Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:40, доклад
28 февраля 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Европейская конвенция
о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) была ратифицирована
Россией 30 марта 1998 г.*(1) и вступила в силу на территории нашей страны
5 мая того же года. Согласно п.4 ст.15 Конституции РФ, названная Конвенция
стала частью правовой системы нашего государства.
1917 по 1991 г. Суд исходит из того, что собственность или ее стоимость должны
быть возвращены в полном объеме. В этом отношении интерес представляет ряд
решений Суда по жалобам граждан и организаций бывших социалистических стран
(Брумарэску против Румынии, Василеску против Румынии идр.) о реституции собственности,
конфискованной в период социализма. Следует знать, что порядок реституции
собственности, предусмотренный российским законодательством, противоречит
судебной практике Страсбургского суда.
Порядок подачи жалобы
Прежде всего необходимо сказать о том, что, согласно подп. "b" п.2 ст.35
Конвенции, Суд не примет жалобу, если она уже подана в другой международный
орган, например, в Комитет по правам человека ООН. В моей практике уже были
случаи, когда граждане лишились возможности передать жалобу на рассмотрение
Суда по правам человека ввиду того, что по совету другого адвоката обратились
в другой международный орган. На это нужно обратить особое внимание не только
гражданам, но особенно практикующим адвокатам.
Первое обращение лица в Суд по правам человека может быть составлено
в произвольной форме и написано на родном языке (для наших граждан - на русском).
Необходимо лишь, чтобы в хронологической последовательности излагались все
факты, имеющие отношение к делу.
После того как жалоба поступит в секретариат Суда, она будет зарегистрирована.
Истец обязательно получит ответ от юридического референта Суда с рекомендациями
по поводу дальнейших действий. К письму обычно прилагается формуляр жалобы
с инструкцией по его заполнению; референт может также запросить дополнительную
информацию и копии документов. К формуляру следует приложить копии всех документов,
имеющих отношение к делу.
В ответ на первое обращение референт может высказать мнение о том, что,
скорее всего, Суд не удовлетворит жалобу. Тем не менее, подобное сообщение
не лишает истца права продолжить разбирательство и потребовать передачи дела
в Суд, так как информация референта никоим образом не заменяет решение Суда.
К тому же в практике было немало случаев, когда юридический референт советовал
истцу не тратить время, а Суд все же впоследствии выносил решение в его пользу.
Это происходит оттого, что, хотя Суд по правам человека представляет собой
весьма солидную международную организацию, юридическими референтами там часто
работают лица, не имеющие достаточной адвокатской или судейской практики и
не обладающие соответствующими знаниями права, в частности, российского.
После того как формуляр заполнен, он отсылается в секретариат Суда. Секретариат
передает формуляр с прилагаемыми копиями документов в Комитет, состоящий из
трех судей, который выносит решение о приемлемости жалобы. Если жалоба признается
неприемлемой, разбирательство на этом заканчивается. В случае признания жалобы
приемлемой она передается в Палату из семи судей, которая рассматривает жалобу
по существу и выносит решение о нарушении соответствующей статьи Конвенции
с присуждением материальной компенсации (или без таковой) или отсутствии такого
нарушения.
В исключительных случаях дело также может быть передано для рассмотрения
в Большую Палату из 17 судей, если в течение трех месяцев с даты, когда истец
узнал о решении Палаты из семи судей, он или ответчик настаивают на таком
рассмотрении. То же происходит в случае, если спор поднимает важные вопросы
права и применения Конвенции или решение вопроса может войти в противоречие
с раннее вынесенными решениями Суда. За исполнением решений Суда по правам
человека следит Комитет министров Совета Европы, и в случае их неисполнения
к правительству страны могут быть применены соответствующие санкции. Самая
серьезная из них - исключение из Совета Европы. Для государств - членов ЕС
данная мера влечет исключение также из ЕС, так как государство, не являющееся
членом Совета Европы, не может быть членом названной организации.
Насколько эффективно будет действовать данный механизм в России, покажет
время. В Страсбург уже поступило свыше 2500 жалоб от российских граждан, более
60 из которых уже зарегистрированы для передачи в Комитет из трех судей. Пять
дел признаны Комитетом допустимыми для вынесения по ним решения по существу,
но направлены в Правительство России для дружественного урегулирования.
Необходимо добавить, что, прежде чем начинать длительную процедуру в
Страсбурге, стоит обратиться к адвокату, который даст необходимые разъяснения.
Во многих случаях это поможет сохранить средства и время, ибо практика показывает,
что Суд удовлетворяет лишь 5-6% всех поступивших жалоб, остальные же признаются
неприемлемыми или необоснованными. Получить бесплатную информацию или консультацию
можно в некоторых организациях Москвы*(3).
А.А.Глашев,
член Межреспубликанской коллегии
адвокатов, заведующий адвокатским бюро
"Международный правовой центр",
председатель Комитета по правам
человека при Международном союзе
(содружестве) адвокатов
------------------------------
*(1) См.: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней".
*(2) См. об этом: решение по делу Austria v. Italy, жалоба N 78/8/60.
*(3) Такие услуги предлагают Информационный центр Совета Европы (он находится
в здании МГИМО), Международный союз (содружество) адвокатов (тел.: 291-6664,
291-4280), а также ряд адвокатских контор.
Информация о работе Европейский суд по правам человека: порядок подачи и рассмотрения жалоб