Ответственность государственных служащих органов внутренних дел РФ по действующему законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:24, контрольная работа

Описание

Актуальность вопроса организации отдельного вида государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации определяется значением данного правового института как особого инструмента обеспечения общественной безопасности и правопорядка в жизни современного государства. Функционирование законодательства международного характера и сближение государств по различным направлениям свидетельствуют о том, что перед мировым сообществом стоят проблемы, решение которых возможно только в тесном единстве. В

Содержание

1.Введение………………………………………………………… ……...стр 3
2. . Понятие и основные признаки государственной службы в органах внутренних дел…………………………………………………………... стр 6
3.Принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации………………………………………………………………... стр 11
3. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел………………стр 15
4. Ответственность и виды ответственности сотрудников ОВД……….стр 18
3.Заключение…………………….…………………………………………стр 22
4. Список использованной литературы ………………………

Работа состоит из  1 файл

государственная служба овд.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Государственная служба в органах внутренних дел  строится на принципе соблюдения чести и достойности. На сегодняшний день, данный принцип не имеет своего прямого закрепления. Вместе с тем анализ законодательства о службе в органах внутренних дел (присяга сотрудника органов внутренних дел, суды чести и др.) позволяет говорить о косвенном его установлении. Честь, как моральная ценность, призвана поднять нравственный авторитет сотрудников, а следовательно, повысить уважение к органам внутренних дел. В то же время не следует забывать, что честь служащего органов внутренних дел - это не только его личная честь, но и честь конкретного носителя государственной власти.       Моральные качества, необходимые служащим органов внутренних дел для выполнения возложенных на них обязанностей - это честность, внимательное, четкое и своевременное реагирование на обращения и жалобы граждан, взаимопомощь, верность служебному долгу и др. Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям присяги, служебного долга, дорожить честью представителя федеральной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения.

Таким образом, необходимо сделать следующие основные выводы:

1) принципы службы  в органах внутренних дел представляют  собой основные исходные положения,  прямо или косвенно установленные в правовых нормах и концентрирующие в себе юридические требования, обязательные для всех участников государственно-служебных отношений;

2) государственная  служба в органах внутренних  дел, как разновидность федеральной  государственной службы, проявляет себя через свойственные только ей (либо общие, со спецификой данного вида государственной службы, либо самостоятельные) принципы, которые, образуя определенную систему, отличают ее от других видов государственной службы;

3) система принципов  службы в органах внутренних дел представляет собой определенную совокупность организационных, статусных и нравственно-правовых начал, устанавливающих ее сущность. Она выражается в соединении общих для всей государственной службы принципах, принципах федеральной государственной службы и принципах собственно службы в органах внутренних дел.

3. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел

Рассмотрение  правового статуса сотрудника органов  внутренних дел предполагает, прежде всего, необходимость определения  указанных субъектов.

В соответствии со статьей 1 Положения о службе в  органах внутренних дел таковыми являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов  внутренних дел или в кадрах МВД  России и имеющие специальные звания.

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел  произведен от правового статуса  органов внутренних дел. На данную особенность  обращает внимание Б.М. Манохин. Он, в  частности, отмечает, что полномочия государственных служащих вытекают из компетенции государственного органа, реализация которой и составляет содержание деятельности входящего в орган личного состава.     Следовательно, правовой статус сотрудника органов внутренних дел в самом общем виде можно определить как совокупность возложенных на него обязанностей в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также предоставленных ему государством и закрепленных в нормативных правовых актах прав.       Главным элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел, безусловно, является должность, концентрирующая в себе все другие элементы, без которых было бы невозможно определение правового положения служащего данных органов как представителя государственной власти.            Должность - отправное начало формирования как в целом правового положения сотрудника органов внутренних дел, так и основ его правового статуса.                              Важное место в структуре правового статуса сотрудника ОВД занимают государственно-властные полномочия, которыми он наделен и которые есть не что иное, как предоставляемые законодательством Российской Федерации права в сфере охраны общественного порядка, обеспечения личной и общественной безопасности.         Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" определяет, что государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность в  органах внутренних дел:

