Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:00, контрольная работа

Описание

Цель работы заключается в изучении основ деятельности, полномочий и роли Уполномоченного по правам человека.
Основным методом исследования является сравнительно-теоретический анализ источников литературы. Специальным методом будет являться формально-юридический метод.
Методологической основой работы явились труды таких специалистов, как А.Е. Новикова, И.С. Чалых, В.В. Тамбовцев, и др.

Содержание

Введение
1. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека РФ
2. Полномочия и роль Уполномоченного по правам человека в РФ
3. Задача № 1
4. Задача № 2
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контр по конституцион праву.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

При исполнении своих обязанностей, связанных с  международным сотрудничеством в сфере прав и свобод человека, Уполномоченный в соответствии с нормой ст. 61 Конституции РФ уделяет значительное внимание также обеспечению защиты прав граждан, находящихся за пределами страны.

Деятельность  Уполномоченного на международной  арене проявляется в сотрудничестве с такими организациями, как Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Консультативный комитет Кабинета министров Совета Европы, другими межгосударственными органами по защите прав человека.

Реализация прав и обязанностей Уполномоченного  в рамках международного сотрудничества по защите прав человека реализуется  им также в деятельности, позволяющей  государственным правозащитникам  иностранных государств и международным неправительственным правозащитным организациям участвовать в качестве наблюдателей в период проведения избирательных кампаний.

Правовое просвещение  населения Уполномоченным сводится к его информационной деятельности в сферах образования и воспитания личности в государстве различными общепризнанными формами и методами, способствующими достижению цели устранения причин нарушения прав человека.

3. Задача №  1

Могут ли Лига студентов  АлтГУ, религиозная организация  «Наследие», кружок шитья и вязания по ул Шумакова, 12, общественное движение «Женщины России», общественная организация инвалидов Алтайского края преобразоваться в политические партии? Обоснуйте свой ответ, опираясь на действующее законодательство. Какие объединения и в каком порядке могут преобразовываться в политические партии?

Решение:

Политическая  партия может быть создана путем  преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации  или общероссийского общественного  движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения (п. 1 ст. 11 ФЗ "О политических партиях" Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" (ред. от 05.04.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.). В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимаются устав политической партии и ее программа, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы политической партии. Более того, Федеральный закон "О политических партиях" предусматривает двухлетний переходный период, в течение которого действующие политические общественные объединения, чтобы не утратить право участвовать в выборах, должны преобразоваться в политические партии. Данный переходный период напоминает переходный период при образовании в составе Федерации нового субъекта. В такой период как раз и решаются вопросы правопреемства.

В силу п. 2 статьи 11 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом следующих решений: 1) о создании политической партии; 2) об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ; 3) о принятии устава политической партии; 4) о принятии ее программы; 5) о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О политических партиях" документы, необходимые  для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через 6 месяцев со дня проведения съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

Таким образом, преобразоваться в политическую партию могут только общероссийские общественные организации или общероссийские общественные движения.

Следовательно, общественная организация инвалидов Алтайского края не может преобразоваться в политическую партию, т.к. действует в одном регионе страны. Также стать политической партией не могут студенты Лиги АлтГУ и кружок шитья районного масштаба, т.к. они относятся к органам общественной самодеятельности (ст. 12 Федерального закона "Об общественных объединениях": органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания).

Общественное  движение «Женщины России» может  преобразоваться в политическую партию, если осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов  Российской Федерации и имеет  там свои структурные подразделения.

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о  религиозных объединениях" Федеральный  закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе  совести и о религиозных объединениях" (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465., в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Т.е., сама религиозная организация «Наследие» не может преобразоваться в политическую партию. Однако ее члены могут входить в различные партии.

4. Задача №  2

Депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания от партии «Е» И. пообещал своим избирателям поставить вопрос в парламенте об асфальтировании дороги по ул. Челюскинцев. Однако он не сдержал свое слово. Поэтому пенсионер К. решил возбудить процедуру отзыва депутата И. Эту инициативу поддерживает еще 58 соседей пенсионера К. Возможна ли в данной ситуации процедура отзыва? По каким основаниям и в каком порядке осуществляется отзыв депутатов краевого Законодательного Собрания?

Решение:

Согласно ст. 220 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 08.07.2003 № 35-ЗС, депутаты Законодательного Собрания, избранные по одномандатному избирательному округу, а также депутаты, избранные по краевому избирательному округу, могут быть отозваны гражданами Российской Федерации, обладающими правом на участие в отзыве на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, краевого избирательного округа Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 08.07.2003 № 35-ЗС (ред. от 03.07.2009) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2003. - № 87, ч. 1. - С. 31..

Основанием для  отзыва депутата является однократное  грубое либо систематическое нарушение  Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного  Закона) Алтайского края, законов Алтайского края. Под грубым нарушением правовых актов понимается решение, действие (бездействие) депутата, повлекшие за собой нарушения прав и свобод значительного числа граждан. Инициатива проведения отзыва принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в отзыве депутата Законодательного Собрания.

