Генеральное соглашение по тарифам и торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:51, реферат

Описание

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

Содержание

1. История создания ГААТ………………………………………………..3
2. Организационная структура ГАТТ……………………………………5
3. Основные принципы функционирования ГАТТ……………………...7
4. Развитие ГАТТ………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ.docx

— 53.03 Кб (Скачать документ)

     В ходе Уругвай-раунда были приняты решения, существенно расширившие сферу многостороннего межправительственного регулирования. Было заключено 28 соглашений (по истечении переходного периода, под действие норм ГАТТ будет возвращена торговля текстилем и одеждой, еще в 50-е годы выведенная за их рамки по настоянию развитых стран, заключено соглашение о торговле с/х продукцией).     

     Среди других важных решений "уругвайского" раунда — Генеральное соглашение по международной торговле услугами (ГАТС). Услуги - связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание. Приняты также соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и мерам инвестиционной политики. Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения (например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной на товар, а ранее США применяли внутренние цены, что приводило к завышению величины пошлин.)

     Важным  результатом "уругвайского" раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной  торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1 января 1995 года.

     Одним из результатов деятельности ГАТТ является тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами  по сравнению с ростом мирового производства. Снизился средний уровень таможенных пошлин (в 1945-1947гг. средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40—60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70—90%, то к концу 80-х годов она снизилась до 3—5 %). За годы существования ГАТТ ликвидированы или ограничены многие нетарифные барьеры, значительно унифицировано право международной торговли.

     До  создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90 % мирового товарооборота.

     Устанавливаемые ГАТТ/ВТО нормы являются международным  торговым законом.

     Вместе  с тем было очевидно, что ни Уругвайский  раунд, ни создание Единого рынка  на Североамериканском континенте (НАФТА) не могли привести к ликвидации всех противоречий в торговой политике между государствами:

     а) странами-членами ЕС;

     б) между ЕС и США;

     в) между США и Японией;

     г) между Японией и ЕС;

     д) между развитыми странами и РС;

     е) между участниками СНГ и развитыми  капиталистическими странами.

     Пытаясь решить противоречия торговой политики, в деловых и правительственных  кругах ведущих стран Запада обычно говорят о «взаимности», требуя уступок  от партнеров, часто слабых, и возводят новые протекционистские барьеры  на пути товаров и услуг тех  стран, которые закрывают перед  ними свои рынки.

     Перед Уругвайским раундом многосторонних торговых переговоров,  продолжавшемся почти семь лет, были поставлены самые сложные задачи из которые когда-либо приходилось решать в ходе проводимых ранее в рамках ГАТТ раундов переговоров по либерализации торговли. Особый характер этих задач заключался в попытке распространить компетенцию ГАТТ на ряд совершенно новых областей - торговлю услугами, коммерческие аспекты прав интеллектуальной собственности (КАПИС) и инвестиционные меры в области торговли (ИМТ), а также в усилиях по включению в систему ГАТТ ряда традиционных, но спорных вопросов - торговля сельскохозяйственной продукцией и текстильными изделиями. Хотя участники этих переговоров совершенно определенно заявили о том, что берут на себя обязательства по укреплению многосторонней торговой системы, все последние годы продемонстрировали сложность превращения этих обязательств в конкретные действия.

     Особое  значение имели вопросы, связанные  с сельскохозяйственными продуктами. Как известно, с самого начала существования  ГАТТ их торговля регулировалась обычными правилами этой организации; хотя на их долю приходится немногим менее 15% мирового экспорта. Это было обусловлено сделанным  в 1955 г. для Соединенных Штатов исключением  из правил, которое позволяло США  вводить количественные ограничения  на ввоз сельхозпродукции, защищая  интересы своих фермеров. Производство сельскохозяйственной продукции и  торговля ею, которые обеспечиваются высоким уровнем субсидий и защищаются сохранением во многих странах импортных  ограничений, относятся сегодня  к числу секторов с наиболее высоким  уровнем протекционизма в мире. Единая сельскохозяйственная политика Европейского Союза и США позволила стать  крупнейшими в мире экспортерами зерна, оттеснив таких традиционных экспортеров, как Австралия, Аргентина  и Канада.

