Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:13, реферат
В соответствии со ст.118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.
Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией РФ процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат Федерального Собрания (ч.2 ст.108 Конституции РФ).
Необходимость военных судов, особенности их организации и деятельности обусловлены спецификой Вооруженных Сил как военной организации, предназначенной для вооруженной защиты Отечества, целостности и неприкосновенности территории Российского государства, действующей на началах воинской дисциплины и уставного порядка, принципах единоначалия и строгого воинского подчинения. Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов. В настоящее время действуют военные суды гарнизонов и приравненные к ним военные суды, военные суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
Военные суды Российской Федерации, являясь органами судебной власти в Вооруженных Силах, осуществляя в них правосудие, призваны в соответствии со своей компетенцией защищать права и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные Конституцией РФ и другими российскими законами, а также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы.
Итак, военным судам Российской Федерации подсудны:
1) дела о всех преступлениях,
совершенных военнослужащими,
2) дела о всех преступлениях,
совершенных лицами
3) дела о преступлениях
против установленного порядка
службы, совершенных лицами
4) все дела о шпионаже
(в том числе совершенном
5) дела о преступлениях,
совершенных лицами, в отношении
которых имеется специальное
указание в законодательстве (в
частности, военными
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела.
Военные суды при производстве уголовных дел рассматривают гражданские иски воинских частей, а также организаций и граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.
Кроме того, при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из этих преступлений подсудно военному суду, а о других - общему суду, дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.
Заключение
Итак, к судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, а также мировые судьи.
Полномочия, порядок образования
и деятельности федеральных судов
общей юрисдикции устанавливаются
федеральным конституционным
Мировой судья - это низшее должностное лицо судебной системы назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Районный суд - основное звено судебной системы Российской Федерации. Основным полномочием суда данного уровня является осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях.
В соответствии с упомянутыми законодательными актами все суды среднего звена наделены равной компетенцией, имеют совпадающую структуру и одинаковые полномочия.
Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (в дальнейшем - суды среднего звена) являются федеральными судами общей юрисдикции. Организация и устройство судов среднего звена регламентируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Являясь высшим судебным органом, Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий, как отмечалось, рассматривает гражданские, уголовные, административные и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Военные суды входят в судебную
систему РФ, являясь федеральными
судами общей юрисдикции. Они осуществляют
судебную власть в Вооруженных Силах
РФ, других войсках, воинских формированиях
и федеральных органах
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что суды
общей юрисдикции принимают самое
активное участие в обеспечении
единого правового
Список используемой литературы:
1. Конституция РФ
2. УПК РФ
3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2003 года.
4. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. в ред. 2003 года.
5. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 г. в ред. 2003 года.
6. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1995 г. в ред. 2003 года.
7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002. Гл. 5-9.
8. Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. - СПб., 2004. Гл. 6-8.
9. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004 .
Информация о работе Система судов общей юрисдикции: понятие, функции, история