Для выдвижения инициативы проведения отзыва каждый гражданин Российской Федерации  или группа граждан, имеющих право  на участие в отзыве, вправе образовать инициативную группу в количестве не менее двадцати человек, имеющих право на участие в отзыве. Инициативная группа образуется после вступления в силу судебного решения, установившего факт совершения депутатом правонарушения.

Решение о выдвижении инициативы проведения отзыва депутата принимается на собрании (заседании) инициативной группы, которая обязана письменно уведомить депутата о времени и месте проведения своего собрания (заседания) по выдвижению инициативы его отзыва. Депутат, в отношении которого выдвигается инициатива проведения отзыва, вправе присутствовать при рассмотрении этого вопроса на собрании (заседании) и давать устные или представлять письменные объяснения. Участники инициативной группы ведут письменный протокол заседания собрания, который подписывается руководителем инициативной группы и присутствующим на собрании депутатом, возможность отзыва которого решается на собрании (заседании). Неявка депутата на собрание (заседание) инициативной группы без уважительной причины не препятствует проведению собрания (заседания) инициативной группы. Избирательная комиссия Алтайского края в течение пяти дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Кодекса о регистрации инициативной группы, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения отзыва депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, составляет 10 процентов от числа участников отзыва, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а в поддержку инициативы проведения отзыва депутата, избранного по краевому избирательному округу, - 1 процент от числа участников отзыва, зарегистрированных на территории Алтайского края. Минимально необходимое количество подписей, которое следует собрать, указывается в регистрационном свидетельстве.

Инициативная  группа обязана создать свой фонд отзыва.

Депутат, избранный  по одномандатному избирательному округу, считается отозванным, если за его  отзыв проголосовали более половины участников отзыва, принявших участие  в голосовании, при условии, что  число голосов участников отзыва, поданных за отзыв депутата, больше числа голосов избирателей, поданных за его избрание. Депутат, избранный по краевому избирательному округу, считается отозванным, если за его отзыв проголосовали более половины участников отзыва, принявших участие в голосовании, при условии, что число голосов участников отзыва, поданных против отзыва депутата, меньше числа голосов избирателей, поданных за избрание краевого списка кандидатов, по которому был избран данный депутат. Избирательная комиссия Алтайского края регистрирует отзыв депутата в день определения результатов отзыва. Избирательная комиссия Алтайского края в день определения результатов отзыва и его регистрации направляет соответствующее решение в Законодательное Собрание.

Таким образом, при однократном грубом нарушении  необходимо решение суда, поэтому в данном случае процедура отзыва невозможна, т.к. депутат нарушил лишь правила этики, а таких нарушений по закону должно быть несколько (неоднократно).

 

Заключение

Среди механизмов защиты прав и законных интересов  граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный  по правам человека в Российской Федерации -- назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Можно сделать  вывод, что, несмотря на недостаточную  пока еще развитость института Уполномоченного  по правам человека в РФ, само его  введение - важный шаг России на пути создания правового государства.

право человек  уполномоченный партия депутат

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993 г. (в ред. от 30.12.2006 № 6-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.

2. Всеобщая декларация  прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1993. - 2 марта.

3. О гражданских  и политических правах: Международный  пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень  Верховного Суда РФ (далее - БВС  РФ). - 1994. - № 12.

4. О защите  прав человека и основных свобод: Конвенция от 4 ноября 1950 г. // Собрание  законодательства РФ (далее - СЗ  РФ). - 2001. - № 2. - Ст. 163.

5. Федеральный  конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном  по правам человека в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.

6. Федеральный  закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических  партиях" (ред. от 05.04.2011) // Собрание  законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.

7. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.

8. Кодекс Алтайского  края о выборах, референдуме,  отзыве депутатов от 08.07.2003 № 35-ЗС (ред. от 03.07.2009) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2003. - № 87, ч. 1. - С. 31.

Литература

9. Комментарий  Конституции Российской Федерации  / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 2009. - 766 с.

10. Кудрина М.В.  Институт уполномоченного по  правам человека: некоторый сравнительный анализ законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 4. - С. 3.

11. Новикова А.Е., Чалых И.С. Вклад уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации в процесс минимизации  правозащитных рисков // Общество и право. - 2010. - № 3. - С. 50-54.

12. Тамбовцев  В.В. Комментарий к Федеральному  конституционному закону № 1-ФКЗ  "Об Уполномоченном по правам  человека в Российской Федерации" (постатейный). - М.: Норма, 2011. - 459 с.

13. Цалиев А.М.  Конституционные суды и уполномоченные по правам человека: общие задачи, проблемы образования и взаимодействия // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 4. - С. 9-12.


Информация о работе Уполномоченный по правам человека