     Предпринимавшиеся многочисленные усилия по либерализации торговли текстильными изделиями, которая долго регулировалась Международным соглашением по текстилю (МСТ), до принятия правил в рамках Уругвайского раунда также не давали ощутимых результатов. Однако успехи, достигнутые в этом вопросе оказались недолговременными - со второй половины 90-х годов возобновилась «текстильная война», острие которой направлено против Китая и Индии.

     МСТ представляет собой подробный свод двусторонних квот на экспорт одежды и текстильных изделий из развивающихся  стран в развитые. Наибольшие квоты предоставлены странам, которые были основными производителями в период создания этого механизма в 60-е годы, а именно развивающимся странам Азии со средним и низким уровнем дохода. Соответственно сегодня некоторые производители с наименьшим уровнем издержек, такие, как Индия, Бангладеш и Китай, имеют более низкие квоты, чем ряд традиционных экспортеров, таких, как Гонконг и Республика Корея, которые уже не относятся к наиболее эффективным экспортерам. Естественно, большинство развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода выступают, как правило, за ликвидацию МСТ и распространение на торговлю текстильными изделиями и одеждой тех норм и правил, которые были выработаны в ходе переговоров ГАТТ - ВТО.

     Ход переговоров. Переговоры проходили на основе проекта заключительного акта Уругвайского раунда (ПЗА), который представлял собой документ, подготовленный Председателем Комитета по торговым переговорам в декабре 1991 г. Он включал в целом многие положения, направленные на достижение глобального консенсуса по всем областям переговоров. В документе учитывалась необходимость дальнейшего обсуждения ряда аспектов, включая, в частности, определенные ограничения на сельскохозяйственные субсидии, необходимость переговоров по вопросам доступа на рынки товаров и услуг, обеспечение совместимости различных текстов с юридической точки зрения и множество других проблем.

     Комитет по торговым переговорам (КТН) на своем  заседании 26 ноября 1992 г. утвердил текущую  программу работы Уругвайского раунда. В целом был подтвержден подход к организации работы по четырем  направлениям, в основу которого была положена идея о том, что никакое  положение не считается окончательным, пока не будут урегулированы все  аспекты проблемы, эта стратегия  была согласована еще в январе 1992 г.

     Первое  направление предусматривало активное обсуждение на двустороннем и многостороннем уровнях вопросов доступа на рынки - область, в которой не были достигнуты значительные результаты.

     Второе  направление предусматривало проведение активных переговоров по выработке первоначальных обязательств в сфере услуг - весьма серьезная торговая сфера (область), ранее не входящая в компетенцию ГАТТ.

     Третье  направление предусматривало обеспечение правовой сопоставимости и внутренней последовательности различных соглашений, составляющих проект заключительного акта.

     Четвертое направление предусматривало работу на уровне Комитета по торговым переговорам, цель которой заключалась в определении, в какой степени возможно скорректировать результаты в конкретных областях, не нарушая целостности всего пакета соглашений.

     Однако, как указал председатель КТН в  ноябре 1992 г., переговоры фактически так  и не начались и деятельность по первому, второму и третьему направлениям была по сути блокирована участниками переговоров, преследовавшими интересы своих стран в такой плоскости, которая не позволила создать единую систему.

     Окончательные результаты Уругвайского раунда были сведены в документ, состоящий  из двух частей - заключительного акта и графиков постепенного снижения барьеров (на пути доступа на рынок и в  области услуг). После этого планировалось  провести обсуждение и окончательную  доработку текста проекта заключительного  акта на многостороннем уровне без  его последующего пересмотра. Вместе с тем ряд участников представили  неофициальные предложения с  целью внесения значительных изменений  в ПЗА. На заседании КТН в январе 1993 г. большинство участников высказали  мнение, что ПЗА по-прежнему является единственной жизненной основой  для оперативного и сбалансированного  завершения Уругвайского раунда, несмотря на то, что по некоторым кардинальным вопросам необходимо принять ряд  политических решений. Понадобилось еще  два года для того, чтобы в январе 1995 г. объявить о завершении Уругвайского раунда торговых переговоров.

