Правовой статус народных заседателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 01:59, контрольная работа

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Гражданско-процессуальное право"

Содержание

1. Охарактеризуйте правовой статус народных заседателей………………..…...2
2. Укажите, по каким признакам предварительное следствие отличается от дознания. Перечислите и охарактеризуйте органы и должностные лица, осуществляющие дознания……………………………………………………........5
3. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: К председателю районного суда обратилась выпускница средней школы Лисовская С.П. с просьбой принять ее на работу в должности судебного исполнителя. Председатель суда объяснил ей, что не может удовлетворить ее просьбу поскольку девушка еще не достигла совершеннолетия и предложил ей работу в качестве секретаря судебного заседания. Обоснованы ли решения председателя районного суда? Кто принимает на должности судебного исполнителя и секретаря судебного заседания…………………………………………………………………………....14
4.Литература…………………..……………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

ДКР судопроизводство.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

                                                                                              

                                                                                           

Содержание

 

1. Охарактеризуйте правовой статус народных заседателей………………..…...2

2. Укажите, по каким признакам предварительное следствие отличается от дознания. Перечислите и охарактеризуйте органы и должностные лица, осуществляющие дознания……………………………………………………........5

3. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: К председателю районного суда обратилась выпускница средней школы Лисовская С.П. с просьбой принять ее на работу в должности судебного исполнителя. Председатель суда объяснил ей, что не может удовлетворить ее просьбу поскольку девушка еще не достигла совершеннолетия и предложил ей работу в качестве секретаря судебного заседания. Обоснованы ли решения председателя районного суда? Кто принимает на должности судебного исполнителя и секретаря судебного заседания…………………………………………………………………………....14

4.Литература…………………..……………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Охарактеризуйте правовой статус народных заседателей

 

Одним из важнейших принципов  правосудия, не нашедший прямого закрепления  в отечественном конституционном и судоустройственном законодательстве, является участие граждан в осуществлении правосудия. Этим обеспечивается тесная связь судебной власти с народом, общественный контроль за судебной деятельностью, вынесение законных и обоснованных судебных решений, усиление нравственно-правового судебного процесса на население. Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает участие граждан в отправлении правосудия в качестве народных и присяжных заседателей. Институт народных заседателей появился у нас с советских времен с Декрета о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. и действует по настоящее время. Исторически более старейшей формой участия граждан в судебном рассмотрении дел являются присяжные заседатели. Она была введена судебными Уставами 1864 г., действовала до 1917 г. и вновь предпринята попытка ее возродить Законом о судоустройстве и статуе судей в Республике Беларусь 1995 г. (ст.8). Как народные, так и присяжные заседатели - временные, непрофессиональные судьи. Однако правовое положения их неодинаково. Первые (народные заседатели) пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т.е. совместно с судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юридические вопросы дела. Не осуществляют лишь руководство ходом судебного заседания. Вторые (присяжные заседатели) самостоятельно, без участия профессиональных судей, решают только фактические вопросы дела, а именно: виновно или невиновно лицо, преданное суду, в совершении преступления. Таким образом, присяжные заседатели наделены законом более узкими правами, но зато они решают вопрос о виновности самостоятельно, без влияния судьи-юриста, его авторитетного мнения. Отличаются народные и присяжные заседатели и порядком привлечения их к выполнению обязанностей в суде. Народные заседатели призываются к участию в рассмотрении дел в порядке очередности по спискам по мере необходимости осуществления правосудия. Присяжные заседатели становятся таковыми по конкретному делу путем сложной процедуры отбора (жеребьевки) с немотивированными и мотивированными их отводами с участием судьи, прокурора, подсудимого, его защитника и других участников судебного разбирательства, что обеспечивает их максимальную независимость и беспристрастность. Что же касается составления списков народных заседателей, то длительное время последние избирались трудовыми коллективами и собраниями трудящихся по месту жительства, а также представительными органами разных уровней в зависимости от звена судебной системы. Теперь в соответствии со ст.6 Временного положения о порядке утверждения списков народных заседателей, утвержденного Верховным Советом Республики Беларусь 7 июня 1996 г., подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполкомов Советов сроком на пять лет на основе списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти из числа граждан, которые постоянно проживают на территории района, города, области и отвечают предъявляемым требованиям. Списки народных заседателей районных (городских), областных, Минского городского судов утверждаются соответствующими исполкомами. Списки народных заседателей военных судов утверждаются командирами воинских частей. Писки народных заседателей Верховного Суда, утверждаются Советом Республики Национального собрания по представлению Председателя этого суда. Аналогичным образом составляются общие списки присяжных заседателей. По действующему судоутройственному законодательству почти полностью совпадают и требования к кандидатам в народные и присяжные заседатели. Ими могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25 лет и постоянно проживающие на территории района, города (для присяжных заседателей - не менее трех лет). Не могут быть народными заседателями: лица, признанные ограничено дееспособными или недееспособными либо страдающие хроническим психическим или иным заболеванием, препятствующим исполнению обязанностей народного заседателя; лица, привлеченные к уголовной ответственности или судимые за совершенные преступления: лица, не владеющие языком судопроизводства; лица, которые занимают должности, не совместимые с исполнением обязанностей народных заседателей (депутаты, члены Правительства, служащие органов внутренних дел и государственной безопасности, адвокаты, священнослужители). В перечне лиц, которые не включаются в списки присяжных заседателей, кроме перечисленных, называются дополнительно еще лица старше 70 лет, а также от исполнения обязанностей по личному ходатайству судом могут быть освобождены: женщины, старше 55 лет, мужчины, старше 60 лет; лица, которые по роду своей деятельности не могут быть на длительное время отвлечены для исполнения указанных обязанностей (военнослужащие, служащие таможенных органов, врачи); женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также имеющие на иждивении детей-инвалидов в возрасте до 14 лет; другие лица, если суд сочтет уважительными причины, лишающие их возможности участвовать в рассмотрении причины, лишающие их возможности участвовать в рассмотрении дела. Важно отметить, что количество народных заседателей устанавливается из расчета: 35 народных заседателей на одного судью районных (городского), межгарнизонных военных судов; 25 заседателей - на судью среднего звена общих судов и 10 заседателей - на судью Верховного Суда Республики Беларусь. Как народным, так и присяжным заседателям закон гарантирует выплаты за выполнение ими обязанностей в суде. Так, согласно ст. 82 Закона о судоустройстве и статусе судей работающим присяжным заседателям за время исполнения обязанностей в суде производятся выплаты в размере получаемого ими по месту работы заработка или дохода, но не ниже размера оклада судьи этого суда. Неработающим присяжным заседателям, а также пенсионерам время исполнения обязанностей в суде оплачивается в размере оклада судьи этого же суда. Работающим народным заседателям за время исполнения обязанностей в суде осуществляются выплаты в размере среднего заработка (дохода), который они получают по месту работы. Неработающим народным заседателям, пенсионерам время исполнения обязанностей в суде оплачивается в размере среднего заработка для местности по месту нахождения суда (район, город ). В случае выезда заседателя за пределы постоянного места жительства для исполнения обязанностей в суде, кроме указанных выше выплат, ему выплачиваются командировочные расходы. Выплаты эти осуществляются из государственного бюджета судом. Народные и присяжные заседатели при исполнении обязанностей в суде не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы либо подвергнуты мерам административного взыскания, что налагаются в судебном порядке, без согласия органа, который утвердил списки заседателей. Иначе говоря, народные и присяжные заседатели во время исполнения обязанностей в суде практически пользуются теми же гарантиями неприкосновенности, что и профессиональные судьи. Тем самым обеспечивается их независимость, ограждение от посторонних влияний и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2. Укажите, по каким признакам предварительное следствие отличается от дознания. Перечислите и охарактеризуйте органы и должностные лица, осуществляющие дознания.

