Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:04, курсовая работа
Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
o исследовать историю российского парламентаризма;
o проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;
o дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;
o выявить структуру Федерального Собрания;
o охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
Введение……………………………………………………………………....…3
1. Правовое регулирование деятельности российского парламента………...5
2. Функции Федерального Собрания………………………….…………...…..8
3. Организация деятельности Федерального Собрания……………..………14
Заключение…………………………………………………………….……….24
Библиографический список……………………………….………………..…27
«Конституция именует Федеральное Собрание законодательным органом, определяя в качестве его основной функции законотворчество. Это единственный законодательный орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ»10.
Законотворческая функция состоит в разработке и принятии законов, регулирующих основные стороны жизни государства и общества. Она включает в себя не только процесс принятия закона, но и процесс его создания, оформления.
В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
Также существуют дополнительные этапы, применяемые при возникновении разногласий:
У некоторых видов актов есть свои закрепленные в законодательстве особенности принятия, например, у Федеральных конституционных законов, Федеральных законов по предметам совместного ведения, Законов о поправках к Конституции РФ.
Также Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (статьи 102, 103), принимают постановления.
Согласно статье 15 Конституции РФ, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Контрольная функция Федерального Собрания заключается в парламентском контроле. Парламентский контроль – право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной (вотум недоверия)11.
Конституция не называет Федеральное Собрание контрольным органом, но некоторые полномочия позволяют ему осуществлять ряд контрольных функций.
К контрольным полномочиям Совета Федерации может быть отнесено:
К
контрольным полномочиям Госуда
Также с целью осуществления палатами Федерального Собрания деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, проводится парламентское расследование. Парламентскому расследованию подлежат:
При поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и принятии решения о возбуждении парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей12.
Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос, а член Совета Федерации, депутат Государственной Думы - депутатский запрос должностным лицам органов по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.
Вмешательство Федерального Собрания в деятельность других органов государственной власти является проявлением принципа разделения власти и системы «сдержек и противовесов».
Итак,
Федеральное Собрание осуществляет
свои полномочия в рамках своих функций.
Для осуществления своих
3. Организация
деятельности Федерального
Собрания
В статье 95 Конституции РФ закреплена двухпалатная структура парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Совет Федерации считается верхней палатой парламента, а Государственная Дума – нижней. Каждая палата имеет свой регламент, свою структуру, компетенцию.
Работа палат Федерального Собрания строится на следующих принципах, закрепленных в Главе 5 Конституции РФ и в Регламентах палат Федерального Собрания:
Статья
101 Конституции РФ перечисляет основные
положения, касающиеся структуры и
организация деятельности Федерального
Собрания: «Совет Федерации избирает
из своего состава Председателя Совета
Федерации и его заместителей.
Государственная Дума избирает из своего
состава Председателя Государственной
Думы и его заместителей. Председатель
Совета Федерации и его заместители,
Председатель Государственной Думы
и его заместители ведут
Для палат характерны особые способы формирования.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В настоящее время количество субъектов РФ – 83, поэтому число членов Совета Федерации составляет 166 человек.
Согласно
Федеральному Закону «О порядке формирования
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации» членом Совета
Федерации может быть избран (назначен)
гражданин Российской Федерации, не
имеющий гражданства
Полномочия
члена Совета Федерации начинаются
со дня принятия Советом Федерации
решения о подтверждении
В Совете Федерации формируется Совет палаты, который определяет стратегию работы Федерального Собрания. В него входит председатель, его заместители и руководители постоянных комитетов и комиссий.
Совет
Федерации создает Аппарат, задачами
которого являются правовое, информационно-аналитическое,
организационное, документационное и
финансово-хозяйственное
Сессии Совета Федерации проводятся, как правило: весенняя - с 25 января по 15 июля; осенняя - с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации.
В Совете Федерации создаются постоянные и временные комитеты и комиссии, перечень которых дается в Регламенте. В настоящее время созданы:
«В отличие от всех других органов власти Совет Федерации никогда и ни на день, ни на минуту не прекращает своих полномочий. Известно, что по Конституции есть основания для досрочного отрешения от должности Президента, Правительство может уйти в отставку, Государственную Думу можно распустить досрочно, Совет Федерации – нет. В этом стабилизирующее начало государственной власти и большая ответственность, возложенная на Совет Федерации»13.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Депутатом
Государственной Думы является избранный
в соответствии с Федеральным
законом представитель народа, уполномоченный
осуществлять в Государственной
Думе законодательные и иные полномочия,
предусмотренные
Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июня; осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.
Закон
предусматривает создание депутатских
объединений – фракций и
Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В него входят: председатель и его заместители с правом решающего голоса и председатели постоянных комитетов с правом совещательного голоса.