Федеральное собрание как парламент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание

Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
o исследовать историю российского парламентаризма;
o проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;
o дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;
o выявить структуру Федерального Собрания;
o охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

Содержание

Введение……………………………………………………………………....…3
1. Правовое регулирование деятельности российского парламента………...5
2. Функции Федерального Собрания………………………….…………...…..8
3. Организация деятельности Федерального Собрания……………..………14
Заключение…………………………………………………………….……….24
Библиографический список……………………………….………………..…27

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (1)исправл (1).docx

— 52.49 Кб (Скачать документ)

     В составе Государственной Думы создаются  комитеты и комиссии. Согласно Регламенту, в настоящее время созданы:

    • Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;
    • Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
    • Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
    • Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
    • Комитет Государственной Думы по финансовому рынку;
    • Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству;
    • Комитет Государственной Думы по собственности;
    • Комитет Государственной Думы по промышленности;
    • Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям;
    • Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям;
    • Комитет Государственной Думы по энергетике;
    • Комитет Государственной Думы по транспорту;
    • Комитет Государственной Думы по обороне;
    • Комитет Государственной Думы по безопасности;
    • Комитет Государственной Думы по международным делам;
    • Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
    • Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;
    • Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;
    • Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
    • Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи;
    • Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
    • Комитет Государственной Думы по образованию;
    • Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
    • Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
    • Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии;
    • Комитет Государственной Думы по культуре;
    • Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;
    • Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
    • Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту;
    • Комитет Государственной Думы по делам молодежи;
    • Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;
    • Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

     Государственная Дума может быть распущена Президентом  РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ: после трехкратного отклонения Государственной Думой  представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ; в  случае отказа в доверии или повторного выражения недоверия Государственной  Думой Правительству РФ. В этих случаях Президент назначает  новые выборы в Государственную  Думу.

     В заседаниях палат Федерального Собрания участвуют полномочные представители  Президента Российской Федерации. Они  координируют в пределах своей компетенции  деятельность самостоятельных подразделений  Администрации Президента РФ и представителей Правительства Российской Федерации  в Совете Федерации и Государственной  Думе, представляют интересы Президента РФ и способствуют реализации его  конституционных полномочий15.

     В целях повышения эффективности  участия Правительства РФ в законодательном  процессе, а также обеспечения  координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти, в  заседаниях палат Федерального Собрания, в работе их комитетов, комиссий и  других органов участвуют полномочные  представители Правительства РФ. Полномочные представители Правительства  в Совете Федерации и в Государственной  Думе обеспечивают представление интересов  Правительства в палатах Федерального Собрания16.

     Важным  элементом в организации деятельности Федерального Собрания является статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Это понятие включает в себя их права, обязанности и ответственность, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

     Статус  определяются Конституцией РФ и Федеральным  законом от 8 мая 1994 года «О статусе  члена Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»17 (далее – ФЗ «О статусе…»).

     Членам  Совета Федерации, депутатам Государственной  Думы предоставляются различные  социальные гарантии, перечисленные  в статье 2 Федерального закона.

     Член  Совета Федерации, депутат Государственной  Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Полномочия члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы могут прекращаться досрочно в  случаях, указанных в статье 4 ФЗ «О статусе…».

     В статье 7 перечислены формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы. В законе указаны права, обязанности  и гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы. Также существуют условия и  ограничения, связанные с осуществлением членом Совета Федерации, депутатом  Государственной Думы своих полномочий.

     Член  Совета Федерации, депутат Государственной  Думы вправе иметь до пяти помощников, права, обязанности и условия  работы которых также закреплены в Федеральном законе.

     Члены Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий.

     Согласно  «Инструкции по работе с обращениями  граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»18 прямой служебной обязанностью должностных лиц и членов Совета Федерации является личный прием граждан и рассмотрение письменных индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

     Члены Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы являются государственными служащими, поэтому на них распространяется законодательство РФ о государственной  службе.

