Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:33, курсовая работа
Публичные правоотношения возникают между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, с другой. При этом орган государства выступает в качестве носителя государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичных правоотношений властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства.
Введение……………………………………………………………………………………… 1
Процессуальные особенности производства по делам, возникающих из публичных правоотношений…………………….…..……… 2 - 5
Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов……………………………………………………...… 6 - 11
Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих………………………………………………………………………………………… 12 - 16
Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России………………………………………... 17 – 20
Производство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях……………………………………… 21 – 22
Заключение…………………………………………………..…………………..... 23 – 24
Список используемой литературы……………
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо вышестоящий орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение 3 дней со дня вступления решения в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по общим правилам ст. 206 ГПК.
Суд
отказывает в удовлетворении заявления,
если установит, что оспариваемое решение
или действие принято, либо совершено
в соответствии с законом в пределах полномочий
органа государственной власти, органа
местного самоуправления, должностного
лица, государственного или муниципального
служащего и права, либо свободы гражданина
не были нарушены.
§ 4. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИИ.
Избирательные права граждан относятся к числу важнейших политических прав. Активные и пассивные избирательные права закреплены в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ. Эти права наряду с другими «обеспечиваются правосудием».11
Избирательные споры – это споры по поводу применения избирательного законодательства, возникающие в ходе референдума либо при назначении, подготовке проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются избирательными комиссиями различных уровней либо в судебных инстанциях.12 К их числу относятся дела, связанные с :
Наиболее распространенной причиной возникновения таких дел в суде является нарушение активного и пассивного избирательного права граждан.
Возбуждение дела. Гражданский процессуальный кодекс предусматривает широкий перечень лиц, наделённых правом обращаться в суд с заявлениями о возбуждении таких дел. Всех их закон делит на две группы. К первой группе относятся избиратели, кандидаты, доверенные лица кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, политические партии, их региональные отделения, общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, прокурор. Указанные лица вправе обращаться в суд с заявлением на решения или действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, если считают, что такие действия нарушают избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ.14
Во вторую группу лиц входят избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой). Они вправе обращаться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, её региональным отделением, а также иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума.
Заявление подается по правилам о подсудности, установленной ст. 24-27 ГПК. Верховному Суду РФ подсудны дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссией РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума, рассматриваются верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа.
Рассмотрение дела в суде. Дела о защите избирательных прав граждан рассматриваются судьёй единолично, а дело о расформировании комиссии – судом в коллегиальном составе трёх профессиональных судей (ст. 260 ГПК).
Судебное разбирательство заявлений жалоб и происходит с участием заявителя, представителя соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии, референдума, должностного лица, прокурора. Неявка их в суд, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.
Существенное значение имеют сроки рассмотрения дел.
Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в течение 3 дней со дня его подачи, но не позднее дня предшествующего дню голосования, а в день голосования – немедленно.
Заявление, поданное в суд в ходе избирательной компании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в течение 5 дней со дня подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в следующий за ним день – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение относительно заявления принимается не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления.
Заявление избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявления кандидатов, зарегистрированному по тому же избирательному органу, избирательного объединения, избирательного блока, списки которых зарегистрированы по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) рассматриваются не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
Заявление относительно решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев со дня его подачи. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.
Решение суда. При обоснованности заявления или жалобы суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) незаконным и обязывает удовлетворить требования заявителя либо иным путём восстановить его право.
При установлении законности оспариваемого решения или действия (бездействия) суд отказывает в удовлетворении заявления
Решение суда исполняется в указанные судом сроки по общим основаниям ст. 206 ГПК. Кассационная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав или права участия в референдуме граждан России в ходе избирательной компании или подготовки может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
§ 5. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.
В соответствии со ст. 30.4 КоАП при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья:
При рассмотрении жалобы судьёй единолично в 10-дневный срок со дня её поступления со всеми материалами дела в суд.
При
рассмотрении жалобы на постановление
суда по делу об административном правонарушении
соблюдаются общие
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях согласно ст. 30.7 КоАП выносится одно из следующих решений:
Решение суда вступает в законную силу и может быть обжаловано по общим основаниям Гражданского процессуального кодекса РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя
итог, следует отметить, что производство
по делам, возникающим из публичных
правоотношений – это один из видов
судопроизводства наряду с исковым
и особым. Производство по публичным
делам наряду с общими с другими
видами производств чертами имеет
и определенные особенности. Эти
особенности обусловлены как
спецификой предмета судебного
разбирательства, так и неравенством
субъектов права в сфере
От того, в каком производстве рассматривается заявление, зависит объем прав лиц, участвующих в деле, распределение бремени доказывания, сроки, в течение которых лицо может обратиться в суд за защитой своих прав, и, наконец, сроки рассмотрения дела судом.
Гражданский процессуальный кодекс РФ четко разграничивает виды судопроизводств и относит к каждому виду судопроизводства конкретные категории дел. Поэтому истец (заявитель) не вправе выбрать по своему усмотрению вид гражданского судопроизводства, в котором следует рассматривать его дело. При этом ГПК РФ содержит нормы, предписывающие, как должен действовать судья в том случае, если поданное в суд заявление не может быть рассмотрено в том производстве, на котором настаивает заявитель. Это, например, п. 3 ст. 247 ГПК РФ об оставлении без движения или возвращении заявления, поданного в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, если имеется спор о праве.
Такое
регулирование представляется вполне
оправданным, так как не допускает
возможности злоупотребления со
стороны лиц, обращающихся в суды, своими
правами путем выбора наиболее благоприятного
для них (например, с точки зрения подсудности)
и ущемляющего права других лиц, участвующих
в деле, вида судопроизводства.16
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Особенности производства по делам, возникающих из публичных правоотношений