Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа
Здоровье человека составляет неотъемлемую часть общественного богатства и является самым ценным благом, поэтому право на охрану здоровья представляет собой одно из основных прав человека. Право на охрану здоровья относится к социальным правам человека в блоке социально-экономических прав.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В НАУКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1 Понятие и содержание права на охрану здоровья и медицинскую помощь
Здоровье человека составляет неотъемлемую часть общественного богатства и является самым ценным благом, поэтому право на охрану здоровья представляет собой одно из основных прав человека. Право на охрану здоровья относится к социальным правам человека в блоке социально-экономических прав.
Определение «здоровья как права человека», является дискуссионным. В юридической литературе существует дискуссия о том, какой термин следует признать наилучшим, поэтому используют разные определения. В литературе, посвященной правам человека, чаще всего используются три выражения «право на здоровье», «право на уход за здоровьем» и реже используемое «право на защиту здоровья». На международном уровне чаще всего используется термин «право на здоровье». Он больше соответствует практике международных соглашений по правам человека, определяющих здоровье как одно из таких прав.1
По мнению Д.Г. Бартенева, именно подобная многоаспектность категории «здоровье» во многом объясняет существующую парадоксальность ситуации, «когда отсутствует общепринятое или устоявшееся определение его понятия, вследствие чего каждый из исследователей стремится конструировать свои собственные, более или менее оригинальные определения.2
Е.В. Шленева различает общественное и индивидуальное здоровье человека.3 Индивидуальное здоровье чаще всего отождествляется с определенным состоянием или свойством человеческого организма (что в полной мере согласуется с биомедицинским подходом к понятию здоровья), а общественное здоровье отражает совокупное состояние индивидуумов. По мнению Ю.Д. Сергеева и А.А. Мохова, состояние здоровья отдельного человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка, и тем самым - благополучие и благосостояние общества в целом.4 Аналогичной точки зрения придерживается и Т.Ю. Холодова, которая отмечает, что «здоровье человека и гражданина на общегосударственном уровне интегрируется в здоровье нации, становится важнейшим фактором экономического развития и фактором национальной безопасности государства».5
На
современном этапе
Так, Д.Г. Бартенев и Е.В. Шленева считают, что современное содержание конституционного права на здоровье, если исходить из высшей ценности человека и его прав и свобод ( статья 2 Конституции Российской Федерации), складывается из права на медицинскую помощь и на благоприятные условия жизнедеятельности, оказывающие прямое влияние на здоровье человека.6 Причем первый аспект права на здоровье связан с обеспечением каждому человеку права доступа к необходимой медицинской и лекарственной помощи, а также права на медицинскую профилактику и реабилитацию после болезни. Н.В. Косолапова детализирует этот перечень правом на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность; на протезно-ортопедическую помощь; правом на получение медицинской, фармацевтической, протезно-ортопедической помощи в зарубежных медицинских организациях; правом матери и детей на охрану здоровья.7 Т.Ю. Холодова дополняет указанный список совокупностью таких конституционных социальных прав граждан, как: право на нормальные жилищные условия; на достойную заработную плату, позволяющую обеспечить полноценный и сбалансированный режим питания; на безопасные условия и охрану труда; право на отдых.
С.А. Дюжиков считает, что характеристика права на охрану здоровья заключается в том, чтобы обеспечить защиту человеческой жизни от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, обеспечивать личную неприкосновенность и невмешательство в частную жизнь.8
Конституция Российской Федерации 1993г., гарантирует право каждого на охрану здоровья (п.1 ст. 41 Конституции). Право на охрану здоровья имеет всеобщий характер, то есть каждому человеку, как члену общества, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других признаков.
Под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.9
Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения.10
Поэтому субъективное право на охрану здоровья можно охарактеризовать как совокупность полномочий по использованию в своем интересе комплекса гарантированных законом мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно - гигиенического характера, направленных на сохранение, укрепление либо восстановление здоровья; средство, обеспечивающее субъекту такую возможность; меру возможного поведения управомоченного лица для достижения своих интересов в сохранении, укреплении либо восстановлении здоровья.
Право на охрану здоровья в объективном смысле образует вся совокупность норм, регулирующих общественные отношения в области охраны здоровья.
Право на охрану здоровья в субъективном смысле представляет человеку следующие правомочия:
Право на охрану здоровья тесно связано с правом на медицинскую помощь. Невозможно представить право на охрану здоровья без права на медицинскую помощь. Но право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь не являются тождественными понятиями.
Право
на охрану здоровья не сводится только
к одному аспекту -
к правомочию на медицинскую помощь. Право
на охрану здоровья (в субъективном смысле)
предоставляет человеку возможность заниматься
деятельностью, способствующей укреплению
здоровья человека, физической культурой
и спортом, обращаться в компетентные
органы за получением информации о состоянии
окружающей среды, о санитарно-эпидемиологической
обстановке, к представителям работодателя
с вопросами обеспечения работников благоприятными
условиями труда. Однако основным и важнейшим
правомочием является возможность получения
медицинской помощи. Право на охрану здоровья
имеется у гражданина в соответствии с
международными, конституционными и другими
нормами права, и он обращается за медицинской
помощью именно в процессе реализации
этого права. Причем право это возникает
из-за наличия болезни или для ее профилактики,
и тогда человек обращается к врачам.
Кроме того, только лишь медицинской деятельностью не исчерпывается комплекс мер по охране здоровья: такая деятельность не учитывает отношений, например, по санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию, по медицинскому страхованию, по производству и обороту лекарственных средств, по надзору в сфере медицинских услуг и фармакологии, по контролю за качеством медицинской помощи, по суррогатному материнству, по физкультуре и спорту и т.п., - все это не имеет непосредственного отношения к медицинской деятельности, но входит в систему мер, направленных на охрану здоровья.12
Конституция РФ 1993г. гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.13
В отличие от Конституции СССР
1977г. (ст. 42) и Декларации прав
и свобод человека и гражданина 1991г. (ст.
25) в Конституции Российской Федерации
ничего не говорится о качестве медицинской
помощи.
В Основах законодательства об охране здоровья отсутствует определение понятия «медицинская помощь», что является существенным пробелом законодательства. Однако в проекте Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» такое определение есть. Медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.14
В юридической литературе под правом на медицинскую помощь в субъективном смысле представляет пациенту следующие правомочия:
- распоряжаться собственным здоровьем по своему усмотрению при обращении в медицинские учреждения и к частнопрактикующим врачам: давать согласие или отказываться от медицинского вмешательства, от лекарственного назначения, от прописанного врачом лечения;
- защищать право на медицинскую помощь в случае его нарушения третьими лицами путем обращения в вышестоящие государственные и муниципальные органы, прокуратуру, суд, другие способы защиты нарушенных прав.
Субъективным правом одних участников правоотношений противостоят или корреспондируют юридические обязанности других. Так, лечащий врач обязан организовать своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента. Пассивная обязанность закрепляет необходимость воздержания от действий, совершение которых запрещено правовой нормой. Основы законодательства об охране здоровья запрещают разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. В силу этой нормы лица, которым сведения, составляющие врачебную тайну, стали известны при обучении или исполнении профессиональных обязанностей, должны воздержаться от их разглашения третьим лицам. Реализация принадлежащих одним лицам прав возможна только путем надлежащего исполнения другими лицами корреспондирующих этим правам обязанностей. Права одних – это всегда обязанности других.15