     Противоречия  в вопросах сельскохозяйственной политики были одним из главных факторов, тормозящих успешное завершение переговоров. Эти разногласия отчасти были обусловлены «замораживанием» доли сельскохозяйственного экспорта Соединенных Штатов, являющегося одним из немногих секторов в экономике страны, торговый баланс которого по-прежнему носит активный характер (в то время как доля ЕС возрастает, как считается, главным образом в результате проведения ЕС), а отчасти значительным политическим влиянием лобби сельскохозяйственных производителей по обе стороны Атлантического океана, особенно во Франции. Однако в этом конфликте участвовали и другие крупнейшие экспортеры сельскохозяйственной продукции, включая Австралию, Аргентину и Канаду. Одним из важнейших аспектов этого конфликта был весьма высокий уровень протекционистской защиты сельского хозяйства Японии, которая, безусловно, не готова к полному отказу от поддержки своих производителей сельскохозяйственной и животноводческой продукции. В конечном счете удачное завершение Уругвайского раунда стало возможным за счет уступок США Европе, обе стороны договорились временно оставить в стороне острые проблемы торговли аудиовизуальной продукцией (США отклонили предложение ЕС «заморозить» взаимопоставки телепрограмм) и некоторые виды транспортных услуг, заключив лишь промежуточное соглашение по экспорту финансовых услуг и морских торговых перевозок.

     По  некоторым расчетам, подписание Итогового  заключения должно было принести мировой  экономике ежегодную экономию 200 - 300 млрд. долл. При этом предполагалось, что выигрывали как члены, так  и не члены ГАТТ. По оценкам специалистов, выигрыш стран ЕС должен был составить 61 млрд. долл., бывших социалистических стран - 37 млрд., США - 36 млрд., Японии - 27 млрд. долл. Рост доходов от экспорта сельскохозяйственных продуктов в странах ЕС должен был достигнуть 30 млрд. долл., в Японии - 22 млрд. долл. Расширение экспорта текстиля в течение 10 лет, по расчетам, могло принести доход России 20 млрд. долл., США - 22 млрд. долл.

     Надо  отметить (и это показал опыт последующих  лет), указанные ожидания оправдались, за исключением России. Вместе с  тем нельзя не видеть того факта, что  наибольший выигрыш получили крупные  развитые страны, обеспечив новый  прорыв своих товаров на рынки  наименее развитых стран и стран  с переходной экономикой, предприятия  и отрасли которых не могут  успешно вести конкурентную борьбу. В частности, из-за поставок из западных стран в Россию отнюдь не дешевых  продуктов питания (причем крайне низкого  качества), перед которыми оказались сняты все барьеры, стремительно возросла продовольственная зависимость России (более чем на 50%); погибает отечественное сельское хозяйство.

     Серьезные потери понесли страны - производители  риса (Япония, Республика Корея, АСЕАН). В Японии тогда считали, что открытие рынка риса вытеснит около 30% продукции  японских фермеров, которые не смогли бы конкурировать с крупными поставщиками импортного риса. Победу в «рисовой войне» одержали США, которые занимают второе место в экспорте риса (после  Таиланда), а также Австралия.

     Оценивая  результаты Уругвайского раунда, нельзя не видеть, что, хотя и удалось договориться об уменьшении, а в ряде случаев  и полном снятии таможенных барьеров по различным видам товаров, значительная часть торгово-экономических проблем  осталась нерешенной. Тем не менее решен Уругвайского раунда были основой развития всей мировой торговли в 90-е годы. 
 
 
 

 
 
     Список  литературы
  1. Булатова А.С., Мировая экономика – М., 2003.
  2. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М.: ПРИОР, 2004.
  3. Дюмулен И.И. Генеральное соглашение по тарифам и торговле / УБИКИ. - Приложение № 10. – 1997.         
  4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Издательство ЛАНА», 2005. 
  5. Ширай В. И. Мировая экономика и международно-экономические отношения. – М.: Издательство корпорации «Дашков и К», 2004. 
  6. Шкварь Л. В. Мировая экономика. М.: Эксмо, 2005.  
  7. Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2000     

Информация о работе Генеральное соглашение по тарифам и торговле