Система и виды страховых обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание

Для наиболее детального рассмотрения темы были сформулированы следующие задачи:
1. определить понятие, формы и виды обязательств по страхованию;
2. рассмотреть особенности возникновения, исполнения и прекращения обязательств по страхованию;
3. исследовать практику исполнения обязательств по страхованию.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, формы и виды обязательств по страхованию
1.1 Понятие обязательств по страхованию
1.2 Формы обязательств по страхованию
1.3 Виды обязательств по страхованию
Глава 2.Возникновение, исполнение и прекращение обязательств по страхованию
2.1 Основания возникновения обязательств по страхованию
2.2 Обязанности страхователя
2.3 Обязанности страховщика. Страховая сумма
2.4 Исполнение обязательств по страхованию
2.5 Ответственность сторон за нарушение обязательств по страхованию
2.6 Прекращение и недействительность обязательств по страхованию
Глава 3. Практика исполнения обязательств по страхованию
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 52.48 Кб (Скачать документ)

Конкретные формы  ответственности страховщика предусматриваются  в законодательстве, регулирующем отдельные  виды страхования, устанавливаются  в правилах страхования либо определяются в условиях того или иного договора страхования. Так, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" предусматривает штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю) (п. 4 ст. 11).

Ответственность страхователя (выгодоприобретателя, застрахованного  лица) выражается в неполучении полностью  или частично страхового возмещения (страховой суммы).

Решение об отказе в предоставлении страховой выплаты  принимается страховщиком и сообщается в установленный срок страхователю (выгодоприобретателю, застрахованному  лицу) в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин отказа. Основания отказа страховщика произвести страховую выплату как предусмотрены  непосредственно в гл. 48 ГК (ст. 961, 963, 964), так и могут быть установлены  специальным законодательством, а  также закреплены в конкретном договоре страхования.

ГК возлагает  на страхователя (выгодоприобретателя) ответственность в виде возмещения убытков, причиненных страховщику, в случаях:

- признания договора  страхования недействительным по причине завышения страховой суммы в результате обмана страхователя (в размере, превышающем сумму полученной страховой премии (п. 3 ст. 951));

- расторжения  договора страхования ввиду неисполнения  страхователем (выгодоприобретателем) в период действия договора  обязанности по незамедлительному  уведомлению страховщика об обстоятельствах,  влекущих увеличение страхового  риска (п. 3 ст. 959).

2.6 Прекращение  и недействительность обязательств  по страхованию

Досрочное прекращение договора страхования связывается  с возникновением обстоятельств, исключающих  возможность наступления  и существования  страхового риска. ГК содержит лишь примерный (не замкнутый) перечень таких обстоятельств (п. 1 ст. 958):

- гибель застрахованного  имущества по причинам иным, чем  наступление страхового случая;

- прекращение  в установленном порядке предпринимательской  деятельности лицом, застраховавшим  предпринимательский риск или  риск гражданской ответственности,  связанный с этой деятельностью.  При таком досрочном прекращении  договора страхования страховщику  принадлежит право на часть  страховой премии в соответствующей  пропорции к фактическому периоду  действия страхования (абз. 1 п. 3 ст. 958 ГК).

За страхователем (выгодоприобретателем) сохраняется  право в любое время отказаться от договора страхования, если к моменту  отказа отсутствуют обстоятельства, ввиду которых устанавливалось  страхование (п. 1 ст. 958 ГК), причем уплаченная страховая премия остается у страховщика, если иное не предусмотрено договором (абз. 2 п. 3 ст. 958 ГК).

