Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 10:18, курсовая работа
Целью данной работы является – рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
– определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);
– рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;
– охарактеризовать основные процедуры несостоятельности банкротства.
Введение. 3
1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства). 5
1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства). 5
2. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). 7
2. Субъектный состав дела о банкротстве. Права и обязанности субъектов. 12
1. Лица, участвующие в деле о банкротстве. 10
2. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве. 18
3. Характеристика процедур банкротства. 20
1. Наблюдение. 20
2. Финансовое оздоровление. 21
3. Внешнее управление. 24
4. Конкурсное производство. 29
Заключение. 34
Список использованных источников 36
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
взыскание дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника;
уступка прав требования должника;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
продажа предприятия должника;
замещение активов должника;
Больше всего проблем возникает при реализации имущества должника. Это имущество может быть реализовано как на открытых торгах, так и другим способом, предусмотренным планом внешнего управления. Должник часто не согласен с тем, каким образом кредиторы решают распорядиться их имуществом, так как считают что кредиторы могут реализовать это имущество по несоответствующей цене и в своих интересах. По этому поводу возникают обращения в суды, рассмотрим одно из них:
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой. Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев по требованию ОАО "Юрюзанский механический завод" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В жалобе ОАО "Юрюзанский механический завод" оспаривается конституционность пункта 1 статьи 87 Федерального закона от 8 января 1998 года "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества должника на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.
По мнению заявителя, указанным# положение, которое судебными органами было истолковано как не предусматривавшее обязательность продажи имущества на открытых торгах, были нарушены его права и свободы, гарантированные статьями 1 (часть 1), 15 (часть 2), 19 (часть 1) и 35 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Конституционный
Суд Российской Федерации,
Внешнее управление является процедурой банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности и предусматривающей передачу полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 6 июня 2000 года N 9-П по делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", из пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 65, пункта 3 статьи 67, статей 68-96 названного Федерального закона следует, что внешнее управление является вмешательством государства в гражданско-правовые отношения, осуществляемым в целях защиты прав и законных интересов других лиц (кредиторов).
Представленные заявителем судебные акты свидетельствуют о том, что право собрания кредиторов ОАО "Юрюзанский механический завод" принять решение об утверждении плана внешнего управления, предусматривающего особый порядок продажи части имущества должника без проведения открытых торгов, было реализовано его кредиторами: этим планом предусматривалась реализация недвижимого имущества не на торгах. При данных обстоятельствах оспариваемая заявителем норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы, перечисленные в жалобе.
Приведенные в жалобе доводы свидетельствуют о том, что заявителем, по существу, ставится вопрос о необходимости обязательного проведения открытых торгов при продаже части имущества должника. Между тем разрешение данного вопроса требовало бы внесения изменений в статью 87 Федерального закона от 8 января 1998 года "О несостоятельности (банкротстве)", что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
К тому же оспариваемое положение не препятствовало продаже имущества должника на открытых торгах, проведение которых закон обусловливает рядом фактических обстоятельств (проведением инвентаризации и оценки имущества должника внешним управляющим, оборотоспособностью имущества должника, наличием или отсутствием плана внешнего управления, конкретным порядком продажи имущества должника, предусмотренным этим планом, и т.д.), установление и оценка которых относится к компетенции арбитражных судов. Сама же по себе продажа части имущества должника без проведения открытых торгов не может рассматриваться как нарушение конституционных прав при условии соблюдения законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать
в принятии к рассмотрению
жалобы ОАО "Юрюзанский
2. Определение
Конституционного Суда
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации |
В.Д.Зорькин |
Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации |
Ю.М.Данилов |
В рассмотренном
примере истец пытается оспорить
конституционность пункта 1 статьи 87 Федерального
закона от 8 января 1998 года "О несостоятельности
(банкротстве)", однако в иске ему отказано,
так как деятельность по финансовому оздоровлению
всегда происходит в целях защиты прав
и законных интересов других лиц (кредиторов).
3.4
Конкурсное производство
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Наличие у должника признаков несостоятельности и установление невозможности восстановления его платежеспособности является основанием для принятия арбитражным судом решения об открытии в отношении должника конкурсного производства.
В соответствии с действующим законодательством с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, а все претензии имущественного характера могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего
- первого заместителя
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Весеневой Н.А., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Козловой А.С., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Башкиргаз" о пересмотре в порядке надзора определения суда первой инстанции от 17.11.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 23.01.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-44278/05-Г-МИТ и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.04.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Башкиргаз" - Резяпова Н.В., Яфаев Р.К.
Заслушав и обсудив доклад судьи Весеневой Н.А., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкиргаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к открытому акционерному обществу "Янаульский завод стройматериалов" (далее - завод) о взыскании 1 667 419 рублей 48 копеек задолженности за поставленный в период с сентября по декабрь 2004 года газ по договору от 01.12.2003 N 4-0110.
Определением
суда первой инстанции от 17.11.2005 исковое
заявление оставлено без
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2006 определение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 10.04.2006 оставил указанные судебные акты без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, объяснении присутствующих в заседании представителей стороны, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Договор на поставку газа от 01.12.2003 между обществом и заводом был заключен в период процедуры внешнего управления, введенного определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.08.2003 по другому делу (N А07/4859/03-А-МОГ). Решением того же суда по тому же делу от 27.06.2005 завод признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что спорная задолженность относится к текущим платежам.
Согласно статье 134 Закона о банкротстве требования кредиторов, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, погашаются вне очереди за счет конкурсной массы в числе иных текущих обязательств.
Пунктом 45 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 разъяснено, что при разрешении споров на стадии конкурсного производства внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Таким образом, судами сделан ошибочный вывод о том, что требование по рассматриваемому делу подлежит рассмотрению в деле о банкротстве.
Информация о работе Судебное рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)