Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные и оспариваемые

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание

Цель написания работы - определение цели и формы участия в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, защищающих нарушенные и оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц и отличие их от других участников процесса (прокурора, третьих лиц, экспертов).
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
▬ раскрыть особенности обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц; охарактеризовать их процессуальные права и обязанности;
▬ проанализировать особенности возбуждения гражданского дела в интересах неопределенного круга лиц;

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Их процессуальные права и обязанно-сти..............................................5
2. Возбуждение гражданского дела в интересах неопределенного круга лиц...........................................................................................................................10
3. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления с целью дачи заключения по делу. Их процессуальные права и обязанности. Основания вступления в де-ло............................12
4. Отличие участвующих в деле государственных органов и органов местного самоуправления от других участников процесса (прокурора, третьих лиц, экспертов).................................................................................................17
Заключение .................................................................................................19
Список использованной литературы.........................................................21

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГПП.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Круг лиц, в интересах которых возбуждается дело, заранее неизвестен, как правило, его вообще невозможно или трудно определить. Поэтому для возбуждения подобного дела необходимо лишь одно условие: данное полномочие соответствующего органа или организации (гражданина) должно быть предусмотрено законом. Предварительного согласия (просьбы) заин­тересованных лиц на предъявление подобного иска не требуется, посколь­ку их круг заранее определить весьма затруднительно[9].

Так, согласно ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охра­не окружающей среды» органы государственной власти РФ вправе предъ­явить иск в суд о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Аналогичное право предоставлено органам государственной власти субъектов РФ (ст. 6 данного Закона), гражданам (ст. 11), общественным и иным некоммерческим объединениям (ст. 12).

Согласно ч. 2 ст. 259 ГПК Центральная избирательная комиссия РФ и другие избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме и т.д., тем самым защищая право на участие в референдуме граждан России, проживающих либо на всей ее территории либо иного территориального образования. Федеральный компенсационный фонд вправе предъявлять иски о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов - физических лиц (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"). Специальной процедуры разрешения дел о защите неопределенного круга лиц (как разновидности групповых исков) действующее гражданское процессуальное законодательство России до сих пор не содержит[10].

Таким образом, возможно возбуждение дел и в защиту неопределенного круга лиц, если в момент возбуждения дела невозможно установить полностью всех участников группы, права и интересы которых нарушены. Здесь обращение в суд происходит независимо от просьбы самих заинтересованных лиц, поскольку исками о защите неопределенного круга лиц защищаются публичные интересы, например при прекращении экологически вредной деятельности, либо частные интересы большой и неперсонифицированной группы лиц, например потребителей.

 

 

                         


3. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления с целью дачи заключения по делу. Их процессуальные права и обязанности. Основания вступления в дело.

Вторая форма защиты интересов других лиц в гражданском процессе: участие только государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, для дачи заключения по делу. Такое участие имеет целью осуществление возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Участие государственных органов и органов местного самоуправления возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом:

- во-первых, по инициативе государственных органов и органов местного самоуправления;

- во-вторых, по инициативе лиц, участвующих в деле;

- в-третьих, по инициативе суда. В этом случае привлечение возможно не только в случаях, предусмотренных законом, но и в иных необходимых случаях по усмотрению суда для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК[11].

Подобный подход соответствует тем предложениям, которые неоднократно высказывались в нашей литературе и самой природе данного заключения как формы использования специальных познаний.

Кроме того, в ч. 1 ст. 47 ГПК специально оговаривается, что такое вступление государственных органов и органов местного самоуправления возможно до принятия решения судом первой инстанции.

Данная форма участия государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе также связана с их компетенцией и осуществлением ими управленческих функций в соответствующих сферах регулируемых правом общественных отношений. Правовая природа участия данных субъектов определяется тем, что указанные органы являются лицами, участвующими в деле, и в то же время их заключение рассматривается как одна из форм использования специальных познаний и в этом смысле представляет собой одно из средств доказывания[12].

Наиболее распространено участие в гражданском процессе с целью дачи заключения органов опеки и попечительства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 78 СК при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. В частности, обязательным по СК признано участие органов опеки и попечительства при рассмотрении дел:

- о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста (п. 2 ст. 28);

- о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66);

- о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70);

- о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72);

- об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73);

- об усыновлении детей (п. 1 ст. 125);

- об отмене усыновления ребенка (п. 2 ст. 140)[13].

На основании ст. 284 ГПК дела об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами рассматриваются с обязательным участием органов опеки и попечительства.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" при рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и  законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов - физических лиц и интересов государства.

Дача заключения для государственного органа или органа местного самоуправления является обязательной, поскольку оно дается по вопросам, входящим в сферу его деятельности. В заключении выделяются две части.

Во-первых, сведения о фактах, которые были собраны с помощью специальных познаний работников соответствующих органов и зафиксированы в письменном документе.

Во-вторых, заключение в собственном смысле слова, где излагается мнение органа о правовом характере рассматриваемого спора, оцениваются собранные им, а также представленные другими лицами доказательства и предлагается свой вариант разрешения спора. Такая оценка основывается на положениях законодательства и практики его применения. Например, применительно к спорам о воспитании детей орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора[14].

