Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:38, реферат
Анализ зарубежной практики дает возможность определить какой опыт, какие из концепций реформирования и в какой мере могут быть адаптированы на российскую почву, позволяет лучше понять логику реформирования отечественной модели государственной службы и определить пути повышения ее эффективности.
Начало последней "волны" реформирования государственной службы за рубежом приходится на 90-е годы ХХ века. Реформа государственной службы стала приоритетом для многих развивающихся и переходных государств
образовании, профессии, стаже. При этом комитете существует специальная
группа, которая занимается рассмотрением вопроса о продвижении по службе
высших администраторов[31].
Английская система продвижения по службе отличается жесткостью на
всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из
одной группы в другую очень ограничены. Большое значение традиционно
придается старшинству чиновников в министерской иерархии, а не их
профессиональным заслугам.
Вся система найма, обучения и продвижения по службе в
Великобритании организована так, чтобы создать тип профессионального
управленца, администратора широкого профиля (как уже отмечалось,
аналогичная система доминирует и во Франции).
Сегодня в Великобритании около 25% государственных чиновников – это
специалисты в различных областях права, экономики, науки и техники.
Значение таких специалистов постепенно растет: они составляют около 60%
руководителей госаппарата. Например, число профессиональных экономистов
непосредственно в аппарате правительства возросло с 1963 по 1980 гг. в 20
раз – с 19 до 400 человек. Достаточно часто используется «интегральная
иерархия», когда специалисты и администраторы работают рука об руку под
единым руководством высших чиновников. Но все же преобладают дженералисты –
профессиональные управленцы, - их около 75%[32].
Основными нормативными актами, регламентирующие деятельность
государственных служащих Великобритании являются Циркуляр 1953 г., доклад
Фултона «Государственная служба» 1968 г. и Программа М. Тэтчер 1988 г.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД
Понятие «государственная служба» используется почти во всех
Конституциях стран – членов Европейского Союза. Исключение составляет
Великобритания и Ирландия. В Великобритании отсутствует «писаная»
Конституция, вместе с тем, и в этой стране разработано множество
нормативных актов, установлены принципы государственной гражданской службы,
т.е. и здесь имеются конституционные основы гражданской службы.
Правительственная комиссия Великобритании при организации института
государственной службы опиралась на опыт США и Франции, поэтому, несмотря
на особенности развития английской гражданской службы, многие процессы
становления службы во многом схожи с этими странами[33].
В Конституции Франции и Германии определены четко важнейшие
вопросы организации и функционирования государственной (публичной) службы
(профессионального
формальные и материальные принципы публичной власти, разделение компетенции
парламента и правительства по разработке норм, применяемых
чиновникам[34].
Следует подчеркнуть, что в отличие от США и Германии, где
господствует концепция
специализации служащего в
Великобритании превалируют положения о необходимости широкой подготовки
для выполнения как административных, так и технических функций.
Французская государственная служба стремится подбирать чиновников с
достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые
различные функции.
Основным
элементом бюрократической
Германии, является гарантия медленного, но верного продвижения по выслуге
лет или по старшинству пребывания в данном учреждении. Этот принцип почти
полностью исключен в США, где нет автоматического продвижения по служебной
лестнице.
В
политической области
наиболее выраженный характер. Благодаря Общему статусу французские
чиновники пользуются большими политическими правами и свободами, чем
государственные служащие Великобритании, Германии и США. Например,
западногерманское, американское и английское право предполагает
обязанность верности чиновников государственной власти. Иначе говоря,
административное право этих стран регулирует не только профессиональную
деятельность чиновников, но и их политическую лояльность. Во Франции,
напротив, в личном деле чиновников не может быть упоминания о его
политических, религиозных или философских взглядах.
В Германии Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников.
Чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель государства, его
идеи. Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать
на это звание. Прежде всего, требуется быть немцем в смысле ст. 116
Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником
иностранца. А во Франции иностранный гражданин не может стать
государственным служащим. В Германии чиновник должен обладать необходимой
профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной
иерархии. Дополнительно к этим требованиям устанавливаются еще возрастные
барьеры при допуске на должности различных уровней. Система продвижения по
службе строго регламентируется законами. Она основана на 2 принципах:
повышения квалификации и принципе постепенного продвижения.
В США профессиональные гражданские служащие занимают должности,
распределенные в
должностей соответственно сложности и ответственности работы.
Характеристика и описание каждой из 18 должностных категорий утверждены в
законодательном порядке и содержатся в разделе 5 Свода законов США.
Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и
исключительную. Более 90% всех государственных служащих проходят через
конкурсную систему путем отбора на конкурсных экзаменах. В США существует
также патронажная система и система добычи, т.е. назначение на высшие
административные должности за политические заслуги. В каждом учреждении
государственной службы имеется свой план продвижения по службе.
Во Франции существует 4 класса чиновников в понижающем
иерархическом порядке они обозначены буквами A, B, C и D. Существует
Инструкция 1946 г, устанавливающая круг обязанностей и утверждающая
необходимый образовательный уровень для каждого класса. Также как и в США,
поступление на службу производится путем конкурса. Конкурсная комиссия
подбирается из компетентных специалистов, известных своей
беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Карьера
заканчивается в связи с достижением определенного возраста, что является
важным фактором обновления корпуса служащих.
В Великобритании в отличие от других стран институт современной
гражданской службы сложился сравнительно недавно – в 70-е года нашего
столетия после проведения реформы. Первым ее этапом стала отмена системы
классов и образование трех основных групп чиновников: группы старших
политических и
группы объединяющей научно-профессиональных работников и технических
специалистов. Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, -
это лояльность. Набор на кадровую службу входит в компетенцию Комиссии по
делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа в качестве
главного условия поступления на гражданскую службу. Продвижение по службе
осуществляется в трех основных группах по-разному. Английская система
продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Возможности
перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень
ограничены.
Из рассмотренных стран более жесткие требования в смысле
политической
предъявляются в Великобритании. В целом институт государственной
гражданской службы в каждой из рассмотренных стран индивидуален, но общей
чертой имеет цель: служение государству, народу, отсюда и название более
всех употребляемой в каждой из стран – публичная служба.
4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Комментарии к
Федеральным законам о
стран. – М. 2000.
1. Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.
2. Василенко И.А.
Административно-
Запада. – М., 2000.
3. Воеводин Л.Д.
Государственное право
4. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление, М.:
Прогресс, 1982.
5. Государственное право Германии. Под ред. Топорник. – М., 1994.
6. Гражданская служба
основных капиталистических
7. Конституции зарубежных государств. Под ред. Жидкова. – М., 2000.
8. Комментарии
к Федеральным законам о
стран. – М. 2000.
9. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М., 1998.
10. Практика государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999.
11. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных
стран. – М., 2001.
12. Старилов Ю.Н. Служебное право, М. 1996.
13. Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт
Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7
14. Франция. Подготовка высших административных кадров//12-й
международный конгресс. М., 1993.
Информация о работе Анализ моделей государственной службы в зарубежных странах