     Мы  выяснили, что Федеральное Собрание обладает сложной структурой и четкой организацией деятельности, которые  необходимы для осуществления принадлежащих  парламенту функций.

 

     Заключение 

     Современная Россия характеризуется динамичным развитием общественно-политической жизни, проведением полномасштабных  реформ, затрагивающих практически  все основные сферы общественного  устройства.

     В настоящее время парламентаризм в Российской Федерации находится  на стадии становления. Это подтверждается сроком работы современного российского парламента, количеством изменений в законодательстве о Федеральном Собрании.

     В обществе существует определенное недоверие  к органам государственной власти вообще и к парламенту в частности19. Многие считают, что необходимо дальнейшее реформирование порядка формирования Совета Федерации и выборов в Государственную Думу. Например, предлагают принять правовую норму, согласно которой субъект Российской Федерации должны представлять граждане, прожившие в нем не менее десяти лет. Президент РФ В.В.Путин «согласен с этим предложением, но при условии – что изменения будут идти постепенно – в соответствии с действующим порядком ротации членов Совета Федерации. Нам не нужно новых революций»20.

     Также существует мнение, что процедура  делегирования ущемляет право граждан  избирать и быть избранными (так  считает, например, доктор юридических  наук, профессор В.Б. Исаков).

     Президент Путин в своем Послании 2007 года так говорил о введенной пропорциональной избирательной системе: «Подчеркну, мы осознанно пошли на этот, по сути – революционный шаг, по-серьезному демократизировали избирательную  систему. Убежден, новый порядок  выборов не только усилит влияние  партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними ,а следовательно – будет укреплять и улучшать качество российской политической системы»21.

     Также существуют различные мнения по вопросу  неприкосновенности членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы. Можно согласиться, что наличие  неприкосновенности необходимо во время  непосредственного осуществления  ими своих полномочий. Но в остальное  время существует проблема злоупотребления  представителями власти своим положением, и наличие неприкосновенности в  данных случаях противоречит принципу равенства граждан перед законом  и неотвратимости наказания.

     Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный  механизм, имеющий разнообразные  связи и отношения с другими  государственными и общественными  институтами. «Эффективное функционирование парламента как проводника воли народа в законодательной деятельности и осуществлении иных полномочий способствует становлению демократического правового государства в России»22.

     Несмотря  на отдельные существующие проблемы, парламент является необходимым  государственным органом, так как  он представляет интересы народа, защищает права национальностей, права и  свободы граждан Российской Федерации.

     Прошедшие выборы в Государственную Думу показали, что граждане России принимают активное участие в жизни государства  и реализации своих политических прав.

     Сегодня значительная роль парламента Российской Федерации и региональных парламентов, обособление ряда институтов в сфере  развития парламентаризма дает ряду авторов основание говорить о  необходимости выделения парламентского права как самостоятельной отрасли  российского права. Но, как справедливо отмечается в литературе, «вопрос о существовании такой отрасли права является весьма дискуссионным, многие исследователи обоснованно рассматривают проблему российского парламентаризма в рамках конституционного права России»23.

 

     Список  использованных источников

     Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // «Российская газета». 1993. N 237.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 16. ст. 1451.
  3. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 05 июля 1999) // «Российская газета». 1999. N 130.
  4. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3336.
  5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» // «Российская газета». 2001. N 133.
  6. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
  7. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.
  8. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета». 2005. N 294.
  9. Указ Президента РФ от 22 июня 2004 г. N 792 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета». 2004. N 134.
  10. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 94 «О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 6. Ст. 774.
  11. Инструкция по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // «Парламентская газета»/ 2006. N 185-186.
  12. Регламент Совета Федерации принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года (последние изменения и дополнения внесены постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2008 года).
  13. Регламент Государственной Думы принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года (последние изменения внесены постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2008 года).

Информация о работе Федеральное собрание как парламент РФ