Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:14, контрольная работа
Целью судебных расходов в хозяйственном процессе является следующее:
1) частичное возмещение расходов государства на судопроизводство (компенсационная);
2) предотвращение случаев необоснованного обращения в хозяйственный суд и доведение до рассмотрения судом бесспорных дел (превентивная);
3) наказание стороны, виновной в возникновении спора (цель наказания);
4) стимулирование участников процесса к надлежащему исполнению своих гражданско-правовых и иных обязанностей (побуждает должников добровольно выполнять свои обязанности).
Понятие и виды судебных расходов……………………2
Государственная пошлина, её размер и порядок исчисления…………………………………………………..4
Льготы по государственной пошлине…………………9
Издержки, связанные с рассмотрением дела………….12
Распределение судебных расходов между сторонами...............................................................................15
Литература………………………………………………….17
План
Литература………………………………………………….
Под судебными
расходами в хозяйственном
Целью судебных расходов в хозяйственном процессе является следующее:
1) частичное возмещение расходов государства на судопроизводство (компенсационная);
2) предотвращение
случаев необоснованного
3) наказание
стороны, виновной в
4) стимулирование
участников процесса к
Судебные расходы состоят:
Плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие документы, имеющие юридическую силу, в специальных учреждениях.
Непосредственно субъектами уплаты судебных расходов являются:
1) стороны (истец, ответчик);
2) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора;
3) заявители по определенным категориям дел.
Остальные лица уплачивают судебные расходы в тех случаях, когда ими совершаются действия, влекущие необходимость уплаты судебных расходов. Так третье лицо без самостоятельных исковых требований обязано уплатить государственную пошлину при подаче кассационной жалобы на судебное решение. Порядок уплаты и размер государственной пошлины определяются Законом «О государственной пошлине» (с изм. и доп.) и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 г. № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате».
По общему правилу
государственная пошлина
Уплата пошлины может осуществляться наличными деньгами, а также путем перечисления со счета плательщика в учреждении банка.
При уплате государственной пошлины наличными деньгами к документу, оплачиваемому пошлиной, прилагается подлинная квитанция кредитного учреждения, принявшего платеж, а при перечислении пошлины со счета плательщика – дополнительный экземпляр платежного поручения с надписью кредитного учреждения на лицевой или оборотной стороне следующего содержания: «Зачислено в доход бюджета (прописью) рублей». Эта надпись скрепляется первой и второй подписями должностных лиц и оттиском печати кредитного учреждения с проставлением даты выполнения платежного поручения.
Государственная пошлина представляет собой денежный сбор, взимаемый в доход государства за подачу исковых заявлений, заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об экономической несостоятельности (банкротстве), кассационных и надзорных жалоб, а также за выдачу судами копий решений, определений и постановлений хозяйственного суда и документов, находящихся в деле.
Государственная пошлина взимается с заявлений и жалоб, подаваемых в хозяйственные суды, и за выдачу хозяйственными судами копий документов. Уплата государственной пошлины осуществляется лицом, участвующим в деле, до совершения соответствующего процессуального действия (подачи искового заявления, заявления или жалобы, увеличения размера или заявления дополнительных исковых требований). Государственная пошлина уплачивается истцом или взыскивается хозяйственным судом.
Существует два вида государственной пошлины: простая (взимается в твердых ставках) и пропорциональная (взимается в процентном отношении к сумме иска или к базовой величине (БВ). Государственная пошлина устанавливается по требованиям имущественного характера в процентном отношении к цене иска, а по неимущественным требованиям – в процентном отношении к БВ. К требованиям неимущественного характера относятся требования, не подлежащие стоимостной оценке, в частности, требования о заключении, изменении и расторжении договоров, о признании полностью или частично недействительными актов государственных и иных органов, об исключении имущества из описи (освобождение от ареста) и т. п.
Цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств – исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам
о понуждении к исполнению
договорных обязательств –
3) по искам
о признании не подлежащим
исполнению исполнительного
4) по искам об истребовании имущества – исходя из стоимости имущества либо его доли;
5) по искам
об истребовании земельного
В цену иска включаются также указанные в заявлении суммы неустойки (штрафа, пени). Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований (как имущественных, так и неимущественных). Цена иска согласно ст. 123 ХПК относится к необходимым реквизитам искового заявления и должна быть в нем указана.
При одновременном заявлении нескольких требований, касающихся одного объекта требования, цена иска определяется единожды исчисленной стоимостью этого объекта. Например, при заявлении требований о признании права собственности на какое-либо имущество и истребовании его из чужого незаконного владения цена иска будет определяться стоимостью этого имущества.
