Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучение судебной реформы в Российской Федерации.
Задачи работы:
рассмотреть сущность и основные принципы судебной реформы
провести анализ состояния реализации судебной реформы;
выявить направления развития, эффективность и кадровой обеспечение судебной реформы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы 5
1.1 Основная сущность «судебной реформы» 5
1.2 Содержание судебной реформы в РФ 7
1.3 Этапы современной судебной реформы 14
Глава 2. Реализация судебной реформы на современном этапе 20
2.1 Основные проблемы реализации судебной реформы 20
2.2 Причины неуспеха предыдущих этапов судебной реформы 25
2.3 Кадровое обеспечение 26
2.4 Направления развития судебной системы в РФ 28
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

ОГМУкурсовая работа Матвеевой.docx

— 62.71 Кб (Скачать документ)

Изменить  такое положение возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов (термин международный).    

Специализированные ювенальные суды могут дать возможность действующим  в них судьям сосредоточиться  на анализе тонкостей и нюансов  соответствующей категории дел  и благодаря этому выносить квалифицированные  решения.     

Следующая проблема, на которую обращает внимание судейской сообщество, - это попытки  переоценки и смены курса судебной реформы: «Обращает на себя внимание то, что в последнее время в  Государственную Думу все чаще вносятся законопроекты вопреки конституционным положениям о самостоятельности судебной власти и независимости судей».    

Как подчеркивают эксперты судейского сообщества, комментируя законопроекты о  «переподчинении» Судебного департамента РФ, и иных «перестановках» в судебной системе, - «независимость это главное достижение судебной реформы. Статус судей должен обеспечивать ту беспристрастность, которую население вправе ожидать от судов. Независимость судьи является основополагающим принципом и правом граждан любого государства. Независимость - обязательное условие беспристрастности судьи, которая жизненно важна для доверия к судебной системе. Судейская независимость является не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов, и, прежде всего, интересов правосудия. Словом, казалось бы, конституционный принцип независимости судов и судей уже не оспаривается, однако приходится говорить об этом снова и снова, поскольку регулярно появляются законопроекты и предложения, направленные на то, чтобы что-то отнять у судей или в чем-то их ограничить» .13И сегодня эта проблема актуальна, потому что борьба за независимость – это не кампания, а постоянный процесс .14    

Еще одно важно замечание высказываемое  в судейском сообществе: «Нельзя предлагать и пытаться реализовать новые концепции реформ через каждое десятилетие». Действительно, нельзя городить каждое десятилетие новую судебную реформу, рациональнее довести до логического конца уже свершившиеся изменения.    

Сохраняются проблемы с соблюдением  сроков назначения кандидатов на должности  судей, несовершенством конкурса и  связанные с этим трудности формирования судов общей юрисдикции и арбитражных  судов. Иногда судьи ждут очередного назначения по несколько лет без  всякого объяснения причин подобных затяжек. Исследователи констатируют, что регулярное затягивание назначения судей – является одним из элементов  неуважения к суду. «Уже действующие  судьи часто не включаются в списки для продления полномочий. Причем Администрация Президента РФ нередко  никак не объясняет причин такого положения. В этой части процесс  назначения и особенно продления  полномочий судей носит закрытый характер, а отсутствие прозрачности создает для исполнительной власти возможности влиять на отдельных судей и судебную власть в целом» .15     

В этой связи особое внимание должно быть уделено срокам назначения судей  и вопросам взаимодействия с Администрацией Президента РФ.     

Актуальной  задачей и проблемой современной  судебной реформы – остается проблема повышения авторитета судебной власти. Средства массовой информации активно публикуют различные материалы по поводу коррупции в органах судебной власти. Такие материалы появляются как в центральной, так и в местной прессе. В них иногда произвольно толкуются обстоятельства рассмотренных дел и принятые по ним судебные решения. При этом допускаются высказывания о коррупции судей, не основанные на фактических материалах и носящие предположительный характер. Такими высказываниями наносятся удары как по судебной системе в целом, так и по авторитету судей.    

В целом ряде случаев судебная система  остается в информационной блокаде, что лишает ее возможности публично отстаивать свои интересы, делает уязвимой и, в известной степени, зависимой  от интересов как отдельных социальных групп, так и конкретных лиц. Серьезный урон авторитету судов наносят некомпетентные, тенденциозные, нередко заказные выступления отдельных средств массовой информации. Все это, в конечном счете, противоречит интересам общества, подрывает веру граждан в судебную власть и правосудие.    

Основой для успешного проведения реформ в судебной системе является качественный уровень нормативно-правовой базы. Между тем, следует констатировать, что качество ряда принятых в последнее  десятилетие законов заслуживает  серьезной критики. Нормы многих из них признаны Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими Конституции Российской Федерации, большое число законов внутренне противоречиво, постоянно изменяется и дополняется, в том числе по причинам, не носящим объективно-необходимого характера, не всегда предусматривается механизм реализации норм. Все это создает трудности в правоприменительной практике, включая деятельность судов, увеличивает число обращений в суды всех уровней, нарушает права граждан и организаций.    

Принято немало актов, толкование и применение которых представляет значительную сложность.    

Частые  изменения создают проблему безошибочно  ориентирования правоприменителя и  это может привести и приводит к судебным ошибкам. Более того «низкое качество судебных актов открывает широкую дверь для судебного субъективизма и произвола; будущий судья должен в первую очередь владеть самостоятельно основами толкования законодательства» .16

 

 

    2.2 Причины неуспеха  предыдущих этапов  судебной реформы

 

    Судебная реформа – это практическое преобразование. Достижение целей преобразований связано не столько с нормативным  описанием «правильных» образцов правосудия и правоохранительной деятельности, не столько с заимствованием институтов из иностранного и российского дореволюционного права, сколько с точным представлением о причинах провалов при налаживании  новых отношений чисто юридическими методами.     

Главной причиной того, что новшества не прививаются на современной российской почве и извращаются на практике, выступает сопротивление демократическим преобразованиям со стороны судей и сотрудников правоохранительных органов, а также судебной и правоохранительной систем в целом. Новые формы оказываются не адекватными менталитету этих людей, их повседневным служебным отношением и привычкам, принятым в названных системах технологиям способам оценки деятельности и каналам карьерного роста. Отказ от люстрации, сохранение руководящих постов в судах и правоохранительных органах за людьми советской закалки или их выучениками имеют своим следствием уязвимость, ненадежность, шаткость всяческих преобразований.     

Следующей по значимости причиной, сдерживающей демократические преобразования, представляется сохранение в видоизмененных формах «телефонного права», а также институциональных связей и личных приязненных отношений работников судебной и правоохранительной систем. Эти системы охотно предоставляют федеральной и местной власти услуги по выборочному уголовному преследованию и угодному разрешению так называемых «заказных» дел. Власти, в свою очередь, небескорыстно создают на базе некоторых судов «островки благополучия», снабжают суды и судей через органы Администрации Президента и местных администраций, доплачивают судьям и персоналу из неконституционных источников, списывают с судов коммунальные долги, ведут переговоры с председателями судов по поводу предоставления нуждающимся судьям квартир.     

Многие  службы и подразделения правоохранительных органов переродились, предоставляя коррупционные услуги организациям и частным лицам; продажность захлестнула и судейский корпус, стала реальной проблемой. Надо отметить, что судьи принимают взятки, в основном, за быстроту рассмотрения дел и вынесение законных решений; поэтому лихоимцы остаются. практически безнаказанными. Судебные решения используются конкурирующими финансовыми группировками для закрепления достигнутых закулисно договоренностей, а также и как ресурс экономического противоборства.     

Наконец, реформы отторгаются судебной и  правоохранительной системами, как  и другими бюрократическими структурами, поскольку создают напряженность в делах и временно расстраивают нормальный производственный процесс, затрудняют работу «конвейера».

 

    2.3 Кадровое  обеспечение

 

    Как отмечают эксперты17, изучение кадровой динамики за последние несколько лет свидетельствуют о наметившейся негативной тенденции к усилению текучести кадров, оттоку судей и квалифицированных специалистов. Эти тенденции вызваны высокой судебной нагрузкой, низким материальным обеспечением судей и работников аппаратов судов.    

Одной из неразрешенных проблем  в ходе судебной реформы – является фактическое отсутствие в федеральном  законодательстве норм, регулирующих порядок определения нормативной  численности федеральных судов  общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов  судов, а также государственных  служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации. Как следствие данной проблемы – неравномерная, ненормированная нагрузка на судей. Судьи попросту не справляются с массивом исков, что, безусловно, сказывается на эффективности всей системы правосудия.     

Отсутствие  указанных норм затрудняет организацию  работы судов, планирование судебного  процесса, а также осуществление  организационного обеспечения деятельности судов. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, процессуальных сроков вынесения судебных решений, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд.    

Наряду  с нагрузкой судей, как следствие  количественной составляющей кадров судебных органов, исследователи говорят  и о проблеме «качества» кадров. Как отмечает Г.Н. Колбая, именно качественный состав судейского корпуса, уровень подготовки которого оставляет желать лучшего, о чем свидетельствуют данные, приведенные на съезде судей Председателем Верховного Суда России В.М. Лебедевым: «Сегодня 30 процентов кандидатов, претендующих на должность федерального судьи, не выдерживают экзамена». 18По словам Председателя Верховного Суда России В.М. Лебедева, 48 процентов судей районных судов вышли из мировых судей, а они, в дальнейшем пополняющие вышестоящие суды судебной системы страны, на свои предыдущие должности мировых судей пришли из секретарей судебных заседаний [там же].    

