В
составе Государственной Думы создаются
комитеты и комиссии. Согласно Регламенту,
в настоящее время созданы:
- Комитет Государственной
Думы по конституционному законодательству
и государственному строительству;
- Комитет Государственной
Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному
и процессуальному законодательству;
- Комитет Государственной
Думы по труду и социальной политике;
- Комитет Государственной
Думы по бюджету и налогам;
- Комитет Государственной
Думы по финансовому рынку;
- Комитет Государственной
Думы по экономической политике и предпринимательству;
- Комитет Государственной
Думы по собственности;
- Комитет Государственной
Думы по промышленности;
- Комитет Государственной
Думы по строительству и земельным отношениям;
- Комитет Государственной
Думы по науке и наукоемким технологиям;
- Комитет Государственной
Думы по энергетике;
- Комитет Государственной
Думы по транспорту;
- Комитет Государственной
Думы по обороне;
- Комитет Государственной
Думы по безопасности;
- Комитет Государственной
Думы по международным делам;
- Комитет Государственной
Думы по делам Содружества Независимых
Государств и связям с соотечественниками;
- Комитет Государственной
Думы по делам Федерации и региональной
политике;
- Комитет Государственной
Думы по вопросам местного самоуправления;
- Комитет Государственной
Думы по Регламенту и организации работы
Государственной Думы;
- Комитет Государственной
Думы по информационной политике, информационным
технологиям и связи;
- Комитет Государственной
Думы по охране здоровья;
- Комитет Государственной
Думы по образованию;
- Комитет Государственной
Думы по вопросам семьи, женщин и детей
- Комитет Государственной
Думы по аграрным вопросам;
- Комитет Государственной
Думы по природным ресурсам, природопользованию
и экологии;
- Комитет Государственной
Думы по культуре;
- Комитет Государственной
Думы по делам общественных объединений
и религиозных организаций;
- Комитет Государственной
Думы по делам национальностей;
- Комитет Государственной
Думы по физической культуре и спорту;
- Комитет Государственной
Думы по делам молодежи;
- Комитет Государственной
Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;
- Комитет Государственной
Думы по делам ветеранов.
Государственная
Дума может быть распущена Президентом
РФ в случаях, предусмотренных статьями
111 и 117 Конституции РФ: после трехкратного
отклонения Государственной Думой
представленных Президентом кандидатур
Председателя Правительства РФ; в
случае отказа в доверии или повторного
выражения недоверия Государственной
Думой Правительству РФ. В этих
случаях Президент назначает
новые выборы в Государственную
Думу.
В
заседаниях палат Федерального Собрания
участвуют полномочные представители
Президента Российской Федерации. Они
координируют в пределах своей компетенции
деятельность самостоятельных подразделений
Администрации Президента РФ и представителей
Правительства Российской Федерации
в Совете Федерации и Государственной
Думе, представляют интересы Президента
РФ и способствуют реализации его
конституционных полномочий15.
В
целях повышения эффективности
участия Правительства РФ в законодательном
процессе, а также обеспечения
координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти, в
заседаниях палат Федерального Собрания,
в работе их комитетов, комиссий и
других органов участвуют полномочные
представители Правительства РФ.
Полномочные представители Правительства
в Совете Федерации и в Государственной
Думе обеспечивают представление интересов
Правительства в палатах Федерального
Собрания16.
Важным
элементом в организации деятельности
Федерального Собрания является статус
члена Совета Федерации и депутата Государственной
Думы. Это понятие включает в себя их права,
обязанности и ответственность, основные
правовые и социальные гарантии при осуществлении
ими своих полномочий.
Статус
определяются Конституцией РФ и Федеральным
законом от 8 мая 1994 года «О статусе
члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации»17
(далее – ФЗ «О статусе…»).
Членам
Совета Федерации, депутатам Государственной
Думы предоставляются различные
социальные гарантии, перечисленные
в статье 2 Федерального закона.
Член
Совета Федерации, депутат Государственной
Думы осуществляют свои полномочия на
постоянной основе. Полномочия члена
Совета Федерации, депутата Государственной
Думы могут прекращаться досрочно в
случаях, указанных в статье 4 ФЗ
«О статусе…».
В
статье 7 перечислены формы деятельности
члена Совета Федерации, депутата Государственной
Думы. В законе указаны права, обязанности
и гарантии деятельности члена Совета
Федерации, депутата Государственной
Думы. Также существуют условия и
ограничения, связанные с осуществлением
членом Совета Федерации, депутатом
Государственной Думы своих полномочий.
Член
Совета Федерации, депутат Государственной
Думы вправе иметь до пяти помощников,
права, обязанности и условия
работы которых также закреплены
в Федеральном законе.
Члены
Совета Федерации и депутаты Государственной
Думы обладают неприкосновенностью
в течение всего срока их полномочий.
Согласно
«Инструкции по работе с обращениями
граждан в Совете Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации»18
прямой служебной обязанностью должностных
лиц и членов Совета Федерации является
личный прием граждан и рассмотрение письменных
индивидуальных и коллективных предложений,
заявлений и жалоб граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц
без гражданства.
Члены
Совета Федерации и депутаты Государственной
Думы являются государственными служащими,
поэтому на них распространяется
законодательство РФ о государственной
службе.
Мы
выяснили, что Федеральное Собрание
обладает сложной структурой и четкой
организацией деятельности, которые
необходимы для осуществления принадлежащих
парламенту функций.
Заключение
Современная
Россия характеризуется динамичным
развитием общественно-политической
жизни, проведением полномасштабных
реформ, затрагивающих практически
все основные сферы общественного
устройства.
В
настоящее время парламентаризм
в Российской Федерации находится
на стадии становления. Это подтверждается
сроком работы современного российского
парламента, количеством изменений в законодательстве
о Федеральном Собрании.
В
обществе существует определенное недоверие
к органам государственной власти
вообще и к парламенту в частности19.
Многие считают, что необходимо дальнейшее
реформирование порядка формирования
Совета Федерации и выборов в Государственную
Думу. Например, предлагают принять правовую
норму, согласно которой субъект Российской
Федерации должны представлять граждане,
прожившие в нем не менее десяти лет. Президент
РФ В.В.Путин «согласен с этим предложением,
но при условии – что изменения будут
идти постепенно – в соответствии с действующим
порядком ротации членов Совета Федерации.
Нам не нужно новых революций»20.
Также
существует мнение, что процедура
делегирования ущемляет право граждан
избирать и быть избранными (так
считает, например, доктор юридических
наук, профессор В.Б. Исаков).
Президент
Путин в своем Послании 2007 года
так говорил о введенной пропорциональной
избирательной системе: «Подчеркну,
мы осознанно пошли на этот, по сути
– революционный шаг, по-серьезному
демократизировали избирательную
систему. Убежден, новый порядок
выборов не только усилит влияние
партий на формирование демократической
власти, но и будет способствовать росту
конкуренции между ними ,а следовательно
– будет укреплять и улучшать качество
российской политической системы»21.
Также
существуют различные мнения по вопросу
неприкосновенности членов Совета Федерации
и депутатов Государственной
Думы. Можно согласиться, что наличие
неприкосновенности необходимо во время
непосредственного осуществления
ими своих полномочий. Но в остальное
время существует проблема злоупотребления
представителями власти своим положением,
и наличие неприкосновенности в
данных случаях противоречит принципу
равенства граждан перед законом
и неотвратимости наказания.
Федеральное
Собрание — сложный, многофункциональный
механизм, имеющий разнообразные
связи и отношения с другими
государственными и общественными
институтами. «Эффективное функционирование
парламента как проводника воли народа
в законодательной деятельности
и осуществлении иных полномочий
способствует становлению демократического
правового государства в России»22.
Несмотря
на отдельные существующие проблемы,
парламент является необходимым
государственным органом, так как
он представляет интересы народа, защищает
права национальностей, права и
свободы граждан Российской Федерации.
Прошедшие
выборы в Государственную Думу показали,
что граждане России принимают активное
участие в жизни государства
и реализации своих политических
прав.
Сегодня
значительная роль парламента Российской
Федерации и региональных парламентов,
обособление ряда институтов в сфере
развития парламентаризма дает ряду
авторов основание говорить о
необходимости выделения парламентского
права как самостоятельной отрасли
российского права. Но, как справедливо
отмечается в литературе, «вопрос о существовании
такой отрасли права является весьма дискуссионным,
многие исследователи обоснованно рассматривают
проблему российского парламентаризма
в рамках конституционного права России»23.
Список
использованных источников
Нормативные
правовые акты:
- Конституция
Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года) // «Российская
газета». 1993. N 237.
- Постановление
Конституционного Суда РФ от 12 апреля
1995 г. N 2-П «По делу о толковании статей
103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108
(часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции
Российской Федерации» // Собрание законодательства
РФ. 1995. N 16. ст. 1451.
- Федеральный
закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена
Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» (ред. от 05 июля 1999) // «Российская
газета». 1999. N 130.
- Федеральный
закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке
формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3336.
- Федеральный
закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических
партиях» // «Российская газета». 2001. N 133.
- Федеральный
закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» // Собрание законодательства
РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
- Федеральный
закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» // Собрание законодательства
РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.
- Федеральный
закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ «О парламентском
расследовании Федерального Собрания
Российской Федерации» // «Российская
газета». 2005. N 294.
- Указ Президента
РФ от 22 июня 2004 г. N 792 «О полномочных представителях
Президента Российской Федерации в Совете
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации и Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации» // «Российская
газета». 2004. N 134.
- Постановление
Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 94
«О полномочных представителях Правительства
Российской Федерации в палатах Федерального
Собрания Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. 2000. N 6. Ст. 774.
- Инструкция
по работе с обращениями граждан в Совете
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации // «Парламентская газета»/ 2006.
N 185-186.
- Регламент
Совета Федерации принят постановлением
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации от 30 января 2002 года
(последние изменения и дополнения внесены
постановлением Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации от 20 февраля
2008 года).
- Регламент
Государственной Думы принят постановлением
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от 22 января 1998 года
(последние изменения внесены постановлением
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от 2 апреля 2008 года).