Для признания  договора страхования недействительным ГК устанавливает особые основания, учитывающие специфическую сущность (природу) обязательства по страхованию  и обусловленный ею характер отношений  его субъектов (участников):

- заключение  договора личного страхования  в пользу лица, не являющегося  застрахованным лицом, без письменного  согласия застрахованного лица. Признание такого договора недействительным  осуществляется по иску застрахованного  лица или его наследников (абз. 2 п. 2 ст. 934);

- сообщение страхователем  при заключении договора страхования  заведомо ложных сведений об  обстоятельствах, имеющих существенное  значение для определения вероятности  наступления страхового случая  и размера возможных убытков.  При установлении обмана страхователя  страховщик вправе потребовать  признания договора недействительным  и применения последствий, предусмотренных  п. 2 ст. 179 ГК (абз. 1 п. 3 ст. 944);

- завышение страховой  суммы в договоре страхования,  явившееся следствием обмана  со стороны страхователя. Страховщику при признании договора недействительным страхователь возмещает причиненные этим убытки в размере, превышающем сумму полученной им от страхователя страховой премии (п. 3 ст. 951).

Глава 3. Практика исполнения обязательств по страхованию

Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом  на первое полугодие 2009 года проведен анализ практики рассмотрения дел, связанных  с исполнением договоров страхования.

Всего в 2008 году рассмотрена 71 апелляционная жалоба на решения судов первой инстанции  по данной категории споров. При  обобщении проанализированы все  судебные акты, принятые по результатам  рассмотрения апелляционных жалоб.

Анализ практики рассмотрения указанной категории  дел показал, что основная группа споров (97%) связана с вопросами  имущественного страхования, в том  числе с исполнением обязательств по договорам обязательного страхования  автогражданской ответственности  владельцев транспортных средств.

В приведенных  ниже примерах выявлены как неоднозначные  подходы судов к применению норм права в делах данной категории, так и игнорирование участниками  хозяйственных споров сложившейся  судебной практики, которое приводит к увеличению количества споров в  судах и искусственному затягиванию  процесса выплаты страхового возмещения.

Рассмотрим практику по исполнению договоров страхования.

1. Выгодоприобретатель  может отказаться от своего  права требования по договору  страхования имущества в пользу  страхователя. Конкретная форма  отказа от права возмещения  законом не определена.

Заключенным договором  добровольного страхования предусмотрена  обязанность страховщика при  наступлении страхового случая - причинения транспортному средству ущерба - платить  страховое возмещение указанному выгоприобретателем лицу.

В результате совершенного ДТП застрахованному автомобилю были причинены повреждения по вине водителя, управлявшего другим транспортным средством, что являлось страховым  случаем. Однако выгоприобретатель отказался от своего права требования страхового возмещения в пользу страхователя, которому страховая компания и выплатила страховое возмещение, состоящее из стоимости восстановительного ремонта автомобиля и стоимости экспертизы оценки ущерба.

Затем страховая  компания обратилась с иском к  страховому обществу, в котором была застрахована гражданская ответственность  виновника ДТП, о взыскании такой  суммы в порядке суброгации.

Удовлетворяя  заявленные требования в части стоимости  восстановительного ремонта, суды апелляционной  и кассационной инстанций сослались  на положения пункта 4 статьи 430, статей, 929, 931, 943, 965 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым  наличие в договоре страхования  выгодоприобретателя не исключает  возможности выплаты страхового возмещения самому страхователю, если выгодоприобретатель отказался  от своего права.

Кроме того, вопрос правомерности выплаты страхового возмещения непосредственно страхователю при наличии выгодоприобретателя  относится к взаимоотношениям названных  лиц и страховщика, не входит в  предмет доказывания по иску о  взыскании страхового возмещения в  порядке суброгации. Возражения ответчика, к которому заявлено суброгационное требование, не могут сводиться к проверке этого обстоятельства. Ответчик может выдвигать лишь те требования, которые он имел бы к лицу, которому причинены убытки.

В части взыскания  стоимости экспертизы оценки ущерба суды отказали в удовлетворении заявленных требований, учитывая разъяснения, данные в пункте 19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.11.2003 № 75, согласно которым страховщик не имеет  права требовать возмещения стоимости  экспертизы, так как расходы страховщика  на проведение экспертизы не являются страховым возмещением, а направлены на определение размера убытков. Эти расходы относятся к обычной хозяйственной деятельности страховщика и не подлежат взысканию с лица, ответственного за причиненный вред (дело № А44-211/2008).

