Организационно-правовые принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:15, контрольная работа

Описание

В гражданском процессе эти принцип проявляется в том, что в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), понимают особое место. Приоритет судебной формы зашиты права поражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается во сколькими органами, в число которых входит суд.

Содержание

1. Теоретический вопрос…………………………………………….3
2. Задача 1….…………………………………………………...……12
3. Задача 2……………………………………………………………13
4. Задача 3……………………………………………………………14
5. Список использованных источников..…………………………..15

Работа состоит из  1 файл

КР 1.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный

Технический университет»  
 
 

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра Юриспруденции 
 

Контрольная работа №1

по дисциплине «Гражданско-процессуальное право»

Вариант 1 
 
 

Выполнил

студент 9ЮР4а-1       Муленкова Н.П. 

Проверил

преподаватель       Кожевникова Н.В.  
 
 
 
 

2012 
Содержание 

    1. Теоретический вопрос…………………………………………….3
    2. Задача 1….…………………………………………………...……12
    3. Задача 2……………………………………………………………13
    4. Задача 3……………………………………………………………14
    5. Список использованных источников..…………………………..15

 

Вопрос.

      Организационно-функциональные принципы правосудия. 

     В гражданском процессе эти принцип проявляется в том, что в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), понимают особое место. Приоритет судебной формы зашиты права поражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается во сколькими органами, в число которых входит суд. Окончательные решение принимается судом, например, по трудовым спорам после КТС решение по заявлению заинтересованного лица принимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; в) и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 1 1 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ))[1]. Правосудие — специальный вид государственной деятельности и осуществляется только судьями, наделенными полномочиями в установленном порядке, и в строго процессуальной форме, установленной процессуальным законом.

     Данный  принцип имеет конституционное  закрепление и провозглашается  в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации[2], в которой записано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

     Содержание  этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского судопроизводства.

     Принцип отправления правосудия только судом  действует и в гражданском, и  в арбитражном судопроизводствах (процессах).

     К гражданском процессе этот принцип  проявляется в том, что в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), понимают особое место. Приоритет судебной формы зашиты права поражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается во сколькими органами, в число которых входит суд. Окончательные решение принимается судом, например, по трудовым спорам после КТС решение по заявлению заинтересованного лица принимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; в) и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 1 1 ГК РФ). Правосудие — специальный вид государственной деятельности и осуществляется только судьями, наделенными полномочиями в установленном порядке, и в строго процессуальной форме. установленной процессуальным законом.

     Изначальный организационный принцип п гражданского судопроизводства — принцип гражданского судопроизводства – принцип выборности судей и народных заседателей. Данное положение было закреплено в ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[3].

     В настоящее время суды формируются  иначе и судьи не избираются, а назначаются на должность.

     Существуют  два способа назначения судей  на должность: одни судьи назначаются  Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другие — Президентом Российской Федерации.

     Независимо  от того, в каком порядке происходит назначение на должность судьи, ни одно лицо не может быть представлено к  назначению без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

     Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ назначается на должность Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

     По  представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда РФ, Совет  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает на должность также заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и других судей Верховного Суда РФ.

     Председатели, заместители председателей и  судьи судов субъектов Российской Федерации, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения квалификационной коллегии судей и законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

     Председатель  Верховного Суда РФ, его заместители, председатели (заместители председателей) верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

     Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.

     Предельный  возраст пребывания в должности судьи федерального суда и мирового судьи — 70 лет.

     Дела  в суде первой инстанции рассматриваются  судьями единолично. При единоличном  рассмотрении судья действует от имени суда. Коллегиальное рассмотрение гражданских дел в суде первой инстанции — исключение из общего правила (ст. 7 Гражданско-процессуального Кодекса РФ(далее ГПК РФ)[4].

     Коллегиальное рассмотрение дела в составе трех профессиональных судей предусмотрено, например, по делам о расформировании  избирательной комиссии (ч. З ст. 260 [ПК РФ).

     Гражданские дела в судах кассационной и надзорной  инстанций суды рассматривают коллегиально.

     Этот  принцип провозглашен в Конституции  РФ и означает, что при осуществлении  правосудия судьи независимы, подчиняются  только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции). Независимость судей — важнейший принцип правосудия.

     Судьи рассматривают и разрешают гражданские  дела в условиях, исключающих постороннее  на них воздействие. Любое вмешательство  в деятельность судей по осуществлению  правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК РФ).

     Независимость судей обеспечивается целым рядом  конституционных гарантий (ст. 120—124 Конституции РФ), конкретизированных в нормах законодательства о судебной системе Российской Федерации и в ГПК.

     Вопросы, возникающие при рассмотрении дел  судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председатательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписание этой решений  вправе изложить в письменном виде свое особое мнение.

     Какое бы то ни было постороннее воздействие  на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.

     Суждения  о фактических обстоятельствах  дела, достоверности доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.

     Судья обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов  власти должностных лиц.

     Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями.

     К политическим гарантиям независимости  судей относятся те положения  закрепленные в различных законах, которые закрепляют судьям быть представителями  каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движении  представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.

     К экономическим гарантиям независимости  судей относятся такие положения  законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее  высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы.

     К юридическим гарантиям независимости  судей относятся: установленный законом порядок отправления правосудия, установленный порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего указания о достоверности или недостоверности доказательств о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела.

     Судья, члены его семьи и их имущество  находятся под особой защитой  государства. Органы внутренних дел  обязаны принимать необходимые  меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности  принадлежащего им имущества.

     Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

     Средства  массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.

     Независимость судей гарантируется неприкосновенностью  личности судьи (ст. 16 Закона РФ «О статусе  судей в Российской Федерации» и  ст. 16 Закона ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию принадлежащее ему имущество и документы.

     Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован порядок привлечения судей к уголовной и административной ответственности (ч. 3—4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» с изм. и доп. от 28 ноября 2001г.)[3].

     Этот  принцип имеет свое начало в конституционном  и гражданском праве. Равенство  участников гражданского оборота перед законом и судом есть, прежде всего, элемент правового статуса граждан и организаций в обществе. Этот принцип по своей правовой природе происходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого- либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ)[1].

Информация о работе Организационно-правовые принципы правосудия