Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:14, контрольная работа
Задачи контрольной работы - рассмотреть понятие и основания и пределы ограничения прав человека и гражданина по российскому законодательству.
Введение
1. Понятие ограничения прав человека и
гражданина по Российскому законодательству
2.Классификация ограничений
прав и свобод человека
3. Пределы ограничения прав человека
и гражданина по российскому законодательству
4. Основания ограничения прав человека
5. Способы ограничения прав человека
6.Федеральные законы, ограничивающие права
и свободы человека и гражданина
Заключение
Список использованной литературы
Ограничения прав в период чрезвычайного или военного положения, как правило: а) не распространяются на основные права граждан; б) носят ограниченный по объему и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта. Даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться. Такой подход согласуется с закрепленной в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ нормой, согласно которой в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права, предусмотренные ст. ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46 - 54 Конституции РФ.
Примечательно,
что практически одновременно отдельные
положения о возможных
Если
способы ограничения
Одно из конституционных правил ограничения основных прав и свобод выражено в словах: «только в той мере, в какой это необходимо.
Это
правило о необходимости
Следовательно,
ограничения во всех случаях должны
преследовать цель - найти разумный компромисс
между общественной необходимостью и
интересами обладателя права. Безусловно,
ограничение права возможно до тех пределов,
при которых оно не вступает в противоречие
с истинным назначением самого права.
4.
Основания ограничения
прав человека
В
философско-правовом смысле общие основания
ограничения прав и свобод человека
и гражданина можно определить как
обусловленные политико-
Пользование правами всегда сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".
Правовые
ограничения содержатся в ст. 19 Международного
пакта о гражданских и
а) для уважения прав и репутации других лиц,
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".
В
Международном пакте о
Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты нрав и свобод других лиц".
В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
В других статьях Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.
Законодательство
РФ устанавливает ответственность
за нарушение этих запретов. Например,
ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную
ответственность за нарушение национального
и расового равноправия;ст.280 — за
публичные призывы к
Российское законодательство содержит запреты, связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые являются угрозой нравственности общества.
Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).
Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом.
Таким
образом, существуют основания, предусмотренные
законом, для ограничения прав и
свобод с целью устранения угрозы
важнейшим ценностям —
Следует
отметить, что кроме этих универсальных
оснований права человека могут
быть ограничены Законом в условиях
чрезвычайного или военного положения.
Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает,
что в условиях чрезвычайного положения
для обеспечения безопасности граждан
и защиты конституционного строя в соответствии
с федеральным конституционным законом
могут устанавливаться отдельные ограничения
нрав и свобод с указанием пределов и срока
их действия. При этом часть третья указанной
статьи отмечает: "Не подлежат ограничению
права и свободы, предусмотренные статьями
20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть
1), 46-54 Конституции Российской Федерации".
5.
Способы ограничения
прав человека
Ограничения
– меры, направленные на реализацию
позитивных прав и свобод человека
и гражданина, исключающие нелегитимные
способы их реализации. Ограничения
есть форма реализации позитивных действий
и исключение действий негативных.
Ограничения можно
По форме выражения способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть следующими:
а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);
б) запрет на реализацию права в целом (абсолютный запрет);
в)
вмешательство в право
г) обязанность;
д)
ответственность.
6.Федеральные законы, ограничивающие права
и
свободы человека
и гражданина
Ограничение
прав и свобод граждан в целях,
указанных в ч. 3 ст.55 Конституции РФ, предусмотрены
в ряде других федеральных законов. Эти
ограничения чаще всего выступают как
необходимые условия для деятельности
правоохранительных органов, признанных
охранять права и свободы всех граждан.
Такие законы, абсолютно необходимые в
интересах большинства граждан, одновременно
таят опасность злоупотреблений ими, что
заставляет законодателя тщательно фиксировать
пределы прав соответствующих органов
и условия применения ими принуждения
по отношению к гражданам. Среди такого
рода законов, принятых в Российской Федерации,
особенно важны законы об органах федеральной
службы безопасности, о внутренних войсках
МВД, о милиции, об оперативно-розыскной
деятельности, о государственной охране.
Федеральный
закон «Об органах федеральной
службы безопасности в РФ» (в редакции
от 30 декабря 1999 г.) предоставляет органам
безопасности право устанавливать на
конфиденциальной основе отношения сотрудничества
с лицами, давшими на это согласие; осуществлять
дознание и предварительное следствие
по определенным делам, иметь следственные
изоляторы; беспрепятственно входить
в жилые и иные помещения, принадлежащие
гражданам и организациям, в определенных
случаях; проверять у граждан документы,
удостоверяющие личность; осуществлять
административное задержание лиц, совершивших
правонарушение, и др.
Органы
ФСБ вправе производить оцепление
(блокирование) участков местности (объектов)
при пресечении актов терроризма,
массовых беспорядков, а также при
розыске лиц, совершивших побег
из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых
в совершении преступлений, дознание и
предварительное следствие по которым
отнесены законодательством РФ к ведению
органов федеральной службы безопасности,
осуществляя при необходимости досмотр
транспортных средств. При этом они принимают
меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности
населения и функционирования в этих целях
соответствующих объектов в данной местности.
Эти органы также могут временно ограничивать
или запрещать передвижение граждан и
транспортных средств по отдельным участкам
местности (на отдельных объектах), обязывать
граждан оставаться там или покинуть эти
покинуть эти участки в целях защиты жизни,
здоровья и имущества граждан, проведения
неотложных следственных действий, оперативно-розыскных
и антитеррористических мероприятий.