Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:39, реферат
Целью моей работы является изучение сущности войны и конфликта, причин их возникновения и способы их предотвращения и прекращения.
Введение………………………………………………………….………...3
Глава Ι Понятие конфликта
1.1 Сущность конфликта……………………………………………….….5
1.2 Виды конфликтов……………………………………………………..10
Глава ΙΙ Понятие войны
2.1 Сущность и причины возникновения………………………………..18
2.2 Средства и методы ведения войны…………………………………..23
Глава ΙΙΙ Защита прав личности во время вооруженного конфликта
3.1 Правовой режим раненых и больных………………………………..30
3.2 Режим военного плена…………………………………………….….32
Заключение ……………………………………………………………….34
Библиография …………………………………………………………….37
Военно-морская блокада, осуществляемая агрессором, составляет как таковая акт агрессии. Преднамеренное нарушение блокады влечет за собой конфискацию судна и его груза. Захват судов может осуществляться не только по отношению к неприятельским, но и к судам нейтральных государств, если они нарушают блокаду или перевозят грузы и предметы, отнесенные воюющей стороной к военной контрабанде, списки которой опубликуются в начале войны. Согласно Лондонской декларации о праве морской войны 1909 года возможность захвата нейтрального судна за нарушение блокады обуславливается действительной или предполагаемой осведомленностью его о блокаде. Захват нейтральных судов за на рушение блокады может быть осуществлен только в районе действия военных судов, обеспечивающих блокаду. Судно, признанное виновным в нарушении блокады, конфискуется вместе с грузом, если только не доказано, что в момент его погрузки лицо, ее производящее, не знало и не могло знать, о намерении нарушить блокаду.
XI Гаагская конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 года предусматривает абсолютную неприкосновенность госпитальных судов, везущих больных и раненых и отмеченных определенной эмблемой, и судов-картелей, перевозящих парламентеров. Не подлежат также захвату, за исключением случаев нарушения ими установленной должным образом морской блокады, почтовые суда, прибрежные рыболовные суда, а также суда, выполняющие научные, религиозные и филантропические функции.
Международное право не запрещает использование минного оружия. Вместе с тем, согласно Гаагской конвенции об установке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 года, запрещается ставить мины, не закрепленные на якорях (за исключением тех, что становятся безопасными спустя час после того, как над ними будет утрачено наблюдение тем, кто поставил мину), или закрепленные на якорях мины, которые не становятся безопасными, после того как сорвутся с минрепов. Запрещается также ставить мины у берегов и портов противника с целью нарушить торговое мореплавание. Конвенция обязывает все государства принимать меры для обеспечения безопасности мирного судоходства, а в случаях, когда наблюдение за минами прекращено, указывать в извещениях мореплавателям или в других общедоступных документах опасные районы и сообщать о них другим государствам дипломатическим путем.
Средства и методы ведения воздушной войны
В связи с развитием НТП и повышением уровня в военно-промышленном комплексе, особое место в международном праве вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.
Особый запрет установлен в отношении неизбирательного нападения, то есть такого, которое направлено как на военные, так и на невоенные объекты. При нанесении ударов с воздуха надлежит:
При ведении военных действий в воздухе надлежит принимать меры для минимизации ущерба гражданским лицам и объектам, в частности предупреждать о нападениях, могущих затронуть гражданское население.
Дополнительный
протокол I провозглашает принцип уважения
и защиты санитарных летательных аппаратов
и устанавливает условия такой защиты.
Стороны в конфликте не имеют права использовать
санитарную авиацию для получения военного
преимущества над другим противником,
в частности для сбора и передачи разведывательных
сведений.
Глава ΙΙΙ Защита прав личности во время вооруженного конфликта
3.1. Правовой режим раненных и больных
Режим
данной категории лиц регламентируется
главным образом Женевской
Раненными и больными в целях предоставления защиты, предусмотренной нормами международного гуманитарного права, считаются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие травмы, болезни, другого физического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи при уходе и которые воздерживаются от любых военных действий. К этой категории относятся также роженицы, новорожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение. Независимо от того, к какой стороне они принадлежат, эти лица пользуются покровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение. В максимально возможной степени и в кратчайшие сроки им предоставляется медицинская помощь.
Касательно самих военных действий, то во всякое время, и в особенности после боя, стороны должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненных и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство). Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать раненных на поле боя, и произвести обмен ими.
Стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности оказавшихся в их власти раненных, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны. Эти сведения должны быть как можно скорее доведены до сведения национального справочного бюро по делам военнопленных для передачи их державе, за которой числятся эти лица, через центральное агентство по делам военнопленных, подлежащего учреждению в нейтральной стране.
