Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:39, реферат
Целью моей работы является изучение сущности войны и конфликта, причин их возникновения и способы их предотвращения и прекращения.
Введение………………………………………………………….………...3
Глава Ι Понятие конфликта
1.1 Сущность конфликта……………………………………………….….5
1.2 Виды конфликтов……………………………………………………..10
Глава ΙΙ Понятие войны
2.1 Сущность и причины возникновения………………………………..18
2.2 Средства и методы ведения войны…………………………………..23
Глава ΙΙΙ Защита прав личности во время вооруженного конфликта
3.1 Правовой режим раненых и больных………………………………..30
3.2 Режим военного плена…………………………………………….….32
Заключение ……………………………………………………………….34
Библиография …………………………………………………………….37
Таким образом, рассмотренные выше признаки
могут быть использованы для первичной
идентификации конфликта. Но при этом
всегда необходимо учитывать высокую
подвижность грани между такими явлениями,
как собственно военный конфликт и война.
Сущность этих явлений одна и та же, но
она имеет различную степень концентрации
в каждом из них. Отсюда и известная трудность
в различении войны и военного конфликта.
1.2 Виды конфликтов
Международные вооруженные конфликты.
Современное международное право запрещает
захватнические, агрессивные войны (п.4
ст.2 Устава ООН). Вместе с тем это не означает,
что войны уже исключены из жизни человеческого
общества, что исчезли причины и источники,
порождающие вооруженные конфликты. Хотя,
помимо незаконных войн, в современных
условиях могут иметь место и справедливые
войны, не запрещенные международным правом
в рамках международных вооруженных конфликтов,
а также законное применение вооруженной
силы. К ним относятся:
Наличие источников, порождающих войны, обуславливает необходимость существования в международном праве специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы. Их значение состоит в том, что они:
Международное право в период вооруженных конфликтов регулирует поведение воюющих сторон, как в процессе международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Согласно положениям Женевских конвенций
1949 года международными вооруженными
конфликтами признаются такие конфликты,
когда один субъект международного права
применяет вооруженную силу против другого
субъекта.
Таким образом, сторонами в
вооруженном конфликте могут являться
государства, нации и народности, борющиеся
за свою независимость, международные
организации, осуществляющие коллективные
вооруженные меры по поддержанию мира
и международного правопорядка.6
Согласно ст. 1 Дополнительного протокола
I Женевских конвенций, касающегося защиты
жертв международных вооруженных конфликтов,
международными являются также вооруженные
конфликты, в которых народы ведут борьбу
против колониального господства и иностранной
оккупации и против расистских режимов
в осуществление своего права на самоопределение.
Вооруженный конфликт между
повстанцами и центральным правительством
является, как правило, внутренним конфликтом.
Однако повстанцы могут быть признаны
“воюющей стороной”, когда они:
Признание повстанцев “воюющей стороной” исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.д. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Таким образом, признание повстанцев “воюющей стороной”, как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом статуса международного и является первым шагом к признанию нового государства.
Вооруженные конфликты немеждународного характера.
Вооруженные конфликты немеждународного характера – это все непопадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства “между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.7
Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:
К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов, прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.8
Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако, на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название “гуманитарной интервенции”. Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.
Такая проблема как внутренние вооруженные конфликты, причины их возникновения и влияние их на военно-политическую обстановку в отдельных странах, регионах и мире, судя по многим признакам, еще не нашли своего места в теории и потребуют для своего изучения и осмысления как с научной, так и с практической стороны еще многих усилий и внимания. Это тем более важно, что в современных условиях именно внутренние вооруженные конфликты все чаще становятся детонаторами серьезных и опасных геополитических взрывов. Существенно и то, что внутренние вооруженные конфликты очень часто соприкасаются, а то и сливаются с таким явлением как терроризм, представляющим на данном этапе определенную угрозу международному миру и безопасности.
Для большей четкости и сокращения времени на изложение этого вопроса целесообразно данную проблему рассмотреть и проанализировать в ряде тезисов, представленных ниже.
Должно быть понятно, что внутренние вооруженные конфликты по причинам их возникновения, по своей сути и содержанию могут довольно существенно отличаться друг от друга. Наверное, все они по-своему уникальны и поэтому их осмысление и изучение каждый раз требует своего подхода, отдельного конкретного рассмотрения. Очевидно, что один и тот же внутренний конфликт может оцениваться по-разному, зачастую с полярных позиций: для одних это, допустим, освободительная война или что-то похожее на нее, для других - вооруженный мятеж и т.д. Поэтому подходить к разным внутренним конфликтам с одинаковыми мерками нельзя.
