Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа
Здоровье человека составляет неотъемлемую часть общественного богатства и является самым ценным благом, поэтому право на охрану здоровья представляет собой одно из основных прав человека. Право на охрану здоровья относится к социальным правам человека в блоке социально-экономических прав.
Права граждан в области охраны здоровья и права пациентов при оказании им медицинской помощи представляют собой личные, неотчуждаемые субъективные права. Личные - потому, что предоставляют их носителям возможность обладать личным и неимущественными благами, это - жизнь, здоровье, квалифицированная лечебно - диагностическая помощь и др. Термин «неотчуждаемые» указывает на невозможность передачи этих прав другим лицам, использовать заложенные в них возможности управомоченный субъект может только самостоятельно.
Права граждан в области охраны здоровья принадлежат им в силу их правовой связи с государством от рождения и до самой смерти и используются по мере возникновения необходимости. Это достаточно широкое по содержанию понятие. Данным субъективным правам корреспондируют юридические обязанности государства в целом, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, медицинских учреждений, врачей, медицинских и фармацевтических работников, граждан.
Основы
законодательства об охране здоровья
граждан закрепили права
Права пациентов - более узкое понятие. Они возникают при обращении гражданина за медицинской помощью либо в процессе оказания помощи. Правам пациентов при обращении за помощью или при ее оказании корреспондируют юридические обязанности врачей и медицинских учреждений.
Основные права пациента закреплены в статье 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Одним из главнейших прав пациента в современном мире является право на информированное согласие на медицинское вмешательство, в основе которого - признание личной и физической неприкосновенности человека, автономии человеческой личности. Суть указанного права заключается в том, что любое медицинское вмешательство в человеческий организм возможно только после получения от пациента согласия на это вмешательство, в противном случае действия медицинского работника следует расценивать как насилие над личностью и причинение телесных повреждений. В действующем законодательстве России закреплено право пациента на информированное согласие, однако в законе отсутствует критерий адекватности или полноты предоставляемой информации, позволяющий судить о том, что обязанность исполнителя медицинской услуги, корреспондирующая праву пациента на получение информации, выполнена надлежащим образом.
Часть прав в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи относятся одновременно к общегражданским субъективным правам в области охраны здоровья и к правам пациентов при оказании им помощи. Это право на выбор врача и медицинского учреждения; право на сохранение врачебной тайны; право на информацию о состоянии своего здоровья; право на обязательное медицинское страхование. 16
Принципом правового положения граждан в области охраны здоровья выступает закрепленный в Конституции Российской Федерации и нормах законодательства о здравоохранении основополагающий и целостный взгляд законодателя на место гражданина в системе отношений по охране здоровья.17
Такими руководящими нормативными началами выступают сформулированные Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан принципы:
Право
на охрану здоровья включает в себя
обширный круг гарантированных юридических
возможностей: получение достоверной
и своевременной информации о факторах,
влияющих на здоровье; оказание медико-социальной
помощи; особая охрана здоровья граждан,
занятых отдельными видами вредной профессиональной
деятельности и деятельности, особая охрана
материнства и детства, граждан, пострадавших
при чрезвычайных ситуациях
и в экологически неблагоприятных районах.
Медицинская помощь включает профилактическую,
лечебно-диагностическую, реабилитационную,
протезно-ортопедическую и зубопротезную
помощь, а также меры социального характера
по уходу за больными, нетрудоспособными
и инвалидами, включая выплату пособий
по временной нетрудоспособности.
1.2
Право на охрану
здоровья и медицинскую
помощь в системе
конституционных прав
и свобод человека и
гражданина
Конституционные права и свободы классифицируют по различным основаниям, но самым распространенным является деление их по содержанию на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.18 Эта классификация соответствует уровням прав и свобод, закрепленным ведущими Международными Пактами в области прав человека.
Конституционное
право на охрану здоровья (или право
на здоровье) по традиции относится
к социально-экономическим
и политическими правами. Следует согласиться
с тем, что не вполне универсальна сама
сфера действия социально-экономических
прав, которая исторически и культурно
подвижна, пределы ее меняются в социальном
мире.19
В
объяснение меньшей универсальности
социально-экономических
и культурных прав приводят еще и довод
об отношении их в полной мере только к
экономически активному населению, главным
образом
к работающим по найму, причем к той их
части, которая может быть отнесена к рядовым,
неэлитарным работникам.
Такой
элемент содержания права на охрану
здоровья, как, например, оказание бесплатной
медицинской помощи в учреждениях
государственной и
Это, в первую очередь, здоровая окружающая среда, безопасная санитарно-эпидемиологическая обстановка, в том числе и в городах, включающая в себя возможность дышать чистым воздухом и пользоваться чистой питьевой водой, приобретать нефальсифицированные лекарственные средства и т.п. Все эти слагаемые права на здоровье имеют большое значение для всех российских граждан, причем независимо от уровня их доходов.
