Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:51, реферат
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.
1. История создания ГААТ………………………………………………..3
2. Организационная структура ГАТТ……………………………………5
3. Основные принципы функционирования ГАТТ……………………...7
4. Развитие ГАТТ………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………..24
В ходе Уругвай-раунда были приняты решения, существенно расширившие сферу многостороннего межправительственного регулирования. Было заключено 28 соглашений (по истечении переходного периода, под действие норм ГАТТ будет возвращена торговля текстилем и одеждой, еще в 50-е годы выведенная за их рамки по настоянию развитых стран, заключено соглашение о торговле с/х продукцией).
Среди других важных решений "уругвайского" раунда — Генеральное соглашение по международной торговле услугами (ГАТС). Услуги - связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание. Приняты также соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и мерам инвестиционной политики. Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения (например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной на товар, а ранее США применяли внутренние цены, что приводило к завышению величины пошлин.)
Важным результатом "уругвайского" раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1 января 1995 года.
Одним из результатов деятельности ГАТТ является тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства. Снизился средний уровень таможенных пошлин (в 1945-1947гг. средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40—60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70—90%, то к концу 80-х годов она снизилась до 3—5 %). За годы существования ГАТТ ликвидированы или ограничены многие нетарифные барьеры, значительно унифицировано право международной торговли.
До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90 % мирового товарооборота.
Устанавливаемые ГАТТ/ВТО нормы являются международным торговым законом.
Вместе с тем было очевидно, что ни Уругвайский раунд, ни создание Единого рынка на Североамериканском континенте (НАФТА) не могли привести к ликвидации всех противоречий в торговой политике между государствами:
а) странами-членами ЕС;
б) между ЕС и США;
в) между США и Японией;
г) между Японией и ЕС;
д) между развитыми странами и РС;
е)
между участниками СНГ и
Пытаясь
решить противоречия торговой политики,
в деловых и правительственных
кругах ведущих стран Запада обычно
говорят о «взаимности», требуя уступок
от партнеров, часто слабых, и возводят
новые протекционистские
Перед
Уругвайским раундом
Особое
значение имели вопросы, связанные
с сельскохозяйственными
Предпринимавшиеся многочисленные усилия по либерализации торговли текстильными изделиями, которая долго регулировалась Международным соглашением по текстилю (МСТ), до принятия правил в рамках Уругвайского раунда также не давали ощутимых результатов. Однако успехи, достигнутые в этом вопросе оказались недолговременными - со второй половины 90-х годов возобновилась «текстильная война», острие которой направлено против Китая и Индии.
МСТ представляет собой подробный свод двусторонних квот на экспорт одежды и текстильных изделий из развивающихся стран в развитые. Наибольшие квоты предоставлены странам, которые были основными производителями в период создания этого механизма в 60-е годы, а именно развивающимся странам Азии со средним и низким уровнем дохода. Соответственно сегодня некоторые производители с наименьшим уровнем издержек, такие, как Индия, Бангладеш и Китай, имеют более низкие квоты, чем ряд традиционных экспортеров, таких, как Гонконг и Республика Корея, которые уже не относятся к наиболее эффективным экспортерам. Естественно, большинство развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода выступают, как правило, за ликвидацию МСТ и распространение на торговлю текстильными изделиями и одеждой тех норм и правил, которые были выработаны в ходе переговоров ГАТТ - ВТО.
Ход переговоров. Переговоры проходили на основе проекта заключительного акта Уругвайского раунда (ПЗА), который представлял собой документ, подготовленный Председателем Комитета по торговым переговорам в декабре 1991 г. Он включал в целом многие положения, направленные на достижение глобального консенсуса по всем областям переговоров. В документе учитывалась необходимость дальнейшего обсуждения ряда аспектов, включая, в частности, определенные ограничения на сельскохозяйственные субсидии, необходимость переговоров по вопросам доступа на рынки товаров и услуг, обеспечение совместимости различных текстов с юридической точки зрения и множество других проблем.
Комитет по торговым переговорам (КТН) на своем заседании 26 ноября 1992 г. утвердил текущую программу работы Уругвайского раунда. В целом был подтвержден подход к организации работы по четырем направлениям, в основу которого была положена идея о том, что никакое положение не считается окончательным, пока не будут урегулированы все аспекты проблемы, эта стратегия была согласована еще в январе 1992 г.
Первое направление предусматривало активное обсуждение на двустороннем и многостороннем уровнях вопросов доступа на рынки - область, в которой не были достигнуты значительные результаты.
Второе направление предусматривало проведение активных переговоров по выработке первоначальных обязательств в сфере услуг - весьма серьезная торговая сфера (область), ранее не входящая в компетенцию ГАТТ.
