Анализ моделей государственной службы в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:38, реферат

Описание

Анализ зарубежной практики дает возможность определить какой опыт, какие из концепций реформирования и в какой мере могут быть адаптированы на российскую почву, позволяет лучше понять логику реформирования отечественной модели государственной службы и определить пути повышения ее эффективности.
Начало последней "волны" реформирования государственной службы за рубежом приходится на 90-е годы ХХ века. Реформа государственной службы стала приоритетом для многих развивающихся и переходных государств

Работа состоит из  1 файл

ГрСлужба.docx

— 50.65 Кб (Скачать документ)

образовании, профессии, стаже. При этом  комитете  существует   специальная

группа, которая занимается рассмотрением вопроса  о  продвижении  по  службе

высших администраторов[31].

        Английская  система продвижения по службе  отличается  жесткостью на

всех уровнях. Возможности  перехода из одного  министерства  в  другое  и  из

одной  группы  в  другую  очень  ограничены.  Большое  значение  традиционно

придается  старшинству  чиновников  в  министерской  иерархии,   а   не   их

профессиональным заслугам.

        Вся   система  найма,   обучения   и   продвижения   по   службе   в

Великобритании  организована  так,  чтобы создать   тип   профессионального

управленца,   администратора   широкого   профиля   (как   уже   отмечалось,

аналогичная система доминирует и во Франции).

        Сегодня  в Великобритании около 25% государственных  чиновников – это

специалисты  в  различных  областях  права,  экономики,  науки  и   техники.

Значение таких специалистов постепенно  растет:  они  составляют  около  60%

руководителей  госаппарата.  Например,  число  профессиональных  экономистов

непосредственно в аппарате правительства возросло с 1963 по 1980  гг.  в  20

раз – с 19 до 400 человек.  Достаточно  часто   используется   «интегральная

иерархия», когда специалисты  и администраторы  работают  рука  об  руку  под

единым руководством высших чиновников. Но все же преобладают  дженералисты  –

профессиональные управленцы, - их около 75%[32].

        Основными   нормативными   актами,   регламентирующие   деятельность

государственных служащих Великобритании являются Циркуляр 1953  г.,   доклад

Фултона «Государственная служба» 1968 г. и Программа М. Тэтчер 1988 г.

 

 

 

        3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ВЫВОД

 

 

        Понятие   «государственная  служба»  используется  почти   во   всех

Конституциях  стран – членов  Европейского  Союза.  Исключение  составляет

Великобритания  и   Ирландия.   В   Великобритании   отсутствует   «писаная»

Конституция,  вместе  с  тем,  и  в  этой   стране   разработано   множество

нормативных актов, установлены  принципы государственной гражданской  службы,

т.е.  и  здесь   имеются    конституционные   основы   гражданской   службы.

Правительственная  комиссия  Великобритании   при    организации   института

государственной службы опиралась  на опыт США и  Франции,  поэтому,  несмотря

на особенности  развития  английской  гражданской  службы,  многие  процессы

становления службы во многом схожи с этими странами[33].

        В   Конституции  Франции  и   Германии  определены  четко   важнейшие

вопросы организации и  функционирования  государственной  (публичной)  службы

(профессионального  чиновничества).  В  этих   Конституциях   сформулированы

формальные и материальные принципы публичной власти, разделение  компетенции

парламента    и    правительства    по    разработке    норм,    применяемых

чиновникам[34].

        Следует   подчеркнуть,  что  в  отличие   от  США   и  Германии,  где

господствует концепция  специализации служащего в госаппарате, во  Франции  и

Великобритании превалируют  положения о    необходимости  широкой  подготовки

для  выполнения  как   административных,   так   и   технических    функций.

Французская   государственная  служба  стремится  подбирать   чиновников   с

достаточно  высоким  уровнем  общей  культуры,  способных  выполнять   самые

различные функции.

        Основным  элементом бюрократической карьеры   во  Франции,  как  и  в

Германии, является гарантия медленного, но верного продвижения   по  выслуге

лет или по старшинству  пребывания в данном учреждении.  Этот  принцип  почти

полностью исключен в США, где нет автоматического продвижения по  служебной

лестнице.

        В  политической области французская  правовая  доктрина  представляет

наиболее  выраженный  характер.  Благодаря    Общему   статусу   французские

чиновники пользуются   большими  политическими   правами  и  свободами,  чем

государственные  служащие  Великобритании,   Германии   и   США.   Например,

западногерманское,   американское   и    английское    право    предполагает

обязанность  верности  чиновников  государственной  власти.  Иначе   говоря,

административное право  этих  стран  регулирует  не  только  профессиональную

деятельность чиновников,  но  и  их  политическую  лояльность.  Во  Франции,

напротив,  в  личном  деле  чиновников  не  может  быть  упоминания  о   его

политических, религиозных  или философских взглядах.

        В  Германии Табель о рангах  предусматривает  16  групп  чиновников.