Какими бы многочисленными и непримиримыми ни были различные экстремистские группировки и движения, сами по себе они сегодня не в состоянии самостоятельно решить поставленные перед собой задачи. Для этого они должны обладать мощной и гармонично развитой экономической и научно- технической базой, производимыми в высокоразвитых государствах современными средствами вооруженной борьбы, материально-технического обеспечения и ведения пропагандистской работы, возможностями привлечения в свои ряды наемников и военных специалистов, иметь координирующие органы и своих сторонников в различных государствах и общественно-политических структурах мирового сообщества и другие возможности. То есть, без определенной поддержки своих действий на государственном и международном уровнях их предприятие, как правило, обречено на неудачу.
Вывод из этого может быть только один
и достаточно определенный: на современном
этапе экстремизм, в том числе исламский,
может существовать и выполнять свою "работу"
относительно долго только в качестве
разрушительного оружия, контролируемого
более организованными и могущественными
силами. Что это за силы, долго объяснять
нет необходимости.
Для этого достаточно посмотреть,
кто сегодня стоит за афганскими талибами,
а раньше поддерживал афганских моджахедов,
кто оказывает финансовую и иную поддержку
антиправительственным исламским группировкам
в странах Центральной Азии, кто отдал
югославское Косово в фактически безраздельное
владение мусульманам-албанцам, кто регулярно
и настойчиво выдвигает ультиматумы перед
Россией, требуя от нее прекращения антитеррористической
операции против международных банд террористов
в Чечне и т.д. То есть, анализируя роль
и место исламского экстремизма в формировании
внутренних и внешних угроз национальной
безопасности и территориальной целостности
России, мы не должны ограничиваться рассмотрением
только лишь его религиозно-идеологической
и эмоционально-разрушительной составляющих,
но смотреть гораздо шире и по существу,
в саму жизнь и условия, в которых эта жизнь
имеет место быть. Только при таком подходе
можно будет понять, почему, скажем, английские
лорды из Парламентской Ассамблеи Совета
Европы (ПАСЕ) так недовольны действиями
России в отношении террористов на своей
территории, почему блок НАТО был так настойчив
в реализации своего косовского сценария
и так далее.
Глава ΙΙ Понятие войны
2.1 Сущность и причины возникновения
Прежде всего нужно определиться с понятием войны, что это такое.
Война - насильственное средство разрешения межгосударственных конфликтов. В итоге длительного исторического развития и трагического опыта двух мировых войн в настоящее время война осуждена и запрещена международным правом, что нашло свое отражение и в современном конституционном праве. Конституции некоторых государств, принятые после второй мировой войны, содержат так называемые мирные статьи, провозглашающие безоговорочный отказ от войны как средства государственной политики. 9
"Хочешь мира, готовься к войне" - говорили римляне.
"Человечество должно покончить с войной - или война покончит с человечеством" - говорил президент США Джон Кеннеди. Кто из них прав? Трудно сказать.
Войны, так дорого стоили человечеству,
что лучшие его представители стремились
найти ответ на вопрос о причинах и возможностях
их предотвращения.
Причины войн можно подразделить на три группы:
1. Война как выражение природы человека. Войны проистекают от эгоизма, из агрессивных импульсов и от глупости человека. Другие же причины по сравнению с данной носят второстепенный характер.
В самом деле, полагать, что человек, воюя, действует вопреки своей природе, было бы не совсем продуктивно. Однако нельзя не прислушаться и к замечанию Жан Жака Руссо, считавшего, что в войне участвуют не люди, не граждане, а солдаты, которые являются в известном смысле "Вещью государства".
2. Естественно, поэтому вторая группа причин кроется в государстве, считают ученые. Неустроенность и неурядицы внутри государства служат одновременно и причиной войн между ними, война в этом случае нередко рассматривается как средство консолидации общества. Вспомните Русско-Японскую войну, в победе нуждалось самодержавие, или войну в Чечне, победа над Дудаевым должна была укрепить авторитет центра.
3. Третья группа причин связана с международными отношениями, в том, что "в системе, состоящей из многих государств, когда каждое государство оценивает свои претензии и амбиции, исходя из собственного разумения и желания, конфликты, ведущие к войне, неизбежны".