Еще одной особенностью рассматриваемой категории конституционных прав является присущее им рекомендательное начало, поскольку велика зависимость социально-экономических и культурных прав от состояния экономики и выделяемых на их реализацию ресурсов.20 Осуществление позитивных социально-экономических и культурных прав требует явно большего времени и несравнимо больших материальных ресурсов, нежели обеспечение негативной свободы личности в виде невмешательства в права на жизнь, личную неприкосновенность и т.п.
Поэтому Международный пакт от 16.12.1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах»21 в статье 2 предусматривает постепенное осуществление признаваемых этим Пактом прав всеми надлежащими способами и в максимальных пределах имеющихся ресурсов. По этой же причине упомянутый Пакт в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, допускает возможность ограничений, которые определяются законом,: «…только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе». При этом какое-либо отступление от своих обязательств, касающихся обеспечения личных (гражданских) прав, допускается лишь во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, да и то только в такой степени, в какой это требуется остротой положения и с другими оговорками. Не допускается каких-либо ограничений в отношении ведущих гражданских прав, например права на жизнь.
Ценность социальных, экономических и культурных правомочий проявляется в том, что они должны обеспечивать каждому члену общества уровень существования, достаточный для эффективной реализации в первую очередь гражданских правомочий. Очень трудно воплощать свои права на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство, существуя в условиях неблагоприятной окружающей среды, необеспеченных здоровья, жилища, социальных льгот, доступа к знаниям, труду, отдыху. Позитивные социальные, экономические и культурные возможности личности наполняют жизнь «качеством», способствуют наилучшему качеству жизни.22
Место субъективного права на здоровье в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в самом общем виде характеризуется тем, что состояние здоровья является самым распространенным фактором, нарушающим нормальное течение жизни, препятствующим работе, учебе, отдыху. Слабое здоровье, различные физические недостатки ограничивают выбор человека в области свободного труда и предпринимательства, возможность получать образование в желаемом учебном заведении, участвовать в культурной жизни, отправлении религиозного культа, зачастую препятствуют должному осуществлению ведущих личных и политических прав на свободное передвижение и выбор места пребывания или жительства, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, на объединение, собрания, митинги, демонстрации, наконец, на участие в управлении делами государства, отправлении правосудия и других. От уровня обеспеченности права на здоровье, реализации, фактического претворения в действительность его гарантий напрямую зависит и реализация всех прочих конституционных прав и свобод, а в целом и благосостояние общества и его членов.
Вместе
с тем право на наивысший достижимый
уровень физического
и психического здоровья предполагает,
что реализация всех иных прав
и свобод, принадлежащих данному человеку,
должна обеспечиваться государством и
его властными органами. Общее положение
о гарантировании государственной защиты
граждан от любых форм дискриминации,
обусловленной наличием у них каких-либо
заболеваний, содержится в части 3 статьи
17 Основ законодательства об охране здоровья
граждан.23
Особое положение право на здоровье занимает по отношению к комплексу личных (гражданских) конституционных прав и свобод человека. Прежде всего, само это право может рассматриваться как личное (неимущественное), но исключительно в отраслевом гражданско-правовом аспекте как субъективное правомочие личности на владение, пользование и распоряжение своим здоровьем. 24 Это позволяет решать вопросы, связанные с трансплантацией органов и тканей человека, донорством. В основе взаимосвязи и взаимообусловленности таких ведущих личных конституционных прав, как право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность и право на здоровье, лежит то, что все они так или иначе направлены на регламентацию биологической сущности человека, его индивидуальных черт, их охрану от несанкционированного вторжения, обеспечение длительного безопасного существования человека.
Фундаментальную ценность демократического общества составляет право на жизнь, закрепленное в ведущих международно-правовых документах (Ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; ст. 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1996 г.; ст. 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) и Конституции России (ст. 20). Оно представляет собой базовое, отправное правомочие личности, лежащее в основе осуществления всех прочих прав и свобод.
Все остальные права объединяются вокруг права на жизнь, поскольку все и вся утрачивает смысл и значение в случае гибели человека. В этом смысле все права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, можно считать обеспечительными инструментами, способствующими более эффективной реализации ведущего права на жизнь. При этом если право на жизнь - первооснова правового статуса личности, то право на право на охрану здоровья и медицинскую помощь следует признать ведущим правомочием с точки зрения более действенного осуществления права на жизнь.25
Охрана государством достоинства личности закреплена статьей 21 Конституции России. Признание достоинства личности подтверждает признание за человеком, его правами и свободами высшей ценности. Поддержание достоинства человека и его свободное развитие зависят и от осуществления прав в экономической, социальной и культурной областях, как указывается в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (пункт 2 статьи 21). Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе и какая-либо тяжкая либо позорная, по общепринятым представлениям, болезнь (душевная болезнь, ВИЧ-инфекция, венерическое заболевание и т.п.), помещение в лечебно-профилактическое учреждение.