Контрольная работа по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:23, контрольная работа

Описание

1. Назовите нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу на территории РФ?
3. Кто согласно Конституции РФ является носителем суверенитета и источником власти в РФ?

Работа состоит из  1 файл

правоведение.docx

— 37.14 Кб (Скачать документ)

    Как глава государства Президент  осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции, он формирует и возглавляет  Совет Безопасности. Статус этого  органа, юридическую природу его  актов еще предстоит определить федеральным законом. Очевидно, что этот конституционный орган должен рассматривать вопросы внутренней и внешней политики России, касающиеся государственной, экономической, оборонной, экологической и иных видов безопасности, вырабатывать единую концепцию национальной безопасности России, координировать деятельность иных государственных Структур, занимающихся обеспечением безопасности страны.

    К компетенции Президента относится  утверждение военной доктрины России, которая является частью общей концепции  безопасности. Современная военная  доктрина России была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993г. и содержит установку  на создание относительно небольших, но достаточно мощных вооруженных сил, готовых к оперативному использованию  при возникновении угроз безопасности России. По Конституции Президент  назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей  международной практикой Президент  является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации.

    В случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственной ее угрозы глава  государства вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе (ст. 87, ч. 2, Конституции). Режим военного положения  должен быть определен федеральным  конституционным законом.

    Угроза  безопасности России может возникнуть не только в связи с военной  агрессией, но и в силу ряда внутренних причин: экологические катастрофы, природные (стихийные) бедствия, массовые беспорядки и др. В этих случаях, согласно ст. 88 Конституции, Президент  при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным  законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    4). Полномочия в области внешней политики и международных отношений. Полномочия Президента в сфере внешней политики сконцентрированы главным образом в ст. 86 Конституции. Самое важное из них записано в пункте «а» этой статьи, где говорится, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др. В качестве руководителя внешней политикой России Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской федерации (п. «б» ст. 86 Конституции). В соответствии с нормами международного права Президенту России не требуется подтверждения соответствующих полномочий на ведение переговоров и подписание договоров перед другой стороной, они органически присущи ему как главе государства.

    Действующая Конституция прямо не дает ответа на вопрос о том, какая из палат  Федерального Собрания и в каком  порядке ратифицирует международные  договоры и соглашения, подписываемые  Президентом. Вместе с тем положение  п. «в» ст. 860 том, что Президент  «подписывает ратификационные грамоты», косвенным образом свидетельствует  о признании самой процедуры  ратификации парламентом международных  договоров и соглашений России. В  связи с этим необходимо принятие отдельного федерального закона о международных  договорах и соглашениях Российской Федерации, в котором среди прочих проблем целесообразно было бы урегулировать  и вопросы ратификации.

    Согласно  Конституции, Президент принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических  представителей. Верительная грамота  свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя  иностранного государства в связи  с окончанием его миссии и вручается  перед его отбытием из России.

    5). Иные полномочия Президента. Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.

    Важнейшее из них - решение о назначении референдума (п. «в» ст. 84 Конституции). Как уже отмечалось, референдум представляет собой всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Референдум может быть способом законотворчества, средством принятия прямым народным голосованием законопроектов. И в этом смысле он может рассматриваться как форма участия Президента в законодательной деятельности. Но поскольку назначение референдума не исчерпывается одобрением законопроектов, соответствующее полномочие Президента имеет более широкое значение.

    К компетенции Президента относится  решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического  убежища. В Конституции не конкретизируется, какие конкретно вопросы гражданства  решаются Президентом России. Это  сделано Законом Российской Федерации  от 28 ноября 1991г. «О гражданстве Российской Федерации». К компетенции главы  государства отнесены вопросы приема, выхода и восстановления в гражданстве  Российской Федерации, прописана процедура  рассмотрения соответствующих обращений. При этом, безусловно, глава государства  должен руководствоваться и нормами  Конституции Российской Федерации, посвященными гражданству.

    Что же касается основания и порядка  предоставления Президентом России политического убежища, то они урегулированы  Конституцией более детально. Статья 63 устанавливает, что Российская Федерация  предоставляет политическое убежище  иностранным гражданам и лицам  без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или  бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Право  убежища не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача осуществляется на основе федерального закона или  международного договора (ч. 2 ст. 63 Конституции).

