Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 01:59, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Гражданско-процессуальное право"
1. Охарактеризуйте правовой статус народных заседателей………………..…...2
2. Укажите, по каким признакам предварительное следствие отличается от дознания. Перечислите и охарактеризуйте органы и должностные лица, осуществляющие дознания……………………………………………………........5
3. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: К председателю районного суда обратилась выпускница средней школы Лисовская С.П. с просьбой принять ее на работу в должности судебного исполнителя. Председатель суда объяснил ей, что не может удовлетворить ее просьбу поскольку девушка еще не достигла совершеннолетия и предложил ей работу в качестве секретаря судебного заседания. Обоснованы ли решения председателя районного суда? Кто принимает на должности судебного исполнителя и секретаря судебного заседания…………………………………………………………………………....14
4.Литература…………………..……………………………………………………15
3.Следователь.
Следователем является должностное лицо прокуратуры, органов предварительного следствия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органов государственной безопасности и финансовых расследований, осуществляющее в пределах его компетенции предварительное следствие. Следователь обязан принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с УПК РБ меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями главы 8 УПК РБ. Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, ередаче уголовного дела прокурору для направления в суд или прекращении производства по уголовному делу следователь вправе, приостановив сполнение этих указаний, представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по этому делу другому следователю.
Следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие и выполнять все следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.
По уголовным делам,
по которым предварительное
Следователь по расследуемому им уголовному делу вправе знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им поручения и указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с требованиями настоящего Кодекса по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)
4.Органы дознания
Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются: органы милиции; органы государственной безопасности - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;ь органы пограничных войск - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению; таможенные органы - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению; органы финансовых расследований - по уголовным делам отнесенным законом к их ведению; органы государственного пожарного надзора - по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются: прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении; дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; ускоренное производство в порядке, предусмотренном главой 47 УПК РБ ;производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях, по которым не установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо, до его установления. (В редакции Законов от 11 мая 2000 г. и от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 47, 2/152; 2003 г., № 8, 2/922)
4.1Начальник органа дознания.
Начальником органа дознания является руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц, перечисленных в части первой статьи 37 УПК РБ. Начальник органа дознания обязан организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений; обеспечить при производстве дознания по уголовным делам всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, проведение дознавателями неотложных следственных действий и выполнение поручений следователя, суда, указаний прокурора; осуществлять контроль за законностью и своевременностью действий дознавателей. Указания прокурора, поручения следователя, суда по уголовным делам, данные в порядке, установленном УКП РБ ,обязательны к исполнению начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. По уголовным делам, по которым предварительное расследование осуществляется в форме дознания, начальник органа дознания поручает производство дознания дознавателям; проверяет находящиеся в их производстве дела; дает указания дознавателю о производстве дознания, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела и материалов, производстве отдельных следственных и других процессуальных действий; передает дела и материалы от одного дознавателя другому; поручает производство дознания нескольким дознавателям, а также вправе лично проводить дознание, приняв при этом дело к своему производству или выполняя отдельные следственные и другие процессуальные действия. Начальник органа дознания утверждает постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела о задержании, о привлечении в качестве обвиняемого, о продлении срока рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, производства дознания, содержания обвиняемого под стражей, домашним арестом, о производстве обыска, осмотра жилища, выемки, о наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, о прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров, о выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, о приводе, об отстранении обвиняемого от должности, о применении, изменении или отмене в отношении обвиняемого, подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о применении мер по обеспечению безопасности, о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, о направлении подозреваемого, обвиняемого, не содержащихся под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, об этапировании, об объявлении розыска обвиняемого, о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд; разрешает свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом по находящемуся в производстве дознавателя уголовному делу. Указания начальника органа дознания дознавателю по расследуемому им уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения. Заместители начальника органа дознания обладают правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей статьей. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)
4.2 Дознаватель.
Дознавателем является должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство. Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. Указания прокурора, начальника органа дознания, поручения следователя и суда обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда УПК РБ предусмотрены утверждение их начальником органа дознания или санкция прокурора.Дознаватель вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Постановления дознавателя, вынесенные в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, по находящимся в его производстве уголовным делам обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами.
3. Дайте
правовую оценку предложенной
ситуации: К председателю районного
суда обратилась выпускница
В соответствии с Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 N 40 "Об утверждении Инструкции по исполнительному производству», пунктом 3: судебным исполнителем может быть гражданин Республики Беларусь, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий среднее специальное юридическое образование либо высшее юридическое образование (для старшего судебного исполнителя районного (городского) суда - высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе не менее одного года в должности судебного исполнителя, для старшего судебного исполнителя областного, Минского городского судов - высшее юридическое образование и стаж работы в должности судебного исполнителя районного (городского) суда не менее двух лет), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего хозяйственного суда №59 от 14.10.2009 « Об утверждении Полномочия о секретаре судебного заседания – помощника судьи хозяйственного суда Республики Беларусь», пункту 1.2: на должность секретаря судебного заседания – помощника судьи может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий, как правило, среднее специальное или высшее юридическое образование либо обучающийся в высшем учебном заведении по юридической специальности.
В следствии выше указанного следует, что решения председателя районного суда не обоснованы.
4.Литература
1. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004
N 40 "Об утверждении Инструкции по исполнительному производству»
2. Постановление Президиума Высшего хозяйственного суда №59 от 14.10.2009
« Об утверждении Полномочия о секретаре судебного заседания –
помощника судьи хозяйственного суда Республики Беларусь»
3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми
на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).
5. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей
6. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь
7. Ж.Ч. Коновалова. Судоустройство, учебное пособие Минск, "Вышэйшая
школа", 2009
8. В.Н. Бибило. Судоустройство в Республике Беларусь, учебное пособие,
Минск, 2001
9. А.А. Данилевич.
27 января 2013 г.