 

Являясь видами одной  стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное  следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

1. Предварительное следствие  проводится следователями, то  есть специальными должностными  лицами, для которых расследование  преступлений является основной  и единственной обязанностью. Дознание  производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное  следствие различаются по органам,  входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства. Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.

4. Дознание и предварительное  следствие различаются по подследственности  уголовных дел. К компетенции  органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается  от предварительного следствия по процессуальному режиму.

6. Дознание отличается  от предварительного следствия  по степени процессуальной самостоятельности  лиц, производящих расследование.

Органы и должностные  лица, осуществляющие дознание:

1. Прокурор.

 Прокурор  является  должностным лицом,  в пределах  своей компетенции   осуществляющим   от   имени   государства    уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. При осуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов на стадиях досудебного  производства  прокурор  независим  и подчиняется только закону. Прокурор вправе предъявить к обвиняемому или к лицу, которое несет материальную ответственность за его  действия,  иск  в  защиту интересов потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии либо по другим  причинам  не   способного   самостоятельно   воспользоваться принадлежащим ему правом,  а также предъявлять и поддерживать иски в интересах юридических лиц и государства. В ходе досудебного производства по материалам  и  уголовному делу прокурор возбуждает уголовное дело,  поручает его расследование соответствующему органу предварительного следствия, органу дознания; принимает  дело  к  своему  производству  и  расследует его в полном объеме;  отказывает  в  возбуждении  уголовного  дела;  осуществляет надзор  и процессуальное  руководство расследованием уголовных дел органом   дознания,   дознавателем,   следователем   и   нижестоящим прокурором. Осуществляя    надзор    за   соблюдением   законности   при производстве предварительного следствия и дознания и  процессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен:

1) истребовать    от   нижестоящего   прокурора,   следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;

2) изымать от органа дознания  и  передавать  следователю   любое уголовное   дело,   передавать   уголовное  дело  от  одного  органа предварительного    следствия    другому    в     соответствии     с подследственностью,  определенной статьей 182 УПК РБ,  а также  от   одного   следователя   другому   в   целях   обеспечения всестороннего,  полного  и  объективного  исследования обстоятельств уголовного дела;

3) участвовать  в  производстве  дознания  и   предварительного следствия,  а  также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование  в  полном объеме по любому уголовному делу;

