Правовой статус народных заседателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 01:59, контрольная работа

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Гражданско-процессуальное право"

Содержание

1. Охарактеризуйте правовой статус народных заседателей………………..…...2
2. Укажите, по каким признакам предварительное следствие отличается от дознания. Перечислите и охарактеризуйте органы и должностные лица, осуществляющие дознания……………………………………………………........5
3. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: К председателю районного суда обратилась выпускница средней школы Лисовская С.П. с просьбой принять ее на работу в должности судебного исполнителя. Председатель суда объяснил ей, что не может удовлетворить ее просьбу поскольку девушка еще не достигла совершеннолетия и предложил ей работу в качестве секретаря судебного заседания. Обоснованы ли решения председателя районного суда? Кто принимает на должности судебного исполнителя и секретаря судебного заседания…………………………………………………………………………....14
4.Литература…………………..……………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

ДКР судопроизводство.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

 

3.Следователь.

Следователем  является должностное лицо прокуратуры, органов  предварительного следствия  Министерства внутренних дел    Республики     Беларусь,   органов   государственной безопасности и финансовых расследований,  осуществляющее в пределах его компетенции предварительное следствие. Следователь  обязан  принимать  все  меры  по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств  уголовного  дела; осуществлять  уголовное  преследование  лица,  в  отношении которого собраны достаточные доказательства,  указывающие  на  совершение  им преступления,   путем   привлечения   его  в  качестве  обвиняемого, предъявления обвинения,  применения в отношении его в соответствии с УПК РБ  меры  пресечения,  передачи  дела прокурору для направления  в  суд.  Следователь  также  обязан  принять  меры   по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями главы 8 УПК РБ. Все   решения   о   производстве   следственных   и   других процессуальных  действий  следователь  принимает самостоятельно,  за исключением случаев,  когда законом предусмотрено получение  санкции прокурора,  и   несет полную  ответственность за  их  законное  и своевременное исполнение.

 В случае несогласия  следователя  с  указаниями  прокурора  о привлечении  в  качестве  обвиняемого,  квалификации  преступления и объеме обвинения, ередаче уголовного дела прокурору для направления в  суд  или  прекращении производства по уголовному делу следователь вправе,  приостановив сполнение  этих  указаний,  представить  дело вышестоящему  прокурору с письменным изложением своих возражений.  В этом случае прокурор или отменяет указание  нижестоящего  прокурора, или  поручает  производство предварительного следствия по этому делу другому следователю.

Следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать  в его   возбуждении,  прекращать  и  приостанавливать  предварительное следствие по уголовному делу,  производить предварительное следствие и   выполнять  все  следственные  и  иные  процессуальные  действия, предусмотренные  настоящим  Кодексом,  а  также  разрешать  свидания близким  родственникам  и  членам  семьи  с лицом,  содержащимся под стражей,  домашним  арестом,  по  находящемуся  в  его  производстве уголовному делу.

По  уголовным  делам,  по  которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять дело к своему производству   и   приступить  к  его  расследованию,  не  дожидаясь выполнения  органами  дознания  неотложных  следственных   действий, предусмотренных статьей 186 УПК РБ.

Следователь  по  расследуемому  им  уголовному   делу вправе  знакомиться  с  оперативно-розыскными   материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им поручения и указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий  и  следственных  действий  и  требовать от них содействия  в  производстве   следственных  действий. Такие поручения  и указания следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.

 Постановления   следователя,  вынесенные  в   соответствии  с требованиями настоящего Кодекса по находящимся  в  его  производстве уголовным  делам,  обязательны  к  исполнению  всеми  предприятиями, учреждениями,  организациями,  объединениями,  должностными лицами и гражданами. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января  2003  г. -  Национальный реестр  правовых актов  Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)

4.Органы дознания

Государственными    органами    и    должностными    лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются: органы милиции; органы государственной безопасности -  по  уголовным  делам, отнесенным законом к их ведению; командиры  воинских частей,  соединений,  начальники военных учреждений и  гарнизонов  -  по  уголовным  делам  о  преступлениях, совершенных    лицами,    на    которых    распространяется   статус военнослужащих,  о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных   Сил  Республики  Беларусь,  других  войск  и  воинских формирований в связи с  исполнением  ими  служебных  обязанностей  в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