Третье направление предусматривало обеспечение правовой сопоставимости и внутренней последовательности различных соглашений, составляющих проект заключительного акта.
Четвертое направление предусматривало работу на уровне Комитета по торговым переговорам, цель которой заключалась в определении, в какой степени возможно скорректировать результаты в конкретных областях, не нарушая целостности всего пакета соглашений.
Однако, как указал председатель КТН в ноябре 1992 г., переговоры фактически так и не начались и деятельность по первому, второму и третьему направлениям была по сути блокирована участниками переговоров, преследовавшими интересы своих стран в такой плоскости, которая не позволила создать единую систему.
Окончательные результаты Уругвайского раунда были сведены в документ, состоящий из двух частей - заключительного акта и графиков постепенного снижения барьеров (на пути доступа на рынок и в области услуг). После этого планировалось провести обсуждение и окончательную доработку текста проекта заключительного акта на многостороннем уровне без его последующего пересмотра. Вместе с тем ряд участников представили неофициальные предложения с целью внесения значительных изменений в ПЗА. На заседании КТН в январе 1993 г. большинство участников высказали мнение, что ПЗА по-прежнему является единственной жизненной основой для оперативного и сбалансированного завершения Уругвайского раунда, несмотря на то, что по некоторым кардинальным вопросам необходимо принять ряд политических решений. Понадобилось еще два года для того, чтобы в январе 1995 г. объявить о завершении Уругвайского раунда торговых переговоров.
Противоречия в вопросах сельскохозяйственной политики были одним из главных факторов, тормозящих успешное завершение переговоров. Эти разногласия отчасти были обусловлены «замораживанием» доли сельскохозяйственного экспорта Соединенных Штатов, являющегося одним из немногих секторов в экономике страны, торговый баланс которого по-прежнему носит активный характер (в то время как доля ЕС возрастает, как считается, главным образом в результате проведения ЕС), а отчасти значительным политическим влиянием лобби сельскохозяйственных производителей по обе стороны Атлантического океана, особенно во Франции. Однако в этом конфликте участвовали и другие крупнейшие экспортеры сельскохозяйственной продукции, включая Австралию, Аргентину и Канаду. Одним из важнейших аспектов этого конфликта был весьма высокий уровень протекционистской защиты сельского хозяйства Японии, которая, безусловно, не готова к полному отказу от поддержки своих производителей сельскохозяйственной и животноводческой продукции. В конечном счете удачное завершение Уругвайского раунда стало возможным за счет уступок США Европе, обе стороны договорились временно оставить в стороне острые проблемы торговли аудиовизуальной продукцией (США отклонили предложение ЕС «заморозить» взаимопоставки телепрограмм) и некоторые виды транспортных услуг, заключив лишь промежуточное соглашение по экспорту финансовых услуг и морских торговых перевозок.
По некоторым расчетам, подписание Итогового заключения должно было принести мировой экономике ежегодную экономию 200 - 300 млрд. долл. При этом предполагалось, что выигрывали как члены, так и не члены ГАТТ. По оценкам специалистов, выигрыш стран ЕС должен был составить 61 млрд. долл., бывших социалистических стран - 37 млрд., США - 36 млрд., Японии - 27 млрд. долл. Рост доходов от экспорта сельскохозяйственных продуктов в странах ЕС должен был достигнуть 30 млрд. долл., в Японии - 22 млрд. долл. Расширение экспорта текстиля в течение 10 лет, по расчетам, могло принести доход России 20 млрд. долл., США - 22 млрд. долл.
Надо отметить (и это показал опыт последующих лет), указанные ожидания оправдались, за исключением России. Вместе с тем нельзя не видеть того факта, что наибольший выигрыш получили крупные развитые страны, обеспечив новый прорыв своих товаров на рынки наименее развитых стран и стран с переходной экономикой, предприятия и отрасли которых не могут успешно вести конкурентную борьбу. В частности, из-за поставок из западных стран в Россию отнюдь не дешевых продуктов питания (причем крайне низкого качества), перед которыми оказались сняты все барьеры, стремительно возросла продовольственная зависимость России (более чем на 50%); погибает отечественное сельское хозяйство.
Серьезные потери понесли страны - производители риса (Япония, Республика Корея, АСЕАН). В Японии тогда считали, что открытие рынка риса вытеснит около 30% продукции японских фермеров, которые не смогли бы конкурировать с крупными поставщиками импортного риса. Победу в «рисовой войне» одержали США, которые занимают второе место в экспорте риса (после Таиланда), а также Австралия.
Оценивая
результаты Уругвайского раунда, нельзя
не видеть, что, хотя и удалось договориться
об уменьшении, а в ряде случаев
и полном снятии таможенных барьеров
по различным видам товаров, значительная
часть торгово-экономических
Список литературы
|
Информация о работе Генеральное соглашение по тарифам и торговле