Особенности развития рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:00, контрольная работа

Описание

В этой связи целесообразно оценить перспективное состояние сферы занятости, а также рынка труда исходя из предположений о сохранении большинства настоящих тенденций изменения его структур (территориальной, отраслевой и др.). Среди этих тенденций целесообразно выделить: нерешенные вопросы в области трудовых ресурсов, унаследованные от советского периода; ряд негативных тенденций, сформировавшихся в период реформ; наконец, новые тенденции и проблемы, привнесенные на этапе экономического роста в динамику основных социально-экономических показателей.
Целью контрольной работы является изучение рынка труда и занятости населения в РФ.
Задачи контрольной работы: проанализировать состояние рынка труда в РФ, рассмотреть сущность, причины, основные виды и последствия безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В РФ
1.1 Основные черты российского рынка труда
1.2 Основные тенденции в сфере занятости населения в РФ
1.3 Основные проблемы в области занятости населения

2. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1 Безработица – виды и причины
2.2 Последствия безработицы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Моя контрольная рынок труда.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

    -процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании;

    -рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др.;

     - возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста;

    -расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);

    -легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; трансформация скрытых резервов рабочей силы в “подавленную” (латентную) безработицу; углубление поляризации регионов РФ с точки зрения возможностей обеспечения занятости;

    -усиление процессов текучести, высвобождение рабочей силы, трудовой миграции, изменение ее направлений и форм;

    -активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике.

    Уровень официально зарегистрированной безработицы на начало 2008г. с учетом работающих в режиме неполной занятости и находящихся в отпусках по инициативе администрации достигает более 20% экономически активного населения.

    Критическим, пороговым значением уровня безработицы  в международной практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повышение до отметки 15—20%, но на срок не более чем 3—5 лет.

    Массовая  занятость населения в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы, действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактически бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда. Тенденция к минимизации функции государства по обеспечению занятости, его самоустранение от решения социальных задач и передача их на уровень регионов противоречат интересам стабилизации экономики и вывода страны из кризиса.

    В сложившейся ситуации рост безработицы, являющийся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа самоубийств.

    Основным  принципом корректировки и настройки  механизма скоординированного функционирования рынков труда и капитала является его соответствие критериям реализации приорететности национально-государственных  интересов, а также интересов  регионов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных Конституцией и законами РФ.

      Наряду с ростом численности занятых в возрасте 45-54 лет, сокращение численности затронуло практически все остальные возрастные группы. В наибольшей степени оно проявилось в возрастных группах до 20 лет, 30-39 лет, 55-59 лет. По данным обследования населения по проблемам занятости Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) России, к концу 2007 г. средний возраст занятых в народном хозяйстве приблизился к 40 годам. В целом ряде отраслей эта возрастная граница уже превышена: так, в науке и научном обслуживании средний возраст занятых составляет 44 года. Экстраполяция тенденций, сложившихся в возрастной структуре занятых, показывает, что абсолютная численность и доля занятых в возрасте 40-49 лет будут продолжать увеличиваться. Для возрастных групп 60-72, 20-29, 35-39 лет характерным будет незначительный рост или стабилизация достигнутых к настоящему моменту значений. Учитывая их относительно невысокий уровень (особенно в возрастной группе 20-29 лет), можно говорить о том, что в среднесрочной перспективе экономика будет испытывать особо острый недостаток в молодых, перспективных работниках. Дополняет картину снижение численности занятых в возрастной группе 30-34 года. Таким образом, при сохранении сложившихся тенденций в будущем наблюдается снижение численности занятого населения наиболее активных возрастных групп.

    Одновременно  с постарением населения происходит ухудшение здоровья трудовых ресурсов, снижение их качественных характеристик и способности к длительному и интенсивному труду. Так, ухудшение здоровья приводит к увеличению периодов временной нетрудоспособности, что означает потери отработанных человеко-часов. Им может быть поставлена в соответствие численность не занятых в процессе создания ВВП по причине временной нетрудоспособности, равная примерно 1,5 млн. чел. Наибольшая величина потерь рабочего времени данной категории наблюдается в промышленности, а также в отраслях образования, здравоохранения, культуры и искусства.

    Потери  увеличиваются, если на работе отсутствуют  временно не трудоспособные квалифицированные  специалисты, способные к большей  производительности. Реальный ущерб  от ухудшения состояния здоровья, как для работников, так и для производства заключается и в том, что работник подчас трудится, не оформляя листка временной нетрудоспособности, это приводит к понижению производительности труда и повышению риска травматизма.

    В среднесрочной перспективе прирост численности населения в трудоспособном возрасте будет происходить, прежде всего, за счет мужчин. Вместе с тем контингент занятых в экономике на фоне ограниченного демографического ресурса будет не в последнюю очередь пополняться посредством вовлечения в сферу занятости женской рабочей силы. Рост занятости в 2007г. обеспечивался, главным образом, за счет увеличения численности занятых женщин, которое составило около 5%. Численность занятых в экономике мужчин за этот период осталась практически неизменной: прирост всего около 150 тыс. чел. Анализ изменений занятости по полу в отраслевом разрезе показывает, что в наибольшей степени численность занятых женщин возросла в лесном хозяйстве (почти на 20%), оптовой и розничной торговле (на 18,5%), финансах и кредите (на 17,8%), в культуре и искусстве (на 11%). Одновременно с этим сократилась численность занятых женщин в науке и научном обслуживании (на 2,7%), строительстве (1,8%), сельском хозяйстве (5,3%). При этом в первых двух из этих отраслей в 2007 г. произошла некоторая корректировка численности занятых в большую сторону, и только в сельском хозяйстве — в меньшую. Рост занятых женщин осложняет в среднесрочной перспективе проблему сочетания ими детородной функции и активной экономической деятельности, что требует разработки неотложных мер по ее решению.