4) поручать   предварительное   расследование  уголовного  дела группе следователей,  формировать ее  состав  и  возглавлять  группу следователей;

5) отменять    незаконные    и   необоснованные   постановления нижестоящего прокурора,  следователя, органа дознания и дознавателя, а  также  не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;

 6) давать  нижестоящему прокурору,  следователю,  органу  дознания  и дознавателю письменные указания о производстве  следственных,  иных  процессуальных  и оперативно-розыскных  действий,   а   также   о   применении  мер по  обеспечению  безопасности;

7) применять, изменять или отменять  меры пресечения, продлевать  срок содержания под стражей, домашнего  ареста,  устанавливать  срок  предварительного   расследования,  продлевать    срок   рассмотрения заявлений   и    сообщений  о  преступлении и  срок предварительного расследования;

8) прекращать  производство  по  уголовному делу в случаях  и по основаниям, предусмотренным УПК РБ;

9) разрешать отводы и самоотводы;

10) разрешать  жалобы  на  решения   и   действия   нижестоящего прокурора,  следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

11) отстранять     нижестоящего     прокурора,     следователя, руководителя   органа   дознания   и   дознавателя  от  производства предварительного расследования по данному уголовному делу,  если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;

12) обращаться  в  соответствующие   органы  с  представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если  эти  лица  подлежат  привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых;

13) санкционировать применение  меры  пресечения  в виде заключения    под   стражу,   домашнего   ареста,   залога; производство  обыска,  осмотра жилища;  наложение ареста на почтово-телеграфные  и  иные   отправления   и  их  выемку, выемку  документов, содержащих государственные секреты  или  иную   охраняемую   законом   тайну; прослушивание и запись  переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров;  извлечение  трупа   из    места   захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого   или   обвиняемого, не   содержащихся   под    стражей,    в    психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности;    продление     и   установление    срока предварительного  расследования,  содержания  под  стражей,  домашнего  ареста  в  качестве  меры пресечения;о

14) возвращать   уголовные   дела    нижестоящему    прокурору, следователю,  органу  дознания  со  своими  письменными указаниями о производстве  дополнительных  следственных  и  иных   процессуальных действий;

15) направлять уголовное дело в суд;

16) использовать   другие   полномочия,   предоставленные   ему УПК РБ.

 При судебном разбирательстве  уголовного  дела  прокурор  как государственный  обвинитель  вправе  заявлять  отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий других  участников  уголовного процесса,  а также по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства;   давать   органу   предварительного   расследования обязательные  для  него  поручения по обеспечению представления суду доказательств;  применять  меры  процессуального   принуждения   для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела;  изменять,  дополнять  и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения;  протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся  ему  неправильными  по  другим основаниям действий председательствующего;  требовать  внесения  в  протокол   судебного заседания   возражений   на   указанные   действия   и   записей об обстоятельствах,  которые,  по его  мнению,  должны  быть  отмечены; пользоваться   другими   полномочиями,   предусмотренными  настоящим Кодексом. Участвуя  в  судебном   разбирательстве,   прокурор   обязан соблюдать   порядок   судебного   заседания,   подчиняться  законным распоряжениям председательствующего и исполнять другие  обязанности, предусмотренные УПК РБ. При судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве  государственного  обвинителя   обязательно   по   делам публичного и частно-публичного обвинения,  а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором. (В  редакции  Закона  Республики  Беларусь  от 4 января  2003 г. - Национальный реестр  правовых актов  Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)

2. Начальник следственного  подразделения

 Начальник следственного   подразделения  обязан  осуществлять контроль  за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений,  принимать меры по наиболее полному,  всестороннему  и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. Начальник следственного подразделения вправе поручить производство   предварительного   следствия    следователю;   проверять уголовные дела; давать   указания  следователю  о производстве   предварительного  следствия,  привлечении в качестве  обвиняемого, квалификации  преступления и  объеме обвинения,  направлении   дела,    производстве   отдельных  следственных  и иных процессуальных  действий,   применении  мер по обеспечению безопасности;  передавать уголовное дел  от одного  следователя   другому; поручать   производство предварительного следствия по уголовному  делу   нескольким следователям,  а   также   участвовать   в     производстве предварительного   следствия    по    уголовному      делу, находящемуся    в   производстве   следователя,   и   лично   производить   предварительное   следствие,   пользуясь  при этом  полномочиями  следователя; поручать помощник начальника следственного подразделения проверять  уголовные дела и давать по ним указания;  входить  с представлением к прокурору    об    отмене  незаконных    и   необоснованных  постановлений     следователей.    Указания       помощника  следственного     подразделения   обжалуются    начальнику, давшему поручение о проверке уголовного дела. Указания по уголовному делу  даются  в  письменной  форме и обязательны  к исполнению.  При несогласии следователя с полученным указаниями  он  вправе,  не  приостанавливая   их   исполнения,   за исключением  случаев,  предусмотренных  частью  четвертой  статьи 36 УПК РБ,  представить  дело   прокурору   с   письменным изложением своих возражений.

Информация о работе Правовой статус народных заседателей