1) является структурной единицей федерального органа исполнительной власти;                                                 2) учреждается в установленном федеральным законодательством порядке;   3) наделяет государственно-властными полномочиями сотрудника органов внутренних дел как представителя федеральной исполнительной власти, а также его обязанности и права;                   3) включает денежное содержание, устанавливаемое Правительством Российской Федерации.                      Анализ Положения о службе в органах внутренних дел показывает, что система должностей в этих государственных органах включает в себя должности рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Совершенно очевидно, что такая систематизация основана на ранжировании специальных званий и не отвечает той классификации государственных должностей, которая установлена статьей 6 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". В частности, законодатель подразделяет все государственные должности на младшие, старшие, ведущие, главные и высшие.        Должностные обязанности, определяются должностными инструкциями, положениями, уставами, которые разрабатываются на основе квалификационных требований, установленных федеральным законодательством о соответствующих государственных органах, и утверждаются руководителями этих органов и их структурных подразделений. Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, совокупность служебных обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, система связей между служащими, а также их персональная ответственность за порученный участок деятельности.           Последним элементом в структуре правового статуса сотрудника органов внутренних дел являются права, сопровождающие его государственно-служебную деятельность. Права, а точнее соблюдение их, создают условия защищенности, как в правовой, так и в социальной сферах. Правовой статус служащего органов внутренних дел представляет собой содержание государственно-служебных отношений, урегулированных правовыми нормами по занимаемой должности и раскрываемых через установленные законодательством Российской Федерации государственно-властные полномочия, обязанности в сфере обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод личности, а также вытекающие из них и гарантируемые государством права. 
 
 
 
 
 
 

4. Ответственность и виды ответственности сотрудников ОВД

Вся деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с реализацией  юридической ответственности. Причем им приходиться соприкасаться со всеми её проявлениями. С одной стороны, статус сотрудника милиции позволяет применять в отношении правонарушителей меры государственного принуждения, в том числе привлекать их к уголовной, административной ответственности.                                                      Юридическая ответственность сотрудников милиции вытекает из Конституции РФ, федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов МВД РФ и органов внутренних дел субъектов федерации, но непосредственно определяется соответствующим правоохранительным законодательствам. При этом она фактически наступает за нарушения законности в их деятельности или в связи с этой деятельностью.                                                                                 Так ст.ст.19,40 Закона РСФСР «О милиции», а также ст.ст. 38, 58п. «и», «к», «л», «м» Положения о службе в органах внутренних дел РФ содержит меры негативной юридической ответственности за нарушение служебной дисциплины, за противоправные действия или бездействия, а также вред, причиненный гражданам или организациям сотрудником милиции. Основанием для привлечения сотрудника милиции к юридической ответственности является совершение деяния, содержащего состав правонарушения, то есть виновное, противоправное, общественно-опасное действие или бездействие, совершенное вменяемым лицом.  Понятие «преступные нарушения законности, совершаемые работниками органов внутренних дел» включает в себя должностные преступления, некоторые виды преступлений против правосудия и иные преступления.          Проступки бывают 3-х видов: дисциплинарные, административные и гражданско-правовые или материальные.

Негативный аспект юридической ответственности сотрудников  милиции имеет следующую особенность. Они несут повышенную ответственность за нарушение норм права. Наиболее высокую ответственность несут те категории лиц, которые наделены наибольшим объемом прав и обязанностей. Сотрудники органов внутренних дел за совершение правонарушений привлекаются к административной, дисциплинарной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.       В соответствии со ст.16 КоАП РСФСР сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Только за нарушения правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, правил дорожного движения, таможенных правил и контрабанду, сотрудники этих органов несут административную ответственность на общих основаниях. При этом меры административной ответственности, применяемые в отношении сотрудников органов внутренних дел, имеет свою особенность.                                                        Эти лица не подлежат наказанию в виде исправительных работ и административного ареста. К дисциплинарной ответственности сотрудники органов внутренних дел привлекаются за нарушения служебной и государственной дисциплины, если за такие нарушения не установлены административная и уголовная ответственность.                                             Она может наступать при отрицательных результатах деятельности работника, возглавляемого им подразделения; за нарушение правил внутреннего распорядка органов внутренних дел, за необоснованное приостановление уголовных дел и другие нарушения, если они не влекут уголовной ответственности.                                                                       Дисциплинарная ответственность может налагаться на основании Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Статья 38 этого Положения называет следующие виды дисциплинарных наказаний, применяемых к сотрудникам этих органов:

замечание;

выговор;

строгий выговор;

предупреждение  о неполном служебном соответствии;

снижение в  специальном звании на одну степень;

лишение нагрудного знака;

увольнение из органов внутренних дел.