Запрещается добивать или истреблять раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения, подвергать этих лиц, даже с их согласия, физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки, кроме случаев, когда это оправданно состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой хирургической операции. Сторона, принужденная оставить неприятелю раненных или больных, обязана оставить вместе с ними, насколько это позволяют военные условия, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними.
Оказавшись
во власти противника, раненные, больные
и потерпевшие кораблекрушение
считаются военнопленными, и к
ним применяются нормы
3.2. Режим военного плена
Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года, согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта:
Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С ними следует всегда обращаться гуманно.16 Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению либо научному или медицинскому экспериментам, запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения. Эти положения действуют и в отношении участников гражданских и национально-освободительных войн.
Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности. Военнопленных (за исключением офицеров) можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями (сельское хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнему хозяйству, погрузо-разгрузочные работы на транспорте). Подчиняются военнопленные законам, уставам и приказам действующим в вооруженных силах держащей в плену державы. Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к побегу, то он несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали ему помощь.
Здесь
приведены далеко не все условия
содержания и права военнопленных,
которые закрепляет Конвенция, но в
целом их можно охарактеризовать
как гуманные, за нарушения которых
военнопленные вправе обращаться к державе-покровительнице
или в Общество Красного Креста.
Заключение
Озабоченность мирового сообщества ростом числа конфликтов в мире обусловлена как многочисленностью жертв и огромным материальным ущербом, наносимым последствиями , так и тем, что благодаря развитию новейших технологий, имеющих двойное назначение, деятельности средств массовой информации и глобальных компьютерных сетей, крайней коммерциализации в сфере т.н. масс культуры, где культивируются насилие и жестокость, у все большего числа людей появляется возможность получить, а затем и использовать информацию о создании самых изощренных средств уничтожения и способах их применения. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.
Только за последнее время людские и материальные
потери в связи с конфликтами и террористическими
актами зафиксированы в Северной Ирландии,
США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине,
Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте,
Турции, Албании, Югославии, Колумбии,
Иране и в ряде других стран.
Интернациональный характер
жизни людей, новые средства связи и информации,
новые виды вооружений резко снижают значимость
государственных границ и иных средств
защиты от конфликтов. Возрастает многообразие
террористической деятельности, которая
все больше увязывается с национальными,
религиозными, этническими конфликтами,
сепаратистскими и освободительными движениями.
Эпицентр террористической активности
в течение ряда лет смещался от стран Латинской
Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании,
Италии.
Одновременно с разной степенью интенсивности
осуществлялись террористические акции
таких организаций, как ИРА в Англии и
Северной
Ирландии, ЭТА в Испании. Активизировались
палестинские и израильские террористы,
террористические организации в ряде
стран Африки и Азии, а также в США. В последние
годы на Ближнем Востоке большую активность
развили исламские военизированные террористические
группы ориентации "Хамас" и "Хезболлах",
сикхские террористические движения и
группы в Индии, алжирские и другие террористы.
Активно действует, широко используя террористические
методы, наркомафия, отвоевывая у официальной
власти все новые позиции.
Появилось немало новых
регионов, где террористическая угроза
стала особенно масштабной и опасной.
На территории бывшего СССР в условиях
обострения социальных, политических,
межнациональных и религиозных противоречий
и конфликтов, разгула преступности и
коррупции, внешнего вмешательства в дела
большинства стран СНГ пышным цветов расцвел
постсоветский терроризм.17
Россия и другие страны СНГ, ставшие в последнее время едва ли не главными объектами международного терроризма, сегодня, возможно, больше других понимают важность задачи организации коллективных усилий по пресечению дальнейшего расползания зоны активного террора на своих территориях. В развитие этого понимания странами СНГ предпринимаются конкретные меры по организации взаимодействия в отражении атак внутреннего и внешнего террора против основ государственности и общественно- политической стабильности. С этой целью разработана и принята программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, также учрежден специальный антитеррористический центр СНГ. Представляется, что эти инициативы и усилий, предпринимаемые на постсоветском пространстве в целях защиты национальной безопасности и суверенитета наших государств, должны с пониманием встречаться мировым сообществом, что бы там ни говорили о несоразмерном использовании Россией силы в отношении чеченских сепаратистов и т.п.
Внутренние вооруженные конфликты перестанут быть опасными для стран и народов только тогда, когда будет покончено с практикой использования этих конфликтов третьими странами для решения своих крупных геополитических и иных задач.
Закрепляя все вышесказанное,
я бы хотела сказать, что,
не смотря на тенденцию роста
количества конфликтов и войн в современном
мире, главы государств и международные
организации прилагают все усилия для
их урегулирования и пресечения. В наше
безумном мире можно только надеяться
что наш общий дом- планета Земля не превратится
в безжизненную пустыню от непрекращающихся
войн и вооруженных столкновений, как
это описано в бесчисленном количестве
фантастических романов.