Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации(ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

Содержание

1)ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
2) ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННГО СУДА РФ …………………4
3) ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ……………………………………………..…………5
4) СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………….………..7
5 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ……………………………………………………………..…..9
6) АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ …………………………………………….....9
7) РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА...………………………………………………..10
8) ПЕРЕНОС СУДА ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ………………………………………………….12
9)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………13
10)СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

конституционный суд РФ - копия.docx

— 49.45 Кб (Скачать документ)

      Примером  реализации первой возможности может  служить постановление Конституционного Суда по делу о толковании ряда статей Конституции РФ, предусматривающих  принятие решений палатами Федерального Собрания РФ большинством от общего числа  депутатов. Возник вопрос: что считать таким "общим числом" - число депутатов Государственной Думы, названное Конституцией РФ,- 450 (ч.3 ст.(95) или же число мандатов, реально замещенных на момент голосования. Конституционный Суд постановил, что под общим числом депутатов следует понимать число депутатов, установленное для Государственной Думы ч.3 ст.95 Конституции РФ,- 450 депутатов. Одним из основных документов которыми руководствовался Суд, состоит в том, что акт парламента как органа общенационального представительства должен отражать не только интересы парламентского большинства, но также интересы большинства общества.

      Остро стоит проблема, когда толкование связано с восполнением пробелов в конституционном тексте. Явный  пробел в федеральном конституционном  Законе о Конституционном Суде - отсутствие в нем указаний о каких-либо установках и принципах, из которых  должен исходить Суд при прямом толковании Конституции.

      Право толкования Конституции несомненно способствует усилению роли и престижа Конституционного Суда, более полному раскрытию его юридической природы и сущности. Вместе с тем ряд норм в определенной степени ограничил полномочия специализированного органа Конституционного контроля, что служит целям деполитизации Суда. 

СОСТАВ  И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ 

Главой  Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ  от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:

    1) Председатель  Конституционного Суда Российской  Федерации назначается на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации  сроком на шесть лет из числа  судей Конституционного Суда  Российской Федерации.

    2)Председатель  Конституционного Суда Российской  Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации  сроком на шесть лет из числа  судей Конституционного Суда  Российской Федерации.

    3)Председатель  и заместители Председателя Конституционного  Суда Российской Федерации по  истечении срока их полномочий  могут быть назначены на должность  на новый срок

      Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Конституционный  Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее 2/3 от общего числа суде. Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

      Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи  Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента  получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием

Определено  что, судья Конституционного Суда РФ не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Он не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях.

      Полномочия  судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят  лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

      Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей. Существуют также материальные гарантии независимости судьи

            В случае выбытия  судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место  судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

      Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять  обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или  до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

      Федеральным конституционным законом о Конституционном  Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный  юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии  не менее 15 лет.  Предельный возраст  пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность  с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний  день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором  ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным ФКЗ. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.

          Судья считается ушедшим или удаленным  в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным  пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном  Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.  

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ   

      Конституционный суд ранее состоял из двух палат  из 10 и 9 судей, комплектовавшихся по жребию, порядок проведения жеребьёвки устанавливался Регламентом Конституционного Суда. Так было вплоть до принятия Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ, в соответствии с которым деление суда на палаты было отменено. Теперь в соответствии со ст. 20 нового ФКЗ Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний.

      Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие  сторон. Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым. .

      Конституционный Суд вправе рассмотреть в заседании  любой вопрос, входящий в его компетенцию. Суд: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик  уставов субъектов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.  

      Председатель  Конституционного Суда РФ:

      -руководит  подготовкой заседаний Конституционного  Суда, созывает их и председательствует  на них; 

      -вносит  на обсуждение Конституционного  Суда вопросы, подлежащие рассмотрению  в заседаниях;

      -представляет  Конституционный Суд в отношениях  с государственными органами  и организациями, общественными  объединениями, по уполномочию  Суда выступает с заявлениями  от его имени; 

      -осуществляет  общее руководство аппаратом  Конституционного Суда, представляет  на утверждение Конституционного  Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

      -осуществляет  другие полномочия в соответствии  с действующим законодательством  и Регламентом Конституционного  Суда.

      Председатель  Конституционного Суда издает приказы  и распоряжения.

        

АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 

      После возобновления деятельности Конституционного Суда в 1995г. была усовершенствована  структура его аппарата, утверждено новое штатное расписание. Если оставить в стороне существующие в каждой крупной организации хозяйственно-административные подразделения, в аппарате Суда можно  выделить две составные части.

      Одна  из них - это так называемый аппарат  судей. При каждом судье состоят  три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему  подчиненных (аппарат Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря  по численности несколько больше).  

      Вторая  часть - это секретариат, состоящий  из ряда управлений, названия которых  говорят сами за себя (например, Управление Конституционного права, Управление конституционных  проблем частного права, Управление конституционных основ федеративного  устройства и самоуправления территории, Управление международного права и  др.). В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов по соответствующей  проблематике. В секретариате имеются  также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного Суда, обеспечением Суда необходимой правовой информацией. Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

      Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение  Суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном  порядке поступающие в Суд  обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих  изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда.

      Руководители  Секретариата и его подразделений  утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует  Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

      В составе аппарата Конституционного Суда РФ возрожден существовавший до 1917г. институт судебных приставов. На них  возлагается поддержание порядка в заседаниях Суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей Суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при определенных обстоятельствах - штрафа.

В целом  аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован  специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном  и практическом поприще.

Информация о работе Конституционный суд РФ