Оценочная часть заключения - это важнейшая его часть, поскольку данные органы вправе давать правовую оценку обстоятельств дела на основе собранной ими доказательственной информации, например, высказать мнение, с кем из родителей при расторжении брака должен остаться ребенок, кто из них сможет обеспечить лучшие условия для его воспитания. Эта оценочная часть как заключение в собственном смысле слова является средством выполнения возложенных на орган задач по управлению и служит цели защиты прав и интересов граждан и государства.

Заключение государственного органа или органа местного самоуправления оглашается после исследования всех доказательств[15], не обязательно для суда, но по сложившейся судебной практике и в соответствии со ст. 196 и 198 ГПК суд должен привести в судебном решении доводы, по которым он отвергает заключение в целом или в части. Если дело было рассмотрено судом без привлечения соответствующего органа, а его участие в соответствии с законом признано обязательным, то такое судебное решение может быть отменено.

Для участия в гражданском процессе органом должен быть выделен представитель, наделенный соответствующими полномочиями. В этом качестве обычно участвует специалист, который связан с непосредственной деятельностью данного органа. Не может выступать представителем органа технический секретарь или работник персонала, не связанный с осуществлением полномочий данного органа[16].

Таким образом, государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, участвуют в процессе для дачи заключения по делу. Это необходимо не только для представления доказательств, но и для получения судом компетентной оценки правового значения обстоятельств дела со стороны органа, наделенного властными полномочиями в данной сфере, т.е. для получения заключения.

Дача заключения для государственного органа или органа местного самоуправления является обязательной, поскольку оно дается по вопросам, входящим в сферу его деятельности.


4. Отличие участвующих в деле государственных органов и органов местного самоуправления от других участников процесса (прокурора, третьих лиц, экспертов).

Следует отличать правовое положение участвующих в деле государственных органов и органов местного самоуправления от других участников процесса, к которым относятся прокурор, третьи лица, эксперты.

Рассмотрим отличие государственных органов и органов местного самоуправления от прокурора.

Сущность участия прокурора в гражданском процессе заключается в том, что прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия.

В силу своей компетенции прокурор может быть заинтересован и может участвовать в рассмотрении и разрешении любого гражданского дела. Этим заинтересованность прокурора отличается от заинтересованности государственных органов и органов местного самоуправления, участие которых в гражданском судопроизводстве ограничивается лишь сферой их деятельности, их функциями[17].

Как лицо, участвующее в деле, прокурор обладает широким кругом процессуальных прав. Так, он вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы и другие ходатайства, представлять доказательства и участвовать в исследовании доказательств, задавать в судебном заседании вопросы другим участвующим в деле лицам, свидетелям, экспертам, специалистам, давать заключения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и по существу дела в целом, вносить апелляционные, кассационные, надзорные представления на решения и определения по делам, в которых он принимал участие, а также совершать другие процессуальные действия, предоставленные законом, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по оплате судебных расходов[18].

По сравнению с прокурором государственные органы и органы местного самоуправления обладают заметно меньшим кругом процессуальных прав. Возбуждая дела, указанные органы подают заявление с соблюдением общих правил подсудности, собирают и представляют необходимые доказательства, подтверждающие обоснованность их требований. Указанные органы пользуются только теми процессуальными правами, которые им необходимы для защиты прав и интересов других лиц, они совершают только те действия, которые направлены на развитие и окончание гражданского процесса.

Рассмотрим отличие государственных органов и органов местного самоуправления от третьих лиц.

Третье лицо, вступая в процесс, может заявлять самостоятельное требование о защите своих субъективных материальных прав и добивается присуждения в свою пользу предмета, о котором спорят первоначальный истец и ответчик, или признания за собой права, оспариваемого первоначальными сторонами.

Хотя дело и возбуждается от имени государственного органа, но он не является участником спорного материального правоотношения, ему не принадлежит право требования. Поэтому субъект, возбудивший дело в защиту интересов других лиц, являясь стороной по делу, имеет особый процессуальный статус.

Государственные органы и органы местного самоуправления, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процес­суальные обязанности истца за исключением права на заключение ми­рового соглашения. В то время как третьи лица имеют право заключать мировое соглашение, т.к. третье лицо, заявляющее самостоятельное требование на предмет спора, по правовой природе своего участия есть не кто иной, как истец, объем процессуальных прав и обязанностей у него такой же, как у истцов[19].

В силу действия в гражданском процессуальном праве принципа диспозитивности судья не вправе по своей инициативе привлекать в процесс третьих лиц, заявляющих самостоятельное требование на предмет спора. Участие государственных органов и органов местного самоуправления возможно в случаях по инициативе суда. В этом случае привлечение возможно не только в случаях, предусмотренных законом, но и в иных необходимых случаях по усмотрению суда для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК.

Рассмотрим отличие участвующих в деле государственных органов и органов местного самоуправления от экспертов.

Эксперт, в отличие от органа, относится к числу лиц, содействующих правосудию, в силу чего обладает более ограниченным кругом процессуальных прав и обязанностей по ст. 85 ГПК. То же самое относится к консультации специалиста[20].

Эксперт и специалист не могут давать правовой оценки доказательственной информации, собранной с помощью их специальных познаний. Эксперт и специалист вправе касаться только вопросов фактического характера, поскольку они не заинтересованы в исходе дела. Представители же государственных органов и органов местного самоуправления привлекаются с целью не только установления фактических обстоятельств по делу, но и их правовой оценки, поскольку они имеют заинтересованность в деле, исходя из их компетенции и полномочий в системе органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Информация о работе Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные и оспариваемые