Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:51, реферат
Значение идеи правового государства заключается в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 4
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ
ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РФ 7
Раздел 2.1. Суверенитет народа 7
Раздел 2.2. Верховенство закона 8
Раздел 2.3. Разделение властей 10
Раздел 2.4. Гражданское общество 11
Раздел 2.5. Высший приоритет прав и свобод гражданина 12
Раздел 2.6. Взаимная ответственность личности и государства 13
Раздел 2.7. Политический и идеологический плюрализм 14
Раздел 2.8. Стабильность законности и правопорядка в обществе 16
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Проведение в жизнь экономической, политической, правовой реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства. Проведение этих реформ без участия правового государства тоже невозможно. Должно быть их органическое взаимодействие.
Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Конституция нормативно закрепила то краеугольное, исходное положение, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
Так были обозначены ориентиры долженствующего быть впредь движения российской государственности, определен общий план государственно-правового строительства. Были ясно намечены контуры той политической модели, которую Россия твердо избрала для себя в качестве нового государственного устройства (в отличие от советско-коммунистического), - модели демократического правового государства[16].
Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.
Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.
Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства[17].
Однако законодательного закрепления положений, составляющих суть принципов правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными факты грубейшего нарушения важнейших прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию.
Процесс формирования правового государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
Непременной предпосылкой формирования правового государства следует считать сравнительно высокую общую культуру населения. Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры – стержня цивилизованного общества – предпосылка формирования демократического правового государства.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.
Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы преодолеть застарелый порок российской власти – тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо.
В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти. Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав.
Проводимая в стране судебно-правовая реформа предполагает обеспечение стабильного, адекватного действительности, цивилизованного законодательства, престижного и справедливого правосудия, реально гарантирующего права и свободы граждан, высокопрофессиональной охраны
правопорядка, что должно быть непременно достигнуто на основе повышения уровня правовой и политической культуры.
В настоящее время в России действует следующая система судов: Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые и третейские суды. В субъектах РФ могут создаваться собственные конституционные (в республиках) или уставные (в остальных видах субъектов) суды.
Накопленный практический опыт свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в устоявшуюся и конституционно определенную судебную систему. В конце октября 2000 г. председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев представил в Государственную Думу России проект закона об административных судах. Целью данного законопроекта является поддержка президентской реформы системы государственной власти (создание оптимальных условий эффективного функционирования всех федеральных округов), а также оказание помощи непомерно загруженным судам общей юрисдикции. Предполагается создать 21 судебный округ. В них, по мнению разработчиков законопроекта, можно будет обжаловать нормативные акты и действия должностных лиц (в том числе и самих губернаторов), постановления Правительства и обеих палат Федерального собрания России, а так же законы субъектов федерации. Эти суды вправе будут рассматривать дела по защите избирательных прав и налоговому законодательству. Руководство и контроль за их деятельностью предполагается возложить на Верховный Суд РФ. Численность административных судов определена таким образом, чтобы нагрузка между ними распределялась равномерно[18].
Цивилизованное законодательство, авторитетное и независимое правосудие, профессионализм в охране правопорядка и общественной безопасности – непременная черта правовой государственности.
Важнейшим фактором формирования правовой государственности является высокий уровень развития экономики страны и материальная обеспеченность населения. В бедной стране, на низком уровне экономического развития невозможно построение правового государства.
Развитая экономика, достаточный материальный достаток у населения и нормальные социально-бытовые условия людей служат базой для развития
общей культуры народа и способствуют становлению гражданского общества и формированию правовой государственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Путь к правовому государству долгий и трудный. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Необходимо постоянно помнить о том, что функции правового государства не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового государства. Также не обойтись и без учета опыта других стран, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями.
Гражданское общество и правовое государство выступают как гарант свободы личности, ее творческого, гармоничного становления и развития. В этом наше будущее, и чем раньше мы станем на путь прогрессивного, цивилизованного развития, по которому идут развитые страны, тем быстрее мы вернемся в лоно мировой цивилизации[19].
Суть идеи правого государства – в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организует и функционирует правовым способом, эта мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. Но следует учесть, что правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства.
Идея господства права в жизни общества и государства - это современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества[20].
Правовое государство есть проблема, поставленная государству временем; конституционное государство есть наилучшее, по воззрению времени, средство для осуществления этой задачи[21].
Признание Российского государства правовым на сегодняшний день надлежит рассматривать не как реальность, свершившийся факт, а как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе реформирования России и создания процветающего общества.
Поиск новых юридических форм и специального правового инструментария для совершенствования механизма демократического правового государства - обязательное условие позитивного развития его институтов, политической и правовой культуры его граждан[22].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993 г.
2. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 (электронная версия).
3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. — М.: Норма, 2007 г. (электронная версия).
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - М.: Эксмо, 2009 г. (электронная версия).
5. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - М.: "Деловой двор", 2009 г. (электронная версия).
6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник, — М.: Юристъ, 2001 г. (электронная версия).
7. Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // "Журнал российского права", N 12, декабрь 2006 г.
8. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008 (электронная версия).
9. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС, 2007 г. (электронная версия).
10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.).- М.: Фонд "Правовая культура", 1996 г. (электронная версия).
11. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.).- М.: Издательство БЕК, 1994 г. (электронная версия).
12. Симаков К.А., Личность, гражданское общество, правовое государство // "Гражданин и право", N 4, апрель 2007 г.
13. Хлопушин С.Н. Правовое государство в России (конституционные ориентиры и социально-юридическая практика) // "Гражданин и право", N 7, июль 2007 г.
14. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие.Т.1, 2. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ». 1995 г. (электронная версия).
15. Эбзеев Б.С., Левакин И.В. Глобализация, государство, единство и целостность России // Глобализация и государственное единство России. М., 2006 г.
[1] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.).- М.: Фонд "Правовая культура", 1996 (электронная версия)
[2] Эбзеев Б.С., Левакин И.В. Глобализация, государство, единство и целостность России // Глобализация и государственное единство России. М., 2006 г.
[3] Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС, 2007 г. (электронная версия)
[4] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 (электронная версия).
[5] Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник, — М.: Юристъ, 2001 г. (электронная версия).
[6] Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник, — М.: Юристъ, 2001 г. (электронная версия)
[7] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 (электронная версия).
[8] Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008 (электронная версия).
[9] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. — М.:
Норма, 2007 г. (электронная версия).
[10] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 (электронная версия).
[11] Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник, — М.: Юристъ, 2001 г. (электронная версия).
[12] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. — М.:
Норма, 2007 г. (электронная версия).
[13] Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник, — М.: Юристъ, 2001 г. (электронная версия)
[14] Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник, — М.: Юристъ, 2001 г. (электронная версия).
[15] Хлопушин С.Н. Правовое государство в России (конституционные ориентиры и социально-юридическая практика) // "Гражданин и право", N 7, июль 2007 г.
[16] Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // "Журнал российского права", N 12, декабрь 2006 г.
[17] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 (электронная версия).
[18] Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС, 2007 г. (электронная версия).
[19] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 (электронная версия).
[20] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.).- М.: Фонд "Правовая культура", 1996 (электронная версия).
[21] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие.Т.1, 2. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ». 1995 г. (электронная версия).
[22] Симаков К.А., Личность, гражданское общество, правовое государство // "Гражданин и право", N 4, апрель 2007 г.
Информация о работе Российская Федерация как правовое государство