Ученые-юристы констатируют, что пополнение судейского корпуса учеными-юристами - важное условие  успеха судебной реформы.

 

    2.4 Направления развития судебной системы в РФ

 

    В связи с принятием Программы 2007-2011, подведения итогов ранее действовавшей программы на всех уровнях власти, можно говорить о следующих направлений дальнейшего развития судебной системы в РФ.     

Усилия федеральных органов  государственной власти и органов  судейского сообщества должны быть направлены на:

существенное улучшение  организационного обеспечения деятельности судов;

укрепление гарантий независимости  судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального  обеспечения;

улучшение материального  и социального обеспечения работников аппаратов судов;

совершенствование законодательства, предусматривающего обязательность внесудебного порядка и процедуры досудебного  урегулирования гражданских и административных споров, закрепление в нем альтернативных средств разрешения дел, а также  упрошенных форм судопроизводства, в  том числе по уголовным делам;

реализацию инициатив  высших судов и органов судейского сообщества по совершенствованию законодательства с привлечением к этой работе ученых и научных учреждений на договорной основе;

повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей;

принятие более решительных  мер по очищению судейского корпуса  от недостойных высокого звания российского  судьи;

разрешение проблем, связанных  со страхованием, с выплатой денежного  содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших  в отставке;

укрепление судебной системы  высококвалифицированными кадрами  путем подготовки в Российской академии правосудия кандидатов на должности  судей и работников аппаратов  судов, обучения кандидатов на должности  судей федеральных судов в  течение одного - двух лет, обязательного  повышения в ней квалификации судей федеральных судов (один раз  в три года), а также судей  конституционных, уставных судов и  мировых судей в соответствии с гражданско-правовыми договорами между субъектами Российской Федерации и Российской академией правосудия;

принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению  безопасности судей и членов их семей;

повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.

Проблема эффективности  системы правосудия до настоящего времени  не потеряла своей актуальности, и  поэтому существуют задачи, направленные на существенное продвижение в ее решении. Это следующие задачи:

    • дальнейшая теоретическая проработки  основных направлений развития  судебной системы, 
    • выработка концептуальных подходов  к повышению эффективности деятельности  каждого вида судов.
    • При этом, как отмечается в докладе  Совета Федераций (2006г.) необходимо:
    • освободить суды от выполнения  несвойственных правосудию функций;
    • перераспределить нагрузку между  судами общей юрисдикции, мировыми  судьями и арбитражными судами;
    • разрешить вопрос о форме осуществления административного судопроизводства с принятием соответствующего закона;
    • критически осмыслить и скорректировать  регулирование деятельности лиц,  оказывающих гражданам и юридическим  лицам помощь по юридическим  вопросам, поскольку в действующем виде оно не обеспечивает в полной мере доступа к правосудию;
    • обеспечить более широкое применение  досудебных процедур разрешения  споров.
    • Необходимый комплекс мер по кадровому обеспечению эффективного правосудия и материально-техническому обеспечению деятельности судов включает  в себя:
    • законодательное обеспечение сочетания  независимости судей с ответственностью  за принимаемые ими судебные  решения; 
    • усовершенствование процедуры отбора  и подготовки судей; 
    • введение обязательного декларирования имущественного состояния судей и членов их семьи, принятие иных мер по устранению взяточничества;
    • организация механизма анализа  судебных решений, позволяющего  реагировать на поведение судей,  систематически принимающих сомнительные  судебные решения;
    • повышение денежного содержания  сотрудникам всех органов (МВД,  ФСБ, ФСИН, ФССП и т.д.), принимающих  участие в осуществлении правосудия, которое бы делало его соразмерным  с денежным содержанием судей,  работников органов прокуратуры;
    • организация системы обучения кандидатов на судейские должности;
    • разработка силами ВККС совместно  с кадровой комиссией Администрации  Президента, высшими судебными органами  и органами, привлекаемыми к проверкам  кандидатов на должности судей,  полного перечня критериев отбора таких кандидатов в судьи и закрепление их в одном документе;
    • ускорение процедуры назначения  судей, исключение создавшейся  ситуации, когда после положительного  заключения квалификационных коллегий  судей до назначения часто  требуется время не менее года;
    • введение нормативного финансирования  судов;
    • разработка программы строительства  дворцов правосудия;
    • -создание системы обеспечения  судей жильем;
    • повышение уровня компьютеризации  и информационного обеспечения  деятельности судов.

Информация о работе Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение