Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:51, реферат
Значение идеи правового государства заключается в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 4
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ
ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РФ 7
Раздел 2.1. Суверенитет народа 7
Раздел 2.2. Верховенство закона 8
Раздел 2.3. Разделение властей 10
Раздел 2.4. Гражданское общество 11
Раздел 2.5. Высший приоритет прав и свобод гражданина 12
Раздел 2.6. Взаимная ответственность личности и государства 13
Раздел 2.7. Политический и идеологический плюрализм 14
Раздел 2.8. Стабильность законности и правопорядка в обществе 16
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Раздел 2.3. Разделение властей
Разделение властей, как фундаментальный принцип деятельности органов правового государства, проявляющийся в разделении власти на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, и основывающийся на системе сдержек и противовесов, взаимоограничении и взаимном контроле всех ветвей власти.
Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти.
Суть концепции разделения властей заключается в разграничении функций органов государственной власти: законодательная деятельность, исполнение законов, отправление правосудия должны осуществляться самостоятельно. С помощью разделения властей государственные органы действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти[10].
В ст. 10 Конституции РФ говорится, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Следует помнить, что все органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
Формирование государственных органов осуществляется народом или по его поручению соответствующими органами власти.
Раздел 2.4. Гражданское общество
Развитое гражданское общество и правовое государство формируются при условии ориентации на социальную справедливость, освобожденную от крайностей эгалитаризма. В современном значении этого слова правовое государство непременно должно являться социальным, предполагающим достаточно высокий уровень жизни. Там, где человеку не обеспечено право на достойное существование, нет и не может быть правового государства[11].
Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.
Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата.
Раздел 2.5. Высший приоритет прав и свобод гражданина
Правовое государство основывается на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в основном законе и им гарантированы.
Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина[12].
Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод[13].
Из признания первичности прав человека вытекает правовой статус граждан, характер отношений между ними и государством. Отношения между гражданином и государством носят строго правовой характер, это отношения взаимных прав и обязанностей, обеспечивающие свободное развитие личности и подчинение государства обществу. Свобода каждого индивида – предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов.
Основным механизмом, призванным обеспечить гарантии прав и свобод является независимая от любых властных и общественных структур судебная власть. Принцип независимости суда прямо закреплен в статье 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства.
В ряде статей главы 2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы. Так в статье 35 Конституции РФ устанавливается, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей, согласно статье 22 Конституции РФ, допускаются только по судебному решению.
Раздел 2.6. Взаимная ответственность личности и государства
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, т. е. гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае, если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вред гражданину, то государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.
Раздел 2.7. Политический и идеологический плюрализм
Недопущение монополизма в политике, экономике, идеологии, сопровождаемое, созданием антимонопольных механизмов, заключающихся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции. Политико-правовой и идеологический плюрализм также проявляется в существовании различных идеологических концепций, течений, взглядов.
В Российской Федерации признаются идеологическое многообразие (ч.1 ст. 13 Конституции РФ), что вытекает из свободы совести и вероисповедания, свободы выражения мнений и убеждений, свободы информации, и политическое многообразие, многопартийность (ч.3 ст. 13 Конституции РФ), что вытекает из права на объединение. Принцип идеологического и политического плюрализма является необходимым условием конкуренции политизированных структур гражданского общества, что предполагает формальное равенство идеологий и их организационных форм.
Следует учесть, что правовое государство несовместимо с распространением в обществе идеологии, основанной на социальной, расовой, национальной или религиозной розни (вражде). Поэтому в ч.5 ст. 13 Конституции РФ установлены содержательные ограничения свободы объединений, которые следует понимать как пределы идеологического и политического плюрализма. Одновременно их можно рассматривать как конкретные содержательные критерии, позволяющие судить о злоупотреблении конституционными правами и свободами.
С этой точки зрения можно дать следующее расширительное толкование ч. 5 ст. 13 Конституции РФ: запрещается использование конституционных прав и свобод (особенно права на объединение, свободы выражения мнений, свободы собраний и манифестаций, свободы вероисповедания, свободы информации, тайны коммуникаций, неприкосновенности жилища) в целях насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, создания вооруженных формирований, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В частности, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых нарушают вышеперечисленные запреты. Создание и деятельность конкретного общественного объединения в правовом государстве должны запрещаться судом, установившим антиконституционный характер объединения.
Раздел 2.8. Стабильность законности и правопорядка в обществе
Важным фактором строительства и существования правового государства является стабильность законности и правопорядка в обществе, обеспечивающаяся за счет преодоления правового нигилизма в массовом сознании, выработки высокой политико-правовой грамотности, правосознания.
Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.
Построение правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки общественного развития главным образом являются следствием плохих законов. С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку даже совершенный закон мало что способен изменить, если члены общества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом[14].
Важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества играет правосознание. Правосознание является обратной связью, которая показывает эффективность применения идеальной конструкции правового государства к условиям реальной жизни общества, а также представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.
Правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности.
Правосознание является важным фактором развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.
ГЛАВА 3. РоССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПРАВОВОЕ
ГОСУДАРСТВО
Правовое государство является величайшей социальной ценностью, а также эффективным способом организации общества и управления им.
Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека. Правовому состоянию государства должно соответствовать правовое гражданское общество. Гражданское общество должно выступать не столько в качестве противовеса государству, сколько в качестве его опоры[15].
В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Формирование правовой государственности в России – это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества.
Продолжается процесс дальнейшего формирования всей системы государственной власти. В основе этих преобразований лежит принцип разделения властей, усиления вертикали власти, возрастания роли государства в обществе. Завершается судебная реформа, цель которой — установление судебной власти в государственном механизме как самостоятельной силы, не зависимой от других ветвей власти.
Информация о работе Российская Федерация как правовое государство