Чиновник рассматривается  как слуга, орган и представитель  государства,  его

идеи. Закон о чиновнике  называет особые качества,  позволяющие  претендовать

на это звание. Прежде  всего,  требуется   быть  немцем  в  смысле  ст.  116

Основного закона. В особом порядке  закон  допускает  назначение  чиновником

иностранца.  А   во   Франции   иностранный   гражданин   не   может   стать

государственным служащим. В Германии чиновник  должен  обладать  необходимой

профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню  служебной

иерархии. Дополнительно  к этим требованиям  устанавливаются  еще  возрастные

барьеры при допуске на должности различных уровней. Система  продвижения  по

службе строго  регламентируется  законами.  Она  основана  на  2  принципах:

повышения квалификации и  принципе постепенного продвижения.

        В  США профессиональные  гражданские   служащие  занимают  должности,

распределенные в иерархическом  порядке по 18  категориям  Генеральной  схемы

должностей    соответственно    сложности    и    ответственности    работы.

Характеристика и описание каждой из 18 должностных  категорий  утверждены  в

законодательном порядке и содержатся в разделе 5 Свода законов США.

          Гражданская  служба  в  США   подразделяется   на   конкурсную   и

исключительную. Более  90%  всех  государственных  служащих  проходят  через

конкурсную систему путем  отбора на конкурсных экзаменах. В  США  существует

также  патронажная система  и  система  добычи,  т.е.  назначение  на  высшие

административные должности  за  политические  заслуги.  В  каждом  учреждении

государственной службы  имеется свой план продвижения по службе.

        Во  Франции  существует  4    класса    чиновников   в   понижающем

иерархическом порядке они обозначены  буквами A,  B,  C  и D.   Существует

Инструкция  1946  г,  устанавливающая  круг  обязанностей   и   утверждающая

необходимый образовательный  уровень для каждого класса. Также  как и в  США,

поступление на  службу  производится  путем  конкурса.  Конкурсная  комиссия

подбирается     из    компетентных     специалистов,     известных     своей

беспристрастностью.  Она  полностью  независима  от  администрации.  Карьера

заканчивается в связи  с достижением  определенного  возраста,  что  является

важным фактором обновления корпуса служащих.

        В  Великобритании в отличие от  других  стран  институт  современной

гражданской службы  сложился  сравнительно недавно –  в  70-е  года   нашего

столетия после проведения  реформы. Первым ее этапом  стала  отмена  системы

классов  и  образование  трех  основных  групп  чиновников:  группы  старших

политических и административных руководителей,   административной  группы  и

группы  объединяющей  научно-профессиональных   работников   и   технических

специалистов. Основное требование, предъявляемое к гражданским  служащим,  -

это лояльность. Набор на кадровую службу входит  в компетенцию  Комиссии  по

делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа  в  качестве

главного условия поступления  на гражданскую службу.  Продвижение  по  службе

осуществляется  в  трех  основных  группах  по-разному.  Английская  система

продвижения по службе  отличается  жесткостью на всех  уровнях.  Возможности

перехода из одного министерства в другое и из одной группы  в  другую  очень

ограничены.

        Из  рассмотренных  стран  более   жесткие   требования   в   смысле

политической беспристрастности, продвижения по службе и  уровню  образования

предъявляются   в   Великобритании.   В   целом   институт   государственной

гражданской службы в каждой из рассмотренных стран  индивидуален,  но  общей

чертой имеет цель: служение государству, народу,  отсюда  и  название  более

всех употребляемой в  каждой из стран  – публичная  служба.

 

 

        4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

   1. Комментарии к  Федеральным законам о государственной  службе  зарубежных

      стран. –  М. 2000.

   1. Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.

   2. Василенко И.А.  Административно-государственное   управление  в  странах

      Запада. –  М., 2000.

   3. Воеводин Л.Д.  Государственное право зарубежных  стран. – М., 1990.

   4. Гарнер  Д.  Великобритания:  центральное и местное управление,  М.:

      Прогресс, 1982.

   5. Государственное  право Германии. Под ред. Топорник. – М., 1994.

   6. Гражданская служба  основных капиталистических стран.  М. Наука, 1998.

   7. Конституции зарубежных  государств. Под ред. Жидкова.  – М., 2000.

   8.  Комментарии  к Федеральным законам о государственной  службе зарубежных

      стран. –  М. 2000.

   9. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М., 1998.

  10. Практика  государственного  управления во Франции. МИД.  – М., 1999.

  11. Пронкин С.В., Петрунина   О.Е.  Государственное  управление  зарубежных

      стран. –  М., 2001.

  12. Старилов Ю.Н. Служебное право, М. 1996.

  13.  Стрижов  С.  Повышение квалификации  управленческих   кадров:   опыт

      Великобритании//Российский  экономический журнал. 1992 № 7

  14.   Франция.   Подготовка     высших    административных    кадров//12-й

      международный  конгресс. М., 1993.


Информация о работе Анализ моделей государственной службы в зарубежных странах