Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:08, курсовая работа
Действовавший до недавнего времени механизм принудительного исполнения судебных и других актов сформировался в иных экономических условиях и не был рассчитан на рыночные отношения и реальное обращение взыскания не только на имущество граждан, но и на имущество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по их долгам. Поэтому для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте.
Введение
Исполнительное право – одна из наиболее динамичных областей юриспруденции, поскольку именно исполнение отражает эффективность правовой практики, всего механизма правового регулирования общественной жизни. Право, подтверждённое судебным или иным актом органа гражданской юрисдикции, но не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, становится, в итоге, фикцией.
Традиционное для России советского периода доминирование исполнительной власти, при котором законодательная и судебная ветви власти во многих отношениях были от нее зависимыми, вело к коррумпированности судей, к дискредитации самих судебных решений и отсутствию реальных механизмов их безусловной реализации.
Путь к правовой государственности в эпоху радикальных российских реформ 90-х годов прошлого века начался с возрождения уничтоженного в 1917 году традиционного для России института судебных приставов, которое было положено принятием в 1997 году федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Эти радикальные перемены в области принудительного исполнения стали мощным импульсом для повышения авторитета суда и его значимости во всей системе государственной власти. Важным было и то, что служба судебных приставов была создана не в самой судебной власти, а в системе Министерства юстиции Российской Федерации, т.е. во власти исполнительной. Тем самым не только обеспечивалась действенность судебных решений, но и было положено начало реальному использованию мощного потенциала государственного управления в целях правосудия.
Актуальность темы исследования. Действовавший до недавнего времени механизм принудительного исполнения судебных и других актов сформировался в иных экономических условиях и не был рассчитан на рыночные отношения и реальное обращение взыскания не только на имущество граждан, но и на имущество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по их долгам. Поэтому для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте. В этих условиях получила широкое распространение так называемая «теневая юстиция», т.е. посредничество организованных преступных формирований и их лидеров в урегулировании имущественных споров и взыскании долгов путем создания параллельных государственным службам криминальных структур. Отсюда важнейшей задачей современной службы судебных приставов в России является эффективная организация принудительного исполнения исполнительных документов уже на стадии возбуждения исполнительного производства.
Объект исследования – система исполнительного производства в Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности процессуального порядка возбуждения исполнительного производства в свете требований современного исполнительного права.
Цель исследования – теоретический анализ особенностей и проблем организации исполнительного производства на стадии процессуального порядка его возбуждения и выработка мер по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Разработанность проблемы исследования. В системе российского права существует несколько точек зрения на место исполнительного права и норм, его регулирующих: а) обоснование комплексного характера норм исполнительного законодательства, б) существование отрасли исполнительного производства, в) определение исполнительного производства как стадии гражданского судопроизводства и включения исполнительных норм в гражданское процессуальное право.
Многие проблемы современного исполнительного производства недостаточно исследованы либо, ввиду их спорности, нуждаются в дальнейшей разработке. Проблеме организации исполнительного производства, в частности, на стадии его возбуждения, посвящены труды российских ученых: Д.Х. Валеева, Е.В. Васьковского, Ю.Г. Гамбарова, О.В. Исаенковой, А.Г. Коваленко, О.Е. Кутафина, Д.Я. Малешина, М.К. Треушникова, A.M. Треушникова, В.М. Шерстюка, М.К. Юкова, В.В. Яркова.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания общественных процессов, а также частные научные методы:1) аналитико-правовой подход в изучении материала исследования, в оценке стадии возбуждения исполнительного производства; 2) системный метод, т.е. изучение материала по теме исследования из разных информативных источников; 3) изучение материала из судебной практики о работе судебных приставов в сфере принудительного исполнения исполнительных документов. При написании данной работы были использованы: 1) учебники, учебные пособия по гражданскому и административному праву; 2) статьи периодической литературы по изучаемой проблеме; 3) прикладная литература: словари, справочники, энциклопедии.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обобщении и анализе деятельности службы судебных приставов по возбуждению исполнительного производства в Российской Федерации; выявлении проблемных вопросов этой деятельности, выработке рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства по исполнительному производству, повышение эффективности работы приставов-исполнителей на стадии возбуждения исполнительного производства.
Структура
настоящей работы включает в себя три
главы теоретического и научно-исследовательского
характера, а также введение, заключение,
список литературы.
1. Теоретические основы института исполнительного производства в гражданском праве Российской Федерации
Один из выдающихся российских процессуалистов профессор Е. В.Васьковский утверждал, что принятие мер государством по осуществлению требования истца к ответчику, признанного судом правомерным, образует производство по исполнению решений, или исполнительное, принудительное производство.
Исполнительное производство представляет собой деятельность судебных приставов-исполнителей и других участников правоотношений, складывающихся в процессе реализации судебных исполнительных листов и иных исполнительных документов, посредством государственного принуждения.
Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных и иных актов органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство отделено от судебной власти и отнесено к ведению органов исполнительной власти на основании Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Суды, разрешая правовые конфликты, вынося судебные акты и осуществляя контроль за исполнительным производством, освобождены от обязанности по обеспечению исполнения принятых ими исполнительных документов.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.
На основании ст. 7 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 13 АПК вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную АПК и другими федеральными законами.
В порядке исполнительного производства исполняются решения судов общей юрисдикции, акты арбитражных судов, а также акты иных несудебных органов. Общим для этих актов является указание в них на необходимость исполнения обязанности в пользу конкретного субъекта.
Следует отметить, что не все юрисдикционные акты подлежат исполнению. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежат принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений.
Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, т. е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий.
Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он почему-либо будет уклоняться от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.
1.2 Современное исполнительное производство в России и его нормативно-правовое регулирование
В дореволюционной России исполнительное производство регулировалось гражданским процессуальным правом, нормами Устава гражданского судопроизводства России 1864 г. Устав гражданского судопроизводства распространил на процесс исполнения действие принципа диспозитивности, т.е. от выбора взыскателя зависел способ исполнения взыскания и по его усмотрению взыскание обращалось на то или иное имущество должника. Суд не мог избранный взыскателем способ исполнения заменить другим способом, или избранное взыскателем имущество заменить другим по указанию должника. Однако, и судебный пристав, и взыскатель были ограничены рамками закона, а именно «для ограждения личной свободы должника закон указывал допустимые им способы исполнения и запрещал прибегать к таким способам, которые им не предусмотрены».
Законодательная практика России нашего времени развивается по пути создания самостоятельных от гражданского процессуального права актов, регламентирующих исполнение судебных и иных решений. 6 ноября 1997 года в Российской Федерации вступили в силу новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве», а также Федеральный закон «О судебных приставах».
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по федеральным законам «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесения судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. Судебные приставы - исполнители теперь полностью подчинены органам исполнительной власти– органам юстиции.
Разработка и принятие Федерального закона «Об исполнительном производстве» преследовала следующие цели:
Информация о работе Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права