    На  основании п. «б» ст. 89 Конституции  Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации. В настоящее время перечень государственных наград России определен Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994г. «О государственных наградах Российской Федерации». Единый перечень почетных званий Российской федерации законом не установлен, действуют самостоятельные положения о каждом из них. Высшие специальные звания, например классные чины для работников судебной системы, прокуратуры, органов юстиции, устанавливаются соответствующими законами и подзаконными актами.

    Президент Российской Федерации осуществляет помилование (п. «в» ст. 89 Конституции). В законодательстве России отсутствует  специальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок реализации соответствующей нормы, однако сложилась  весьма устойчивая практика применения помилования. Актом помилования  является решение главы государства  о смягчении наказания или  полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим  ходатайством. Решения о помиловании  принимаются только по тем лицам, в отношении которых вынесенный судом обвинительный приговор вступил  в законную силу. Как правило, помилование  связано с заменой смертной казни  на наказание в виде лишения свободы. Однако объектом помилования могут  быть, в принципе, любые виды наказания.

    Акты  помилования всегда конкретны, персонифицированы. Этим помилования отличаются от амнистии, правом применения которой наделена Государственная Дума.

    Порядок избрания Президента РФ:

    Избрание  первого Президента России осуществлялось на основе Конституции РСФСР и  специального Закона «О выборах Президента РСФСР». После принятия Конституции 1993 года действие данного Закона было прекращено. Предусмотренный ч. 4 ст. 81 Конституции 1993 года новый Федеральный закон о выборах Президента России принят 21 апреля 1995г. Поэтому в настоящее время и Конституция России (ст.ст, 32, 81, 82), и данный Закон определяют срок полномочий Президента, порядок его избрания и вступления в должность. Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов главы государства определяются и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

    Конституция 1993 года устанавливает, что Президент  России избирается сроком на четыре года. Срок полномочий первого Президента России прежним законодательством  был установлен в пять лет. В п. 3 «Заключительных и переходных положений» Конституции 1993 года определено, что  Президент, избранный в соответствии с ранее действовавшей Конституцией 1978 года, осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран.

    Ограничение срока полномочий Президента, как  и норма ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентской власти в пожизненную должность.

    Конституция 1993 года установила, что избрание Президента осуществляется гражданами России на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

    Кроме перечисленных принципов избирательного права в Конституции закреплен  ряд требований (цензов), предъявляемых  к кандидату на пост Президента России. Основной закон требует, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке  был гражданином России.

    Конституцией  Российской Федерации устанавливается  ценз оседлости (т. е. требование постоянного  проживания на территории страны в  течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция  не определяет, идет ли речь о непрерывном  сроке или возможно его составление  из отдельных временных отрезков.

    Конституция России устанавливает и возрастной ценз для главы государства: Президент  не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских  полномочий, особой важностью функций  этого должностного лица, для осуществления  которых необходимы большой жизненный  опыт и навыки управленческой работы.

    В отличие от ранее действовавшей, новая Конституция не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).

    Названными  положениями исчерпываются конституционная  регламентация способа избрания Президента и конституционные требования, предъявляемые к кандидатам на этот пост. Остальные вопросы, связанные  с выборами, решаются в Федеральном  законе «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно ст. 4 этого Закона, выборы Президента назначает Совет  федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения  конституционного срока, на который  был избран Президент Российской Федерации.

    Выборы  Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю  территорию Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Право выдвижения кандидата на должность  Президента Российской Федерации принадлежит  непосредственно избирателям и  политическим партиям.

    Согласно  ст. 32 Федерального закона «О выборах  Президента Российской Федерации», выдвижение кандидата на должность Президента России производится на съезде (конференции) политической партии. Она вправе выдвинуть  только одного кандидата на должность  Президента. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.

    Кандидат  на должность Президента, может быть, выдвинут непосредственно избирателями, для чего гражданин или группа граждан России, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в  количестве не менее 500 человек для  выдвижения кандидата на должность  Президента,

    Избирательное объединение или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50000 от требуемого общего числа подписей. Сбор подписей является необходимым условием регистрации кандидата на должность Президента и включения его фамилии и бюллетень для голосования.

    Избранным считается кандидат на должность  Президента Российской Федерации, который  получил более половины голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании. В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"