Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:00, контрольная работа
Цель работы заключается в изучении основ деятельности, полномочий и роли Уполномоченного по правам человека.
Основным методом исследования является сравнительно-теоретический анализ источников литературы. Специальным методом будет являться формально-юридический метод.
Методологической основой работы явились труды таких специалистов, как А.Е. Новикова, И.С. Чалых, В.В. Тамбовцев, и др.
Введение
1. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека РФ
2. Полномочия и роль Уполномоченного по правам человека в РФ
3. Задача № 1
4. Задача № 2
Заключение
Список литературы
Контрольная работа
По Конституционному праву РФ
Уполномоченный по правам человека
Оглавление
Введение
1. Конституционно-правовые
основы деятельности
2. Полномочия и роль Уполномоченного по правам человека в РФ
3. Задача № 1
4. Задача № 2
Заключение
Список литературы
Введение
Институт парламентского уполномоченного и омбудсмена в равной степени относится как к демократическому правовому государству, которое наделяет его мандатом на осуществление своей служебной деятельности, так и к уравновешивающему и контролирующему его гражданскому обществу, чьи непосредственные интересы он защищает. Его деятельность адекватно отражает существующую в каждом цивилизованном государстве потребность в эффективном и беспристрастном контроле за решениями и действиями (бездействием) органов государственной власти независимым должностным лицом, наделенным полномочиями следить за соблюдением прав человека, осуществлять их государственную защиту, содействовать жертвам нарушений в восстановлении их правового статуса и возмещении причиненного им вреда.
Объектом исследования
являются конституционно-правовые отношения,
связанные с реализацией
Цель работы заключается в изучении основ деятельности, полномочий и роли Уполномоченного по правам человека.
Основным методом исследования является сравнительно-теоретический анализ источников литературы. Специальным методом будет являться формально-юридический метод.
Методологической основой работы явились труды таких специалистов, как А.Е. Новикова, И.С. Чалых, В.В. Тамбовцев, и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, двух практических заданий, заключения и списка литературы.
1. Конституционно-правовые
основы деятельности
по правам человека РФ
Высшей ценностью демократического федеративного правового государства, каким провозглашена Российская Федерация, являются согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
Конституционные обязательства Российской Федерации о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина распространяются как на гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права личности, так и на коллективные права коренных малочисленных народов (статья 69 Конституции Российской Федерации) и национальных меньшинств (пункт "в" статьи 71 и пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), которым в соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется единая государственная защита Тамбовцев В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (постатейный). - М.: Норма, 2011. - С. 7..
Обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" возлагает на Уполномоченного Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011..
Эффективное осуществление Уполномоченным государственной защиты прав человека обеспечивается комплексом мер по реализации им независимых контрольных функций за исполнением обязательств государства о их признании и соблюдении с использованием предоставленных ему адекватных полномочий в сфере деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и должностных лиц (коллегиальных и единоличных решений и действий (бездействия) в целях содействия в их восстановлении.
Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации
-- назначенное Государственной
Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана, хотя официальные названия должности в разных странах различные.
Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
восстановлению нарушенных прав,
совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
развитию международного сотрудничества в области прав человека,
правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты .
На должность
Уполномоченного назначается
Подводя итоги, можно сделать вывод, что Уполномоченный по правам человека в России играет особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина. Данная роль, задачи и полномочия Уполномоченного будут рассмотрены далее.
2. Полномочия и роль Уполномоченного по правам человека в РФ
Задачей Уполномоченного по правам человека в РФ является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.
Институт подобного рода существует в разных государствах мира и обобщенно называется институтом омбудсмена. Во многих странах для обозначения этой должности используются различные названия, например в Испании - Защитник народа, в Великобритании - Парламентский уполномоченный по делам администрации, во Франции - Посредник, в Италии - Гражданский защитник, в США - Общественный адвокат и помощник граждан, в Польше - Защитник прав граждан Цалиев А.М. Конституционные суды и уполномоченные по правам человека: общие задачи, проблемы образования и взаимодействия // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 4. - С. 9-12..
Помимо рассмотрения жалоб и обращений граждан в функции национальных институтов омбудсмена включаются также:
- взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- мониторинг ситуации с соблюдением прав и свобод человека;
- анализ внутреннего
законодательства в целях
- правовое просвещение
граждан по вопросам прав
В последнее время омбудсмены из разных стран оказывают все большее внимание информационно-просветительской деятельности государства. В их обязанность стало входить формирование культуры прав человека, в том числе путем просветительской деятельности и разработки информационных программ образования и просвещения в этой области.
Обеспечение гарантий государственной защиты сводится к содействию Уполномоченного восстановлению нарушенных прав человека, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международных отношений в области прав человека и правовому просвещению населения государства по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.
ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" возлагает на Уполномоченного Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011. наиболее полно регулирует деятельность Уполномоченного по рассмотрению жалоб о нарушениях прав человека и оказанию содействия заявителям в их восстановлении. Итогом рассмотрения Уполномоченным таких жалоб является не только содействие в их восстановлении, но и анализ, обобщение и формирование информационного материала о соблюдении прав человека, устранения причин их нарушений и условий, способствующих таким нарушениям.
Другие полномочия государственного правозащитника (участие в законотворческом процессе, международное сотрудничество по правам человека и др.) устанавливаются ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" возлагает на Уполномоченного Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011., иными федеральными законами, а также реализуются в его практической деятельности. Так, например, полномочия по содействию в совершенствовании законодательства о правах человека и участию в законодательном процессе Уполномоченный реализует в соответствии с Регламентом Государственной Думы, на основании результатов изучения и обобщения своей правоприменительной практики.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ также принимает участие в осуществлении мер по обеспечению прав человека. Проекты федеральных законов о признании, соблюдении и защите прав человека разрабатываются на основании планов его деятельности, связанной с подготовкой законопроектов.
Уполномоченный, участвуя в законодательном процессе с позиции государственного народного правозащитника, обладая в значительной степени познаниями и опытом в области прав человека, наиболее эффективно оценивает необходимость принятия законов, анализирует их соответствие общепризнанным нормам и принципам международного права.
Деятельность Уполномоченного в российском парламенте направлена прежде всего на содействие человеку при реализации и защите его прав, и ни в коем случае не определяется интересами государственных органов.
Уполномоченному
предоставляется право
Относительно международного сотрудничества в деятельности Уполномоченного важно отметить, что подготовка проектов федеральных законов, соответствующих международным обязательствам РФ в области прав человека, производится с учетом рекомендаций межгосударственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением международных договоров, участником которых является и РФ. К числу таких органов относятся, например: Комитет по правам человека ООН, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН, Комитет против пыток ООН, Комитет по правам ребенка ООН, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН.
Россия при
ратификации международных