Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:59, курсовая работа
Спрос можно определить, как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия…………………………………...5
1.1 Виды и классификация спроса……...8
1.2 Основные детерминанты спроса……………………………………….....12
1.3 Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия…………………………………………………………………..18
2 Спрос и его функций. Закон спроса……………………………………………………………...20
2.1 Спрос и его функций………..23
Закон спроса………………..25
3 Спрос как основной элемент развитий рынка…………..28
3.1 Спрос в условия рыночной экономики……………….…28
3.2 Рыночное равновесие, его виды………………………………………………….…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..40
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЭ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Спрос и его функций. Закон спроса»
Ф.И.О.
КАРАГАНДА 2011
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия…………………………………...5
1.1 Виды и классификация спроса……...8
1.2 Основные детерминанты спроса……………………………………….....12
1.3 Влияние спроса на экономическую
стратегию предприятия…………………………………………………
2 Спрос и его функций. Закон
спроса…………………………………………………………….
2.1 Спрос и его функций………..23
3 Спрос как основной элемент развитий рынка…………..28
3.1 Спрос в условия рыночной экономики……………….…28
3.2 Рыночное равновесие, его виды………………………………………………….…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..40
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
Спрос можно
определить, как желание и возможность
потребителя купить товар или
услугу в определенное время и
в определенном месте. Следует различать
понятия «желание» и «спрос».
Не всякое желание иметь товар
является спросом; только то желание
превращается в спрос, которое подкреплено
финансовыми возможностями
Спрос на рынке – это общий объем продаж применительно к рынку товара (или к отрасли) в данном месте и в данный период для совокупности марок или конкурирующих фирм.
Спрос на продукцию фирмы (спрос на марку) – это часть спроса на рынке, соответствующий доли рынка, удерживаемая фирмой или маркой на базовом рынке товара.
Рыночный спрос – это не фиксированная величина, а функция ряда переменных, называемых детерминантами спроса. Различают две группы детерминант спроса1:
-контролируемые
факторы (инструменты
-неконтролируемые
факторы (ограничения, с
-Товар
или «решение» проблемы
-Цена, совокупность издержек, которые несет покупатель, чтобы воспользоваться благами выбираемого решения;
-Место
или предоставление товаров с
наибольшим удобством для
-Продвижение или коммуникации, информирующие о достоинстве предлагаемого товара.
-Ограничения со стороны покупателей;
-Ограничения со стороны конкурентов;
-Ограничения со стороны сбытовых сетей;
-Ресурсы,
сильные и слабые стороны
-Ситуационные ограничения (факторы внешней среды).
Спрос определяется
платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей). Спрос изображается
в виде графика, показывающего количество
продукта, которое потребители готовы
и в состоянии купить по некоторой
цене из возможных в течение
Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
Цена спроса — это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.
Любая цена назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса (см. рис. 4.).
Кривая
показывает, какое количество товара
будет продано на рынке в течение
конкретного отрезка времени
по разным ценам, которые могут взиматься
в рамках данного отрезка времени.
В обычной ситуации спрос и
цена находятся в обратно
Деятелю рынка необходимо знать, на сколько чувствителен спрос к изменению цены. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, мы говорим, что он не эластичен. Если же спрос претерпевает значительные изменения, мы говорим, что он эластичен. Что определят эластичность спроса по ценам?
Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичным при следующих обстоятельствах2:
1) товару нет или почти нет замены или отсутствуют конкуренты,
2) покупатели не сразу замечают повышение цен,
3) покупатели
медленно меняют свои
4) покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара, естественным ростом инфляции и т. п.
Закон спроса гласит, что чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т.е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Таким образом, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однако при повышении цен на престижные товары часто наблюдается увеличение спроса, так как потребители могут посчитать более высокую цену показателем более высокого качества. При слишком высокой цене спрос на престижные товары уменьшается.
Большинство фирм стремится проводить замеры изменений спроса. В зависимости от типа рынка применяются различные подходы к замерам. В условиях чистой монополии спрос на товар обоснован той ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако в условиях конкуренции кривая спроса на товар фирмы будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены.
Изменение спроса может зависеть от положения экономики, изменении моды на товар, проведении рекламной компании многих других факторов. Таким образом, при повышении уровня спроса при прежней цене продавец может продать большее количество товара, а при уменьшении - меньшее.
Закон спроса гласит, что потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей и изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.
Существую следующие виды спроса на рынке:
1.2 Основные детерминанты спроса
Детерминанты спроса
– это причины изменения величины спроса.
Цена служит самой важной детерминантом, или главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта. Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.
Их называют неценовыми детерминантами, или факторами изменения спроса:
1) Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.
2) Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение – сокращение спроса.
3) Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.
4) Сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (товары-субституты), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. (увеличивается цена на чай, следовательно, увеличивается спрос на кофе). Когда два товара являются взаимодополняющими (комплементарные товары), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. (увеличивается цена на фотоаппараты, падает спрос на фотопленки). Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, или самостоятельные, товары.
5) Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен. И, наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
Следует различать изменение в спросе под влиянием неценовых факторов и изменение величины спроса под влиянием цены.
Информация о работе Субъекты гражданских процессуальных правоотношений Республики Казахстана