    Усиление  значения внутренней и внешней трудовой миграции для российского рынка  труда.

      Неудовлетворительное решение проблем  внутренней (в том числе трудовой) миграции собственного населения  России, яркой характеристикой которого является высокая региональная структурная безработица (по нашим оценкам, не менее 30% общей безработицы), обостряет задачу выбора направлений и интенсивности миграционных потоков.

    Отдельную проблему представляет упорядочение миграционных взаимодействий со странами СНГ. Например, за последние годы происходило снижение миграционной подвижности между его государствами. Наиболее вероятным направлением потоков является движение из стран СНГ в Россию.. Россия, Белоруссия и Украина – основные принимающие страны. В 2007 г. в России на 100 выбывших приходилось 137 прибывших. Таким образом, Россия остается основной и – для ряда стран – наиболее привлекательной страной эмиграции в рамках СНГ.

    В целом удовлетворение потребности  в рабочей силе за счет трудовых мигрантов имеет неблагоприятные последствия:

    - основными районами миграции  из стран ближнего зарубежья  являются в силу экономической  привлекательности и территориальной  близости достаточно густонаселенные  центральные и приграничные южные  регионы России, что вызывает обострение в них проблем (на локальных рынках) труда и жилья, обеспечения мигрантов необходимым набором социальных благ, усиления конкуренции за вакантные рабочие места, повышения социальной напряженности в целом;

    - приток низкоквалифицированной рабочей силы сильно ограничивает область ее использования, кроме того, многие мигранты вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую и неквалифицированную работу, доходов от которой часто не хватает для нормального существования;

    - по экспертным оценкам, на территории России находятся 3,5-4 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса, чему в немалой степени способствует высокий уровень незаконной иммиграции и приток нелегальной рабочей силы;

    - происходит обострение проблем  с социально-культурной адаптацией  мигрантов.  
 

    1.3 Основные проблемы  в области занятости  населения 

    В настоящее время можно выделить ряд факторов, обусловливающих изменение  ситуации в сфере наемного труда.

    1. Нарастает напряженность на рынке труда. Сохраняется избыточная занятость.

    2. Увеличивается доля работников, находящихся в административных  отпусках. Одновременно увеличилась  средняя; продолжительность административных  отпусков.

    3. Происходят сокращение фактического  рабочего времени в среднем до четырех рабочих дней в неделю и увеличение доли работающих в режиме неполной занятости.

    4. Кризис в сфере оплаты труда  выражается в значительном снижении  реальной заработной платы; усилении  необоснованной межотраслевой и  межрегиональной дифференциации в оплате труда; расширении практики использования неоплаченного труда. Несмотря на принимаемые правительством меры, уровень суммарной задолженности по заработной плате в отраслях экономики не уменьшается.

    5. Изменение структуры рабочей силы по статусу занятости — резкое сокращение занятости в государственном секторе экономики и рост числа работающих в частном секторе.

    6. Снижение социальной защищенности  работников наемного труда проявляется  в неисполнении и нарушении  действующего трудового законодательства со стороны работодателей; отсутствии эффективных институтов и механизма государственного и общественного контроля за действиями работодателей и частном секторе; несоответствии трудового законодательств” практике трудовых отношений в сфере частного бизнеса; вытеснении из трудовых отношений “писанного права” реально действующим, что резко снижает социальную защищенность работника и сужает его возможности легальной защиты своих прав; формировании и закреплении “теневых” трудовых отношений, работы без заключения трудового договора (незарегистрированная занятость).

    Возможные механизмы защиты наемных работников. Среди них важнейшими являются следующие:

    1. Правовая защищенность наемных  работников.

    2. Альтернативные формы занятости. 

    Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы “дележа рабочих мест” и “дележа работы”

    3. Развитие системы страхования  от безработицы.

    Для этого необходимы следующие меры:

    -централизация фонда занятости;

    -повышение доли отчислений в фонд занятости. Это позволит увеличить размер пособий высвобождаемым работникам предприятий и тем самым стимулировать структурную перестройку предприятий;

    -на пособие могут претендовать только работавшие граждане;

    -использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

    -финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.

    Адаптация безработных к изменившимся требованиям  рынка должна производиться через  систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся  базовой квалификации. Следует также упростить процедуры регистрации безработных в службах занятости, активизировать их работу со всеми категориями обращающегося к ним населения.

    4. Усиление гарантий в сфере  оплаты труда и решение проблемы  неплатежей заработной платы. 

    Возможно  несколько направлений улучшения сложившейся ситуации, в том числе:

    -повышение административной ответственности за необоснованные нарушения сроков и размеров выплаты заработной платы, а также использование этих средств не по назначению;

    -неплатежи заработной платы должны быть признаны такой же задолженностью, как и любые другие долги. По сути, это и есть долги, и они должны возмещаться с процентами, прогрессивно нарастающими с увеличением срока задолженности.

    5. Создание действенной системы  защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на общефедеральном уровне призвана на практике обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Информация о работе Особенности развития рынка труда