2. Страхователь  вправе заменить выгодоприобретателя,  названного в договоре страхования,  другим лицом, письменно уведомив  об этом страховщика. Обращение  с требованием о выплате страхового  возмещения фактически означает  уведомление страховщика о замене  выгодоприобретателя.

Банк, указанный  ранее в договоре добровольного  страхования в качестве выгодоприобретателя, узнав о наступлении страхового события, обратился к страховщику  с требованием о взыскании  страхового возмещения.

Страховщик, подтвердив факт ДТП, сообщил о замене страхователем  выгодоприобретателя и о выплате  страхового возмещения другому лицу.

Банк, считая действия страхового общества незаконными, обратился  с иском в арбитражный суд.

Отказывая в  удовлетворении заявленных требований, суд сослался на положения статьи 956 ГК РФ, указав, что страхователь вправе заменить выгодоприобретателя до момента  обращения последнего с требованием  о выплате страхового возмещения (или исполнения какой-либо обязанности  по договору страхования), письменно  уведомив об этом страховщика.

В рассматриваемом  случае страхователь самостоятельно, до направления Банком соответствующего требования страховщику, обратился  с требованием о выплате страхового возмещения. Такое обращение фактически означает уведомление страховщика  о замене выгодоприобретателя.

Замена выгодоприобретателя  по договору страхования является односторонней  сделкой и представляет собой  уступку требования (пункт 1 статьи 382 ГК РФ). Согласия страховщика на это  не требуется в силу нормы пункта 2 статьи 382 ГК РФ, а также ввиду  того, что назначение выгодоприобретателя  по договору страхования не является существенным условием (дела № А05-8403/2007, А66-8171/2007, А66-8172/2007, А66-8173/2007, А66-8174/2007).

3. Установленный  пунктом 2 статьи 966 ГК РФ трехгодичный  срок исковой давности не подлежит  применению в случае пропуска  истцом срока исковой давности, предусмотренного более ранней редакцией данной статьи, действовавшей в период возникновения страхового случая.

Страховое общество обратилось 31.07.2008 в арбитражный суд с иском к страховой компании о взыскании в порядке суброгации ущерба, причиненного застрахованному транспортному средству в результате ДТП, произошедшего 25.03.2005. Суд отказал в удовлетворении иска по мотиву пропуска истцом срока исковой давности, указав следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 966 ГК РФ, введенным  в действие на основании Федерального закона от 04.11.2007 № 251-ФЗ, срок исковой  давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности  по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или  имуществу других лиц, составляет три  года. Ранее действовавшая редакция статьи 966 ГК РФ предусматривала возможность  предъявления иска по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, в течение двух лет. Статья 2 Федерального закона от 04.11.2007 № 251-ФЗ содержит правило  о том, что введенный трехгодичный срок применяется также к требованиям, ранее установленным ГК РФ, срок предъявления которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (09.11.2007).

В рассматриваемом  случае ко дню предъявления иска истек  двухгодичный срок исковой давности, ранее предусмотренный статьей 966 ГК РФ. Следовательно, не подлежит применению и правило о трехгодичном сроке  исковой давности, установленное  новой редакцией статьи 966 ГК РФ (дело № А13-5805/2008).

4. К требованиям  о возмещении ущерба, лежащего  за пределами ответственности  страховщика гражданской ответственности  причинителя вреда, применяется общий (трехгодичный) срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ.

Страховая компания 14.03.2008 обратилась в суд с иском  к причинителю вреда о взыскании в порядке суброгации убытков, причиненных произошедшим 16.03.2005 ДТП.

Суд удовлетворил требования истца, указав, что в настоящем  случае применяется общий срок исковой  давности, установленный статьей 196 ГК РФ.Закон позволяет потерпевшему реализовать право на возмещение ущерба как за счет причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ), так и за счет страховщика, застраховавшего ответственность причинителя вреда в силу обязательности ее страхования (пункт 4 статьи 931 ГК РФ, статьи 4, 16, 13 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

Информация о работе Система и виды страховых обязательств