начальники  учреждений,  исполняющих  уголовные  наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов - по уголовным делам о преступлениях   против   установленного   порядка   несения  службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;ь органы  пограничных  войск - по уголовным делам,  отнесенным законом к их ведению; таможенные органы - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению; органы   финансовых  расследований  -  по  уголовным  делам отнесенным законом к их ведению; органы государственного пожарного надзора -  по  уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; капитаны  морских или речных  судов,  командиры воздушных судов,  находящихся вне пределов Республики Беларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах; главы   дипломатических   представительств   и  консульских учреждений  Республики  Беларусь  -  по   делам   о   преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

 На органы  дознания  и  должностных  лиц  в   зависимости  от характера преступления возлагаются: прием,  регистрация  и  рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении; дознание  по  уголовным делам,  по   которым   производство предварительного следствия необязательно; выполнение  неотложных  следственных  действий  по уголовным делам,   по   которым   производство   предварительного    следствия обязательно; ускоренное производство в порядке, предусмотренном главой 47 УПК РБ ;производство предварительного  расследования  по  уголовным делам   о  преступлениях,  не  представляющих  большой  общественной опасности,  и менее тяжких преступлениях,  по которым не установлено подлежащее   привлечению   в   качестве  обвиняемого  лицо,  до  его установления. (В редакции Законов от  11 мая 2000 г.  и  от 4 января 2003 г. -  Национальный  реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 47, 2/152; 2003 г., № 8, 2/922)

4.1Начальник органа дознания.

Начальником  органа  дознания  является  руководитель органа дознания,  а также каждое из должностных лиц,  перечисленных в части первой статьи 37 УПК РБ. Начальник   органа  дознания  обязан  организовать  принятие необходимых оперативно-розыскных  и  уголовно-процессуальных  мер  в целях  обнаружения  преступлений  и  выявления лиц,  их совершивших, предупреждения   и   пресечения   преступлений;    обеспечить    при производстве  дознания  по  уголовным  делам всестороннее,  полное и объективное    исследование    обстоятельств    дела,     проведение дознавателями   неотложных   следственных   действий   и  выполнение поручений   следователя,  суда,  указаний  прокурора;   осуществлять   контроль за законностью и своевременностью действий дознавателей.  Указания прокурора, поручения следователя, суда по уголовным делам,   данные   в   порядке,   установленном  УКП РБ ,обязательны к исполнению начальником  органа  дознания.  Обжалование этих   указаний   вышестоящему   прокурору  не  приостанавливает  их исполнения. По уголовным делам, по которым предварительное расследование осуществляется в форме дознания,  начальник органа дознания поручает производство  дознания  дознавателям;  проверяет  находящиеся  в  их производстве   дела;   дает   указания  дознавателю о производстве дознания,   привлечении   в   качестве   обвиняемого,   квалификации преступления  и объеме  обвинения,  направлении дела и материалов, производстве  отдельных   следственных   и   других   процессуальных действий;  передает  дела и материалы от одного дознавателя другому; поручает производство  дознания  нескольким  дознавателям,  а  также вправе  лично  проводить  дознание,  приняв  при  этом дело к своему производству  или   выполняя   отдельные   следственные   и   другие процессуальные действия. Начальник   органа   дознания   утверждает  постановление  о возбуждении  или  об  отказе   в   возбуждении  уголовного   дела  о  задержании,  о привлечении в качестве обвиняемого, о продлении срока  рассмотрения заявлений  и сообщений  о преступлениях,   производства  дознания, содержания обвиняемого  под  стражей, домашним арестом,  о производстве обыска,  осмотра жилища,  выемки, о наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, о прослушивании и записи переговоров,  ведущихся по техническим каналам связи,  и иных переговоров, о выемке документов, содержащих государственные секреты или  иную  охраняемую  законом  тайну,  о  приводе,  об  отстранении обвиняемого от должности,  о  применении,  изменении  или  отмене  в отношении   обвиняемого,   подозреваемого  меры  пресечения  в  виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о применении мер по обеспечению    безопасности,    о    прекращении    предварительного расследования по  уголовному  делу,  о  направлении  подозреваемого, обвиняемого,  не содержащихся под стражей,  в медицинское учреждение для    производства     стационарной     судебно-медицинской     или судебно-психиатрической  экспертизы, об этапировании,  об объявлении розыска  обвиняемого,  о  передаче  уголовного  дела  прокурору  для направления    в   суд;  разрешает свидания близким  родственникам и  членам  семьи  с лицом,  содержащимся под  стражей, домашним арестом по находящемуся в производстве дознавателя уголовному делу. Указания   начальника   органа   дознания   дознавателю   по расследуемому  им  уголовному  делу  даются  в  письменной  форме  и обязательны к исполнению.  Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения. Заместители начальника органа дознания  обладают  правами  и несут обязанности, предусмотренные  настоящей  статьей. (В  редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)

