Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Действовавший до недавнего времени механизм принудительного исполнения судебных и других актов сформировался в иных экономических условиях и не был рассчитан на рыночные отношения и реальное обращение взыскания не только на имущество граждан, но и на имущество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по их долгам. Поэтому для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте.

Работа состоит из  1 файл

правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права.docx

— 151.67 Кб (Скачать документ)

     В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав – исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в постановлении.

     Как показывает практика, возможность реального исполнения требований исполнительного документа напрямую зависит от оперативности действий судебного пристава – исполнителя по наложению ареста на имущество должника, иногда в таких ситуациях счет идет буквально на часы. Требование же данной нормы закона носит императивный характер. По нашему мнению, данное требование отрицательно сказывается на процессе исполнения, ибо в случае отсутствия у судебного пристава – исполнителя заявления взыскателя о немедленном наложении ареста у должника есть своего рода иммунитет от ареста на период действия установленного судебным приставом – исполнителем срока для добровольного исполнения. В силу различных причин такое заявление может не поступить от взыскателя, и в такой ситуации у должника появляется возможность сокрыть, распродать или иным образом распорядится своим имуществом с целью недопущения наложения на него ареста.

     По смыслу Федерального закона «Об исполнительном производстве» под добровольным исполнением в исполнительном производстве понимается самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом – исполнителем срок до применения к нему государственно – властного принуждения в виде мер принудительного исполнения.

     Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

     Основными последствиями несоблюдения срока для добровольного исполнения для должника будут применения мер принудительного исполнения и взыскание исполнительского сбора, причем взыскание исполнительского сбора возможно в случае, если срок для добровольного исполнения был нарушен должником без уважительных причин.

     Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

     2.4 Общие правила возбуждения исполнительного производства

     Для возбуждения исполнительного производства необходимо исполнительный документ и заявление о возбуждении исполнительного производства направить в соответствующее подразделение службы судебных приставов-исполнителей. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

     Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, который должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

     После вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, при первом поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов-исполнителей, судебный пристав-исполнитель должен установить срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

     Для отдельных видов исполнительных документов срок на добровольное исполнение не устанавливается, даже если они предъявлены к исполнению впервые. К таким документам относятся (ч. 14 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»):

     – постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

     – последующие предъявления исполнительного документа;

     – исполнительные документы о восстановлении на работе;

     – исполнительные документы об административном приостановлении деятельности;

     – исполнительные документы о конфискации имущества;

     – исполнительные документы об обеспечительных мерах.

     Срок для добровольного исполнения исполнительного документа не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, если иное не указано в исполнительном документе или не предусмотрено Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В своем постановлении судебный пристав-исполнитель уведомляет должника, что по истечении срока для добровольного исполнения (если такой срок был установлен) к нему будут применены меры принудительного исполнения, которые указываются в исполнительном документе. Также с должника будет взыскан исполнительный сбор и расходы за совершение исполнительных действий, что предусмотрено ст. ст. 112 и 116 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

     Время совершения исполнительных действий определено ст. 35 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

     Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Однако при наличии определенных обстоятельств исполнительные действия не проводятся в следующие периоды:

     1) в период, в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением (ст. 38 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

     2) в период, в течение которого исполнительное производство было приостановлено (ст. ст. 39, 40, 41 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

     3) во время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

     4) со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска;

     5) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

     6) со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

     7) со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (далее — депозитный счет подразделения судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

     Исполнительное производство может быть завершено в связи с:

     1) прекращением исполнительного производства (ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

     2) возвращением исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства (ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

     3) окончанием исполнительного производства (ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). 
 

 

      3. Приоритетные проблемы деятельности службы судебных приставов по возбуждению исполнительного производства 

     
    1. Особенности возбуждения исполнительного производства по отдельным категориям гражданских дел
 

     Особенности возбуждения исполнительного производства о взыскании алиментов. Судебный пристав-исполнитель при получении исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа, соглашения об оплате алиментов) возбуждает исполнительное производство и направляет должнику (лицу, обязанному платить алименты) и взыскателю (лицу, получающему алименты) постановление о возбуждении исполнительного производства.

     Должнику дополнительно направляется требование явиться на прием к приставу для предоставления сведений о доходах, справок с места работы, оплаченных квитанций, расписок и иных документов, подтверждающих оплату алиментов. Одновременно с этим пристав начинает сбор информации об имуществе должника.

     Задолженность определяется в пределах 3-летнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.

     В тех случаях, когда удержание алиментов не производилось по вине лица, обязанного выплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного 3-летнего срока.

     Для получения информации об имущественном положении должника пристав направляет запросы в органы ГИБДД, органы, осуществляющие госрегистрацию прав на недвижимость, налоговые органы, центральное адресно-справочное бюро Главного управления внутренних дел и др. ведомства. Если должник скрывает место своей работы, сведения о нем можно получить в региональном Пенсионном фонде РФ, который ведет персонифицированный учет всех официально оформленных работников.

     После получения ответов из госорганов и беседы с должником и взыскателем или с их представителями, с учетом всех оплаченных квитанций, расписок и иных документов, подтверждающих оплату алиментов и доход должника, судебный пристав-исполнитель рассчитывает задолженность по алиментам в соответствии со ст. 113 СК РФ.

     При наличии задолженности взыскание обращается на имущество должника.

     Пример 1. Пришедший на прием к судебному приставу-исполнителю должник А. показал в объяснении, что он не работает и платить алименты не имеет возможности. По полученным ответам из государственных органов установлено, что должник имеет на праве собственности автотранспортное средство. Пристав вынес постановление о запрете проведения регистрационных действий с автотранспортом, принадлежащим должнику. При попытке пройти техосмотр сотрудники ГИБДД объяснили должнику, что это невозможно, так как его автотранспорт находится под арестом и для выяснения причин необходимо обратиться в Отдел судебных приставов. Должнику ничего не оставалось, как оплатить задолженность по алиментам.

     Если лицо, обязанное платить алименты, имеет постоянный заработок, состоит на учете на бирже труда или получает пособие как безработный, получает пенсию или иной доход, с которого в соответствии с законодательством взимаются алименты, исполнительный документ направляется по месту получения заработной платы или иного дохода должника для периодического удержания из его заработка (дохода).

     Размер задолженности по алиментам на несовершеннолетних детей из заработной платы и иных видов доходов должника по нескольким документам не может превышать 70%.

     Пример 2. Должник Б. платит алименты по трем исполнительным листам. В сумме размер алиментов составляет 75% от всех видов заработка. Кроме того, по двум исполнительным документам у него образовалась задолженность. Поскольку размер отчислений по алиментам не может превышать 70%, направлено сопроводительное письмо главному бухгалтеру об удержании денежных средств пропорционально долям, указанным в исполнительных документах, а оставшиеся 5% фиксируются как задолженность, которая при возвращении исполнительного листа в отдел судебных приставов после увольнения взыскивается за счет иного имущества, принадлежащего должнику.

Информация о работе Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права