Одно правонарушение может повлечь несколько видов юридической ответственности например, дисциплинарное взыскание и возмещение вреда в рамках гражданско-правовой ответственности. Но за каждый случай совершенного дисциплинарного правонарушения может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.                                                  Гражданско-правовая ответственность, связанная с нарушениями работников органов внутренних дел, имеет определенную особенность: на основании ст. 1070 ГК РФ государство несет материальную ответственность в установленных законом случаях и за ущерб, причиненный гражданам независимо от вины сотрудников.                                                           Должностные преступления - это действия /бездействие/, которые причиняют существенный вред и совершаются с использованием служебного положения и вопреки интересам службы. Должностное преступление необходимо отличать от дисциплинарного проступка. Различие между ними состоит в степени их общественной опасности, которая определяется главным образом последствиями содеянного. В УК РФ предусмотрены следующие преступления: злоупотребление должностными полномочиями /ст. 285/, превышение должностных полномочий /ст.286/, халатность /ст.293/, получение взятки /ст.290/, дача взятки /ст.291/, должностной подлог /ст.292/, присвоение полномочий должностного лица /ст.288/,незаконное участие в предпринимательской деятельности /ст.289/.                                       Представляется возможным определить в данном случае органы внутренних дел как владельца таких источников повышенной опасности как: транспортные средства и горюче-смазочные материалы, оружие, боеприпасы Субъектом ответственности является владелец источника повышенной опасности, под которым следует понимать организацию (в частности орган внутренних дел), осуществляющую эксплуатацию источника повышенной опасности принадлежащего ей на законном основании. Не признается владельцем источника повышенной опасности и не несет ответственности за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (например, милиционер - водитель). Например, за оскорбление - ч.I ст.130 УК РФ - обычный субъект наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев. Если же унижение человеческого достоинства было допущено должностным лицом в сфере уголовного судопроизводства, ответственность данного субъекта усиливается - лицо наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет. Такие же правила установлены и за нарушения равноправия граждан, неприкосновенности, частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, нарушения неприкосновенности жилища Ст.ст.136-139 УК РФ..                           Существуют в уголовном законодательстве и статьи, касающиеся ответственности за деяния, ущемляющие основные права и свободы человека, унижение человеческого достоинства в сфере уголовного судопроизводства УК РФ ст. 299 Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; ст.300 Незаконное освобождение от уголовной ответственности; ст.301 Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей; ст.302 Принуждение к даче показаний..

Заключение 
Служба в органах внутренних дел не может быть рассмотрена как самостоятельная категория, она непосредственно является составной частью федеральной государственной службы Российской Федерации. 
Службе в органах внутренних дел обладает всеми общими характеристиками, которые присущи федеральной государственной службе, так и имеет специфические особенности, которые присущи только данному виду государственной службы.

Гарантия прав и свобод граждан закреплена в  Конституции РФ как прямо, так  и опосредованно, в том числе путем придания юридической силы на территории Российской Федерации общепризнанным принципам и нормам международного права.

Международно-правовые акты более широко толкуют право  человека на доступ к правосудию и  охрану прав и свобод личности от злоупотреблений должностных лиц, чем положения Конституции РФ. Это означает, что государство должно обеспечить более высокий уровень защиты каждого гражданина от произвола со стороны лиц, облеченных властью, чем тот, который существует в реальной жизни россиян.

Следует констатировать, что не в последнюю очередь  существующее положение связано  с противоправной деятельностью  самих лиц, наделенных особым правовым статусом, в обязанности которых  входит поддержание правопорядка, пресечение незаконных действий, посягающих на деятельность суда по решению задач правосудия, а также на правильную деятельность органов, содействующих в этом суду. Преступления, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов, изначально призванными стоять на страже законных интересов граждан, общества и государства, подрывают авторитет как системы отправления правосудия, так и государства в целом. Эти обстоятельства, в свою очередь, дестабилизируют функционирование органов власти и управления и способствуют формированию правового нигилизма у граждан.

 

Список  литературы

1. Конституции Российской Федерации, изд. НОРМА, М:, 2000г.;

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», изд. НОРМА, М:, 2002г.;

3. Положение «О службе в ОВД» 1992г.;

4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года.;

 5. «Административно-правовое регулирование работы с кадрами в органах внутренних дел», Занина Т.М., М:, 2000г.;

6. «Государственная служба в органах внутренних дел», Занина Т.М., Федотова О.А., Воронеж 2002г.;

Информация о работе Ответственность государственных служащих органов внутренних дел РФ по действующему законодательству