Хозяйственный суд в случае неправильного указания цены иска (завышения или занижения ее) в исковом заявлении или в заявлении об увеличении (уменьшении) размера требований, изменении предмета требования самостоятельно определяет цену иска. По этому вопросу хозяйственный суд выносит определение. При этом в случае завышения цены иска излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику, а в случае занижения ее наступают последствия, предусмотренные ст. 126 ХПК, и исковое заявление возвращается.
От увеличения и уменьшения размера исковых требований следует отличать уточнение цены иска хозяйственным судом. Уточнение цены иска происходит в тех случаях, когда при предъявлении искового заявления невозможно точно рассчитать цену иска (например, стоимость предмета требований выражена в ранее действовавших ценах, денежных единицах либо точно не зафиксирована сумма причиненного ущерба и т. п.). В подобных случаях истец рассчитывает размер уплачиваемой при предъявлении искового заявления государственной пошлины от того размера иска, который можно определить на момент его предъявления. Уточнение цены иска производится судом (судьей) при рассмотрении дела на основе фактических данных, дополнительно представленных сторонами и истребованных судом, в том числе по результатам проведенных экспертиз. В случае уточнения цены иска при увеличении ее государственная пошлина не доплачивается истцом, а взыскивается судом по результатам рассмотрения спора в соответствии со стст. 107, 108 ХПК. При уточнении цены иска в сторону уменьшения, переплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику (п. 6 ст. 8 Закона «О государственной пошлине»).
Размер ставок
государственной пошлины
1. С исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имущества, о понуждении к исполнению обязательства о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество, а также встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе при цене иска:
1.1. до 1000 БВ – 5% от цены иска, но не менее 1 БВ;
1.2. от 1000 до 10 000 БВ – 5 % от 1000 БВ + 3% от суммы, превышающей 1000 БВ;
1.3. свыше 10 000 БВ – 1% цены иска, но не менее суммы, предусмотренной п. 1. 2.
2. С исковых
заявлений неимущественного
2.1. юридическими лицами:
в Высший Хозяйственный Суд – 20 БВ по каждому требованию (акту);
в другие хозяйственные суды – 10 БВ по каждому требованию (акту);
2.2. индивидуальными
предпринимателями и
3. С исковых
заявлений по спорам, возникающим
при заключении, изменении и расторжении
хозяйственных договоров, о
3.1. в Высшем Хозяйственном Суде – 20 БВ;
3.2. в других хозяйственных судах – 10 БВ.
4. С заявлений о возбуждении приказного производства – 5 БВ.
5. С кассационных
и первичных надзорных жалоб
на судебные акты – 50% ставки,
установленной за подачу
6. С повторных
надзорных жалоб, подаваемых
7. За выдачу дубликатов приказов, копий решений, определений и постановлений хозяйственного суда, а также копий других документов, находящихся в деле, выдаваемых судом по письменной просьбе сторон и других участников процесса – 20% БВ и, кроме того, 3% БВ за каждую изготовленную страницу.
8. С заявлений о признании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей экономически несостоятельными (банкротами):
8.1. подаваемых кредиторами – 10 БВ;
8.2. подаваемых
самими юридическими лицами и
индивидуальными
9. С заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение:
9.1. подаваемых в Высший Хозяйственный Суд – 15 БВ;
9.2. подаваемых в другие хозяйственные суды – 10 БВ.
10. С жалоб
на нотариальные действия или о
11. С ходатайств
об отмене решения
12. За подачу
заявления об исполнении
13. За подачу заявления об исполнении решений иностранных судов – 10 БВ.
За исковые
заявления, содержащие одновременно требования
имущественного и неимущественного
характера взимается
Случаи освобождения от уплаты государственной пошлины установлены законом «О государственной пошлине» (ст. 4). От ее уплаты освобождаются, например:
1) органы прокуратуры, государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлением в суд в защиту прав и интересов других юридических и физических лиц;
2) департамент по управлению государственным имуществом Министерства экономики Республики Беларусь, его территориальные органы – по судебным делам, связанным с приватизацией и управлением государственным имуществом;
3) департамент
по санации и банкротству Минис
4) Комитет
государственного контроля
5) Национальный Банк Республики Беларусь и его учреждения;
6) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, его инспекции – по искам (заявлениям), предъявляемым ими в установленных законодательством случаях, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб;