Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:54, статья

Описание

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности.

Работа состоит из  1 файл

Европейский союз.docx

— 48.69 Кб (Скачать документ)

Основная  роль Европейского парламента — законодательная  деятельность. Кроме того, практически  любое решение Совета ЕС требует  либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также  при заключении соглашений об ассоциированном  членстве и торговых договоренностей  с третьими странами.

Последние выборы в Европарламент проводились  в 2009 году. Европарламент проводит пленарные  заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Суд Европейского союза

Суд Европейского союза проводит свои заседания  в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и  самим Европейским союзом; между  институтами ЕС; между ЕС и физическими  либо юридическими лицами, включая  сотрудников его органов (для  этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд  дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны  для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции  ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором  Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого  из государств-членов) и восьми генеральных  адвокатов. Они назначаются на шестилетний  срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении  и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных  договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

Компетенция

В соответствии со статьями 2—6 Договора о функционировании Европейского союза:

Исключительная  компетенция:

«Союз располагает  исключительной компетенцией в законодательствовании и по заключению международных соглашений, когда это предусмотрено в законодательных актах Союза».

  • таможенный союз
  • установление правил конкуренции
  • денежная политика
  • сохранение морских биологических ресурсов
  • общая торговая политика

Совместная  компетенция:

«Государства-члены  осуществляют свою компетенцию в  той мере, в какой Союз не воспользоваться  своей компетенцией». «Союз располагает компетенцией при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию».

  • внутренний рынок
  • социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре
  • экономическое, социальное и территориальное сплочение
  • сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов
  • окружающая среда
  • защита потребителей
  • транспорт
  • трансъевропейские сети
  • энергетика
  • пространство свободы, безопасности и правосудия
  • общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре научные исследования, технологическое развитие и космос
  • поддержка развития и гуманитарная помощь

«Союз определяет условия, по которым государства-члены  координируют свою политику».

  • экономическая политика и политика занятости
  • общая внешняя политика и политика безопасности, общая оборонная политика

Вспомогательная компетенция:

«Союз располагает  компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию  или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию  в данных сферах».

  • охрана и улучшение здоровья людей
  • промышленность
  • культура
  • туризм
  • образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт
  • гражданская оборона
  • административное сотрудничество

Политические  перспективы

19 сентября 2012 года главы министерств  иностранных дел 11 из 27 стран Евросоюза  предложили проект реформы, принятый  по итогам заседания группы  по вопросам будущего Европейского  союза. Группа по вопросам будущего Евросоюза, куда входят министры иностранных дел Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, предложила создать в ЕС пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить министерство иностранных дел союза, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать единую армию.

Главную роль в этой группе играют Германия и Франция, то есть крупнейшие и наиболее влиятельные государства Евросоюза.

Право

Особенностью  Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое  непосредственно регулирует отношения  не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого  первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право — учредительные  договоры ЕС; договоры, вносящие в них  изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению  к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. С учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

Основным  достижением права ЕС можно считать  институт четырёх свобод: свобода  передвижения лиц, свобода движения капитала, свобода перемещения товаров  и свобода предоставления услуг  в данных странах.

Население

Процент населения ЕС, верующего в Бога, по странам (по результатам опроса 2005 года)

В 2009 году население Союза превысило  пятьсот миллионов человек.

Языки

В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский.

На  рабочем уровне, как правило, используются немецкий, французский и английский.

Религии

По  данным официального опроса Европейского союза 18 % населения ЕС не верят в  Бога, 27 % допускают существование  сверхъестественной «духовной жизненной  силы», в то время как 52 % верят  в конкретного (личного) Бога.

Наука

Наука в Евросоюзе имеет выраженную инновационную направленность. Под  эгидой Евросоюза функционирует  масштабная исследовательская сеть Future and Emerging Technologie, координирующая усилия учёных в разработке проблем искусственного интеллекта, виртуальной реальности, робототехники, нейрофизиологии и других высокотехнологичных областей.

Критика

Греческая леворадикальная коалиция «СИРИЗА» и её лидер Алексис Ципрас предлагает вернуть драхму и отказаться от евро. Министр финансов Швеции Андерс Борг заявил, что Греция, вероятно, покинет еврозону в течение ближайших шести месяцев.

Прогноз бывшего премьер-министра Тони Блэра  не исключает выхода Великобритании из состава Европейского союза.

Лидер ультраправого Национального фронта Марин Ле Пен, критикуя президента Франции, заявила: «он не сможет отказаться от диктата Брюсселя и Германии, вернуть суверенитет, установить границы для защиты от неравной конкуренции, остановить иммиграцию и защитить светский образ жизни, цивилизацию и традиционные ценности Франции».

 

Отношения между Россией и Европейским  союзом

Ныне  действующее Соглашение о партнёрстве  и сотрудничестве (СПС) Евросоюза  и России подписано в 1994.

История

25 июня 1988 года было подписано соглашение  о торговле и сотрудничестве  между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о  партнёрстве и сотрудничестве  между Европейским Союзом и  Россией (вступило в силу 1 декабря  1997). Первое заседание Совета сотрудничества  ЕС—Россия состоялось в Лондоне  27 января 1998.

В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию  критических резолюций по положению в Чечне.

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через  формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического;
  • внутренней безопасности и правосудия;
  • внешней безопасности;
  • науки и образования.

Идею  ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного  сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных  проблем.

По  статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а  государства-участники этой организации  являются крупнейшими прямыми инвесторами  в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его  членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия  в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в  поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью  зависят от российского газа, а  Венгрия, Польша и Чехия — на две  трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в  виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать  импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости  для России выходить на новые рынки  сбыта.

Безвизовый  режим

27 августа 2002 г. президент России  Владимир Путин направил в  адрес председателя Европейской  Комиссии и глав государств-членов  ЕС послание по проблематике  жизнеобеспечения Калининградской  области в свете расширения  ЕС, в котором было предложено  рассмотреть вопрос о переходе  в перспективе на безвизовый  режим взаимных поездок. Это  послание явилось официальным  началом переговоров по вопросу  безвизовых поездок граждан России  и стран Европейского Союза.  На удивление, ЕС не отверг  возможность установления безвизового  режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в  Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято  решение рассмотреть отдельно  в качестве долгосрочной перспективы  вопрос о возможности установления  с Россией безвизовых отношений.

17 июля 2003 года глава Европейской  комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза.

19 июня 2006 года постоянный представитель  РФ при Евросоюзе Владимир  Чижов заявил, что рано или  поздно, может быть, к 2008 году, РФ  и ЕС выйдут на безвизовый режим.

7 июля 2008 года глава международного  комитета Госдумы Константин  Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима.

Информация о работе Европейский союз