4.2 Дознаватель.

Дознавателем  является  должностное  лицо,  осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство. Дознаватель  обязан  принимать  все  меры  по   рассмотрению заявлений  и  сообщений  о  преступлении и всестороннему,  полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. Указания прокурора,  начальника органа  дознания,  поручения следователя и суда обязательны для дознавателя.  Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы  прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.  Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные  и другие  процессуальные действия,  принимать решения,  за исключением случаев,  когда УПК РБ предусмотрены  утверждение  их начальником органа дознания или санкция прокурора.Дознаватель вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством  о  даче  им  поручения  соответствующим работникам   органа  дознания  о  производстве  оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Постановления  дознавателя,  вынесенные  в  соответствии   с требованиями  настоящего Кодекса,  по находящимся в его производстве уголовным  делам  обязательны  к  исполнению  всеми   предприятиями, учреждениями,  организациями,  объединениями,  должностными лицами и гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Дайте  правовую оценку предложенной  ситуации: К председателю районного  суда обратилась выпускница средней  школы Лисовская С.П. с просьбой  принять ее на работу в должности судебного исполнителя. Председатель суда объяснил ей, что не может удовлетворить ее просьбу поскольку девушка еще не достигла совершеннолетия и предложил ей работу в качестве секретаря судебного заседания. Обоснованы ли решения председателя районного суда? Кто принимает на должности судебного исполнителя и секретаря судебного заседания?

В соответствии с Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 N 40 "Об утверждении Инструкции по исполнительному производству», пунктом 3: судебным исполнителем может быть гражданин Республики Беларусь, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий среднее специальное юридическое образование либо высшее юридическое образование (для старшего судебного исполнителя районного (городского) суда - высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе не менее одного года в должности судебного исполнителя, для старшего судебного исполнителя областного, Минского городского судов - высшее юридическое образование и стаж работы в должности судебного исполнителя районного (городского) суда не менее двух лет), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего хозяйственного суда №59 от 14.10.2009 « Об утверждении Полномочия о секретаре судебного заседания – помощника судьи хозяйственного суда Республики Беларусь», пункту 1.2: на должность секретаря судебного заседания – помощника судьи может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий, как правило, среднее специальное или высшее юридическое образование либо обучающийся в высшем учебном заведении по юридической специальности.

В следствии выше указанного следует, что решения  председателя районного суда не обоснованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Литература

 

1.  Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004

   N 40 "Об утверждении Инструкции по исполнительному производству»

2. Постановление Президиума Высшего хозяйственного суда №59 от 14.10.2009

     « Об утверждении Полномочия о секретаре судебного заседания –

    помощника судьи хозяйственного суда Республики Беларусь»

3. Уголовно-процессуальный  кодекс Республики Беларусь

4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми

на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

5. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

6. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь

7. Ж.Ч. Коновалова. Судоустройство, учебное пособие Минск, "Вышэйшая

    школа", 2009

8. В.Н. Бибило. Судоустройство  в Республике Беларусь, учебное  пособие, 

    Минск, 2001

9. А.А. Данилевич. Судоустройство, учебное пособие, Минск, 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 января 2013 г.

 

 


Информация о работе Правовой статус народных заседателей