Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:00, контрольная работа
В этой связи целесообразно оценить перспективное состояние сферы занятости, а также рынка труда исходя из предположений о сохранении большинства настоящих тенденций изменения его структур (территориальной, отраслевой и др.). Среди этих тенденций целесообразно выделить: нерешенные вопросы в области трудовых ресурсов, унаследованные от советского периода; ряд негативных тенденций, сформировавшихся в период реформ; наконец, новые тенденции и проблемы, привнесенные на этапе экономического роста в динамику основных социально-экономических показателей.
Целью контрольной работы является изучение рынка труда и занятости населения в РФ.
Задачи контрольной работы: проанализировать состояние рынка труда в РФ, рассмотреть сущность, причины, основные виды и последствия безработицы.
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В РФ
1.1 Основные черты российского рынка труда
1.2 Основные тенденции в сфере занятости населения в РФ
1.3 Основные проблемы в области занятости населения
2. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1 Безработица – виды и причины
2.2 Последствия безработицы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании;
-рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др.;
- возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста;
-расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);
-легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; трансформация скрытых резервов рабочей силы в “подавленную” (латентную) безработицу; углубление поляризации регионов РФ с точки зрения возможностей обеспечения занятости;
-усиление процессов текучести, высвобождение рабочей силы, трудовой миграции, изменение ее направлений и форм;
-активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике.
Уровень официально зарегистрированной безработицы на начало 2008г. с учетом работающих в режиме неполной занятости и находящихся в отпусках по инициативе администрации достигает более 20% экономически активного населения.
Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повышение до отметки 15—20%, но на срок не более чем 3—5 лет.
Массовая
занятость населения в
В сложившейся ситуации рост безработицы, являющийся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа самоубийств.
Основным
принципом корректировки и
Наряду с ростом численности занятых в возрасте 45-54 лет, сокращение численности затронуло практически все остальные возрастные группы. В наибольшей степени оно проявилось в возрастных группах до 20 лет, 30-39 лет, 55-59 лет. По данным обследования населения по проблемам занятости Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) России, к концу 2007 г. средний возраст занятых в народном хозяйстве приблизился к 40 годам. В целом ряде отраслей эта возрастная граница уже превышена: так, в науке и научном обслуживании средний возраст занятых составляет 44 года. Экстраполяция тенденций, сложившихся в возрастной структуре занятых, показывает, что абсолютная численность и доля занятых в возрасте 40-49 лет будут продолжать увеличиваться. Для возрастных групп 60-72, 20-29, 35-39 лет характерным будет незначительный рост или стабилизация достигнутых к настоящему моменту значений. Учитывая их относительно невысокий уровень (особенно в возрастной группе 20-29 лет), можно говорить о том, что в среднесрочной перспективе экономика будет испытывать особо острый недостаток в молодых, перспективных работниках. Дополняет картину снижение численности занятых в возрастной группе 30-34 года. Таким образом, при сохранении сложившихся тенденций в будущем наблюдается снижение численности занятого населения наиболее активных возрастных групп.
Одновременно
с постарением населения
Потери увеличиваются, если на работе отсутствуют временно не трудоспособные квалифицированные специалисты, способные к большей производительности. Реальный ущерб от ухудшения состояния здоровья, как для работников, так и для производства заключается и в том, что работник подчас трудится, не оформляя листка временной нетрудоспособности, это приводит к понижению производительности труда и повышению риска травматизма.
В
среднесрочной перспективе
Усиление значения внутренней и внешней трудовой миграции для российского рынка труда.
Неудовлетворительное решение
Отдельную проблему представляет упорядочение миграционных взаимодействий со странами СНГ. Например, за последние годы происходило снижение миграционной подвижности между его государствами. Наиболее вероятным направлением потоков является движение из стран СНГ в Россию.. Россия, Белоруссия и Украина – основные принимающие страны. В 2007 г. в России на 100 выбывших приходилось 137 прибывших. Таким образом, Россия остается основной и – для ряда стран – наиболее привлекательной страной эмиграции в рамках СНГ.
В целом удовлетворение потребности в рабочей силе за счет трудовых мигрантов имеет неблагоприятные последствия:
-
основными районами миграции
из стран ближнего зарубежья
являются в силу экономической
привлекательности и
- приток низкоквалифицированной рабочей силы сильно ограничивает область ее использования, кроме того, многие мигранты вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую и неквалифицированную работу, доходов от которой часто не хватает для нормального существования;
- по экспертным оценкам, на территории России находятся 3,5-4 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса, чему в немалой степени способствует высокий уровень незаконной иммиграции и приток нелегальной рабочей силы;
-
происходит обострение проблем
с социально-культурной
1.3
Основные проблемы
в области занятости
населения
В настоящее время можно выделить ряд факторов, обусловливающих изменение ситуации в сфере наемного труда.
1. Нарастает напряженность на рынке труда. Сохраняется избыточная занятость.
2.
Увеличивается доля работников,
находящихся в
3.
Происходят сокращение
4.
Кризис в сфере оплаты труда
выражается в значительном
5. Изменение структуры рабочей силы по статусу занятости — резкое сокращение занятости в государственном секторе экономики и рост числа работающих в частном секторе.
6.
Снижение социальной
Возможные механизмы защиты наемных работников. Среди них важнейшими являются следующие:
1. Правовая защищенность наемных работников.
2.
Альтернативные формы
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы “дележа рабочих мест” и “дележа работы”
3. Развитие системы страхования от безработицы.
Для этого необходимы следующие меры:
-централизация фонда занятости;
-повышение доли отчислений в фонд занятости. Это позволит увеличить размер пособий высвобождаемым работникам предприятий и тем самым стимулировать структурную перестройку предприятий;
-на пособие могут претендовать только работавшие граждане;
-использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
-финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.
Адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка должна производиться через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации. Следует также упростить процедуры регистрации безработных в службах занятости, активизировать их работу со всеми категориями обращающегося к ним населения.
4.
Усиление гарантий в сфере
оплаты труда и решение
Возможно несколько направлений улучшения сложившейся ситуации, в том числе:
-повышение административной ответственности за необоснованные нарушения сроков и размеров выплаты заработной платы, а также использование этих средств не по назначению;
-неплатежи заработной платы должны быть признаны такой же задолженностью, как и любые другие долги. По сути, это и есть долги, и они должны возмещаться с процентами, прогрессивно нарастающими с увеличением срока задолженности.
5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на общефедеральном уровне призвана на практике обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.