Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:38, реферат
Анализ зарубежной практики дает возможность определить какой опыт, какие из концепций реформирования и в какой мере могут быть адаптированы на российскую почву, позволяет лучше понять логику реформирования отечественной модели государственной службы и определить пути повышения ее эффективности.
Начало последней "волны" реформирования государственной службы за рубежом приходится на 90-е годы ХХ века. Реформа государственной службы стала приоритетом для многих развивающихся и переходных государств
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ
Анализ зарубежной практики дает возможность определить какой опыт, какие из концепций реформирования и в какой мере могут быть адаптированы на российскую почву, позволяет лучше понять логику реформирования отечественной модели государственной службы и определить пути повышения ее эффективности.
Начало последней "волны" реформирования государственной службы за рубежом приходится на 90-е годы ХХ века. Реформа государственной службы стала приоритетом для многих развивающихся и переходных государств. Они, как правило, осуществляют эту реформу, заимствуя отдельные элементы гражданской службы у наиболее развитых стран, пытаясь приспособить их к национальным особенностям. Основными целями реформы государственной службы, как правило, являются стремление решить текущие проблемы страны и по возможности решить стратегические задачи – создания службы, которая могла бы быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям.
По мнению ряда аналитиков практически во всех государствах, реформы государственной службы направлены на решение следующих задач[1]:
Поиск баланса между ролью политических назначений в системе гражданской службы и профессиональной внепартийной бюрократией.
Достижение баланса между динамизмом государственной службы и ее стабильностью.
Усиление открытости, демократичности гражданской службы, ее "отзывчивости" на потребности и интересы граждан и общества.
"Менеджеризация" государственной гражданской службы, внедрение рыночных принципов в систему государственной гражданской службы (Великобритания, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия и др.); создание неправительственных структур, заключающих с правительством на конкурсной основе контракт на исполнение той или иной государственной функции или оказание услуги.
Расширение сферы проведения конкурсных экзаменов – как при занятии должности, так и при продвижении по службе.
Сокращение численности гражданских служащих, их льгот и привилегий при одновременном повышении их заработной платы и введении прогрессивной шкалы ее роста в зависимости от результатов их работы (Великобритания, Нидерланды, Южная Корея, США)[2].
Несмотря на очевидные
успехи реформ государственной службы
в развитых странах, ни одна из масштабных
реформ в переходных государствах (даже
в наиболее развитых из них –
Бразилии и Южной Корее) не завершилась
полным успехом. Результаты реформы
службы в Великобритании большинство
экспертов оценивают негативно.
В результате реформы произошло
разрушение целостной системы
В настоящее время в
научных кругах и среди юристов-практиков
преобладают две точки зрения
на приемлемую для России модель организации
государственной гражданской
Таким образом, выделяются четыре
модели государственной гражданской
службы: централизованная закрытая модель,
реализуемая в унитарном
Приведем характеристики основных моделей государственной службы, основанные на данных современных исследователей[7]:
1. "Закрытая" модель
государственной гражданской
В соответствии с "закрытой" моделью сформирована государственная гражданская служба в большинстве стран континентальной Европы. Она характеризуется наличием следующих признаков:
) Субординационная организация
системы государственной
) "Закрытая" система
подбора кадров на
) Высокий правовой и
социальный статус
) Сложная процедура увольнения государственного гражданского служащего.
В пределах этой модели приведем
описание двух подтипов "закрытой"
государственной гражданской
1.1. Французская модель
государственной гражданской
Формируется в период французской революции при Наполеоне I. Провозглашается открытость государственной службы, служение общественным интересам, создается система конкурсного отбора служащих, создаются специальные учебные заведения для подготовки государственных служащих. В то же время преобладает тенденция к усилению служебной централизации, дисциплине, к кастовости служащих.
Современная государственная гражданская служба Франции получает окончательное оформление к 1945 году[8]. В это время был создан специальный комитет по реформе государственной службы. Основными целями реформирования государственной службы являлись обеспечение демократичности и открытости. В 1946 году был принят Закон об общем статусе чиновника, в котором была установлена новая структура государственной службы, повышены социальные и правовые гарантии для государственных служащих. Государственным служащим были разрешены забастовки, увольнять их можно было только на основании специального закона о сокращении персонала. Постепенное снижение уровня квалификации государственного аппарата, увеличения его численности, существенное отставание денежного содержания государственных служащих от заработной платы лиц, занятых в негосударственном секторе экономики, привели к падению престижа государственной службы.
Реформы 1981–1983 годов были
направлены на децентрализацию управления
страной, повышение эффективности
и результативности государственного
аппарата. Итогом реформы стало принятие
Закона от 13 июля 1983 года о правах и
обязанностях служащих и Закона от
11 января 1984 года, содержащих положения
общего статута центральной
В дополнение к основным чертам "закрытой" модели государственной службы, модели, сложившейся во Франции, присущи следующие черты:
) Высокий уровень централизации,
) Конкурсная система отбора
кадров для государственной
) Элитарность государственной службы, которая при конкурсной системе отбора поддерживается за счет "образовательной монополии" нескольких учебных заведений на подготовку государственных служащих;
1.2. Современная модель
государственной гражданской
Одной из важнейших особенностей современного состояния государственной гражданской службы в ФРГ является существенная роль политических партий в решении кадровых вопросов и широкое развитие института политических назначений (принципов партийного "патронажа").
Основополагающие нормативные правовые акты в сфере государственной службы были приняты в 1957–1985 годах[9]. К ним относятся: Закон о федеральных чиновниках от 14 июля 1953 года в новой редакции от 27 февраля 1985 года, рамочный закон о праве чиновников от 1 июля 1957 года в новой редакции от 27 февраля 1985 года, Закон об окладах федеральных служащих от 27 июля 1957 года в редакции 3 декабря 1998 года.
Характерные черты современной модели германской государственной гражданской службы:
) Высокая роль политических
назначений в системе
) Разграничение компетенции
в системе организация
) Многоступенчатая система
отбора кадров для
) Высокий социальный статус
государственного гражданского
служащего, существование
) Полноценная система
гарантий правовой и
2. "Открытая" модель
государственной гражданской
Такая модель характерна для англосаксонских стран. Основные ее черты:
) Отсутствие четко
) Открытая конкурсная
система набора кадров на
) Зависимость оплаты труда
и должностного роста от
) Упрощенная процедура увольнения.
2.1. Приведем характеристики
разновидности "открытой" модели
гражданской службы - относительно
децентрализованной модели
Масштабная реформа
Программа конкурсных экзаменов
составлялась на основе методик Оксфордского
и Кембриджского университетов.
Это привело к кастовому
С 1979 года премьер-министр
М. Тэтчер начала административную реформу[12]
с сокращения расходов министерств
и ведомств, в том числе и
за счет увольнения части государственных
служащих. В 1988 году была сформулирована
программа "Следующие шаги", в
соответствие с которой все
Государственная служба пробации
Служба пробации создана, чтобы способствовать предотвращению преступности в стране, обеспечить качественное выполнение и координацию отбываемых в обществе наказаний и разгрузить работу других правоохранительных учереждений.
Создание государственной службы пробации является подтверждением того, что система наказаний в нашей стране не имеет характер отмщения, что правонарушитель не потерян для общества и, что государство берёт на себя ответственность за членов своего общества.
Государственная служба пробации - это шаг к созданию и внедрению новой системы исполнения уголовных наказаний, поскольку целью является не только содействие присуждению таких наказаний, когда правонарушитель не изолируется от общества, но и создание системы, в которой существуют как наказания с изоляцией от общества, так и без неё.
Появление в Латвии институций пробации продолжает реформу системы исполнения уголовных наказаний, которая после восстановления независимости началась обширной тюремной реформой, отменой смертной казни, современными нововведениями правовых норм исполнения наказаний.
В настоящее время
Система пробации в каждом
государстве организуется по-разному,
однако её цели и средства их достижения
схожи. Система пробации Латвии создаётся,
основываясь на опыт других стран
и рекомендации экспертов: она эластична
и предусматривает широкое
Создание системы пробации, принимая во внимание её большой объём, планируется постепенно, осваивая и начиная выполнять всё больше новых функций и к 2007 году, охватывая всю территорию Латвии.
Административно-
становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран[1]. В данной работе я буду рассматривать создание институтов
Информация о работе Анализ моделей государственной службы в зарубежных странах