить внимание на следующие проблемы судопроизводства, которые можно решить с помощью  электронного правосудия и развития информационных технологий в судопроизводстве:

    1) Громоздкая система  судопроизводства, отнимающая  много времени,  нервов и денег.

    На  сегодняшний день, согласно нормам процессуального закона, подача искового заявления осуществляется в суд  в письменной форме (ст. 125 АПК, ст. 131 ГПК). Это не всегда удобно для граждан, поэтому сегодня формируется  институт подачи заявлений в суды через интернет. Так например, в  январе 2011 года ВАС РФ запустил сервис «Мой Арбитр» (www.my.arbitr.ru), который сейчас функционирует в бета-режиме. С помощью этого сервиса можно подать в арбитражные суды исковое заявление или жалобы.

    К сожалению, такой системы для  СОЮ пока не создано.

    Исходя  из вышесказанного, считаю целесообразным дополнить части первые статей 125 АПК и 131 ГПК РФ следующим с  содержанием:

    «Допускается  подача искового заявления в суд  через сеть интернет посредством  электронной почты с прикреплением  ЭЦП или ее аналога, а также  через специально созданные ресурсы  на интернет-сайтах судов».

    2) Неинформированность  граждан о возможностях, предоставляемых  электронным правосудием.

    Немногие  граждане знают о том, что в  России уже существуют некоторые  институты электронного правосудия, призванные облегчить жизнь и  сэкономить время гражданам. Это  например ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru), банк решений арбитражных судов (БРАС – www.ras.arbitr.ru), сервис Мой Арбитр (www.my.arbitr.ru), Президиум Онлайн (www.presidium.arbitr.ru).

      Об этих ресурсах известно  неширокому кругу лиц, как правило,  профессиональных юристов, однако  следует дать возможность воспользоваться  этими сервисами и простым  гражданам.

      Для повышения правовой культуры  населения и облегчения жизни  граждан следует информировать  населения через интернет, социальные  сети, СМИ. 

    3) Подавляющая часть  документооборота  остается бумажной.

    Несмотря  на возможности электронного документооборота, большинство операций в судах  осуществляется на бумажных носителях.

    Показательным является эксперимент ВАС РФ. В  целях перехода к электронному документообороту в ВАС РФ разработана и принята  в эксплуатацию система планирования и оценки эффективности деятельности (СПОЭД). Система автоматизирует процессы инициализации планирования, создания, утверждения и контроля мероприятий, входящих в планы работы ВАС РФ.

    Было  бы целесообразно нормативно закрепить  обязательность применения всеми судами подобной системы.

    4) Недостаточная оснащенность  залов судебных  заседаний мультимедийными  интерактивными средствами.

    В настоящее время в связи с  развитием технологий связи перспективным  считается направление проведения судебных заседаний в режиме онлайн на расстоянии.

    Опять же, показателен опыт ВАС РФ. В  настоящий момент судьи и работники  аппаратов 53 арбитражных судов обеспечены возможностью проведения видеоконференций как между судами, так и с  подключением внешних абонентов.

    Этот  опыт необходимо применить к гражданскому и уголовному судопроизводству (например, дабы обеспечить безопасность свидетелей можно применить метод видеоконференции, при котором свидетель мог  бы давать показания из безопасного  для него места).

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи»
  4. Постановление Правительства РФ о федеральной целевой программе  «Развитие судебной системы России» от 20 ноября 2001 г. N 805
  5. Информационное письмо ВАС «о порядке размещения информации на интеренет-сайтах арбитражных судов от 12.07.2007 N ВАС-С01/УИС-984
  6. Коротков В.В. Электронные архивы судебных дел: статья. «Юридический мир» 2010 № 11
  7. Соколов Ю.Н. Электронный протокол судебного заседания: статья. «Российская юстиция» 2010 № 8
  8. Федосеева Н.Н.  Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы: статья. Журнал «Администратор суда» 2008 № 3

Информация о работе Электронное правосудие