Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:12, контрольная работа
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.
Политические права человека и гражданина Российской Федерации
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.
В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.
Прежде всего, следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом, их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.
Политические права
и свободы - группа основных прав и
свобод граждан, осуществляемых в сфере
политической жизни, управления государственными
дедами: свобода мысли и слова,
право на информацию, свобода массовой
информации, право на объединение, право
на собрания и манифестации, право
на участие в управлении государственными
делами, избирательное право, право
на равный доступ к государственной
и муниципальной службе, право
на участие в отправлении
К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:
право на свободу мысли, ст29 п.1
право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст 29 п.3
право получать и распространять информацию, ст 29 п.4
право печати и информации, ст.29 п.5
право на объединения, ст. 30 п.1
право беспрепятственно вступать в какое - либо объединение или пребывания в нем, ст.31п2
право на мирные собрания ст. 31 п.1
право на свободу ассоциаций,
право на участие в ведении
государственных дел как
право избирать и быть избранными и др. ст.32 п.2
право равного доступа к государственной службе ст.32п.4
право участвовать в отправлении правосудия ст.32 п.5
право обращения ст.33 п.1
Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций . Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации.
Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.
В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.(ст.60 Конституции РФ).
Переходим непосредственно
к определению круга
Часть Первая
6. Право граждан
на участия в управлении
Прежде всего следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы, является право участвовать в управлении делам государства которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2.
Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:
1) принимать участие
в ведении государственных дел
как непосредственно, так и
через посредство свободно
2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
3) допускаться в
своей стране на общих
Право участия в управлении делами государства адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшем выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.
Что касается опоследовательного
осуществления народом своей власти (через
органы государства и органы местного
самоуправления), то здесь нужно, прежде
всего, обратить внимание на следующее.
В ранее действовавшей Конституции говорилось
о том, что народ осуществляет государственную
власть "через Советы народных депутатов,
составляющие основу Российской Федерации"
(ст.2 Конституции 1978г.). В действующей Конституции
применена другая формула: "через органы
государственной власти". Таким образом,
представительные органы государственной
власти уже не подняты над всеми остальными
государственными органами; они утратили
статус «политической основы государства».
Все это отражено закреплением в действующей
Конституции принципа разделения властей
в качестве одной из основ конституционного
строя вместо закреплявшегося ранее принципа
верховенства и полновластия Советов
(см. комментарий к статье 10).
В части третьей
комментируемой статьи названы формы
непосредственного
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 84).
Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты обще народного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по дан ному вопросу (если решение принимается не путем референдума).
Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум, а у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выразить свое мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного явления общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным законодательству еще с конца17 века
Выборы - наиболее часто
и широко применяемая форма
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,
Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см. комментарий к части четвертой статьи 81 и части второй статьи 96).
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.
Важным правом, имеющим
тесное отношение к участию граждан в
управлении делами государства , является
закрепляемое за каждым право на объединение
, включая право создавать профсоюзы для
защиты своих интересов, Это право дает
гражданам возможность использовать в
указанных целях различные формы совместной
организованной общественной деятельности,
объединять свои усилия для осуществления
тех или иных задач.
7. Право гражданина
быть избранным в органы
“Граждане Российской
Федерации имеют право избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в
Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.
Информация о работе Политические права человека и гражданина РФ