Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:47, контрольная работа
1. Организация Объединенных наций накопила определенный опыт организации и деятельности в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью.1
В качестве главных органов Организации Объединенных Наций в ее Уставе2 названы Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд, Совет по опеке, Секретариат. Борьба с преступностью – один из основных аспектов практической деятельности Организации Объединенных Наций. Из ее главных органов этой проблемой в той или иной мере заняты Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Совет Безопасности, Секретариат.
Международная организация
уголовной полиции была создана
в 1919 г., но в современном виде действует
с 1956 г., когда был принят новый
Устав Международной
Основными вопросами борьбы с преступностью в деятельности Интерпола являются: обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) криминальной полиции в рамках существующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека; создание и развитие институтов, которые могут содействовать успешному предупреждению уголовной преступности.
Устав данной
организации не допускает
В сентябре 1990 г. СССР вступил в Международную организацию уголовной полиции; ныне ее членом является Российская Федерация. В структуре МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола в РФ (НЦБ РФ) как орган по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. По своим функциям, определенным Положением о Национальном центральном бюро Интерпола (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г.)40, НЦБ представляет собой координационный центр: 1) направляет в Генеральный секретариат и НЦБ иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления; 2) принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств запросов органов РФ; 3) направляет поступившие из Интерпола и НЦБ иностранных государств и подлежащие исполнению на территории РФ запросы в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ.
В штаб-квартире Интерпола во Франции (ранее в пригороде Парижа, ныне в Лионе) работает группа штатных сотрудников, ведется картотека, включающая фотографии и дактилокарты многих тысяч "международных преступников" и описания наиболее опасных преступлений.
Структурные звенья Интерпола — Национальные центральные бюро Интерпола (НЦБ), которые одновременно являются подразделениями полиции стран — членов Интерпола.
Функции НЦБ: обеспечение обмена официальной и конфиденциальной информацией по вопросам борьбы с транснациональной преступностью между национальными полицейскими и другими правоохранительными органами, Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола других стран; организация через соответствующие национальные правоохранительные органы мероприятий по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых государствами — членами Интерпола; направление в Генеральный секретариат и в государства — члены Интерпола просьб и оповещений национальных правоохранительных органов о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за подозреваемыми в преступной деятельности, а также иной информации в целях предупреждения и раскрытия преступлений; формирование банка данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, полученной в процессе международного политического сотрудничества; содействие (в пределах своей компетенции) реализации решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи и Генерального секретариата Интерпола, подготовка аналитических документов по проблемам международного сотрудничества в области борьбы с преступностью.
Сегодня Интерпол
— пожалуй, единственно
2. Характеристика
основных положений Конвенции
ООН
по морскому праву 1982 года.
Общие положения
Конвенция состоит из 17 частей, включающих
320 статей и 9 приложений.
В 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение созвать в 1973 г. III Конференцию ООН. Последняя проработала до 1982 года и в результате приняла Конвенцию ООН по морскому праву.
Конвенция была
принята в Монтего-Бей 10 декабря
1982 г. СССР подписал ее 10 декабря
1982 г. Конвенция вступила в
силу в 1994 г. На 1 октября 2001
г. Конвенция насчитывала 137 участников,
включая Российскую Федерацию,
Европейский Союз, Великобританию,
Францию, ФРГ, Италию, Испанию,
Нидерланды, Норвегию, Швецию, Грецию,
Финляндию, Украину, Польшу, Японию,
Китай, Индию, Австралию,
Ее положения регламентируют
режим всех основных морских пространств:
открытого моря, территориального моря,
глубоководного морского дна, континентального
шельфа, исключительной экономической
зоны, проливов, используемых для международного
судоходства, и др.
Специальная часть Конвенции посвящена
защите морской среды от всех возможных
форм загрязнения, возникающих в результате
человеческой деятельности. Наибольшее
внимание уделено регулированию предотвращения
загрязнения моря с судов.
Открытое море.
За пределами территориального моря действует
качественно иной режим судоходства. Здесь
осуществляется принцип свободы открытого
моря и его неотъемлемый компонент - принцип
свободы судоходства. Судно в открытом
море не может быть задержано и арестовано
иностранным военным кораблем, за некоторым
исключением. Согласно Конвенции иностранный
военный корабль может задержать транспортное
или рыболовное судно, если имеет достаточные
основания подозревать, что судно занимается:
1) пиратством; 2) работорговлей; 3) несанкционированным
вещанием; 4) не имеет национальности и
т.д.
Конвенция существенно расширила перечень
свобод открытого моря, включив в него
наряду со свободами судоходства, полетов,
рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов
также свободы возводить искусственные
острова, установки и сооружения, допускаемые
в соответствии с международным правом,
и проводить морские научные исследования.
Весьма важное значение для обеспечения
мирных условий изучения и освоения Мирового
океана имеет положение, резервирующее
открытое море для мирных целей.
Территориальное
море.
В Конвенции разрешена долголетняя проблема
лимита ширины территориального моря:
этот лимит не может превышать 12 морских
миль. Лимит в 12 миль установлен 126 государствами
(Россия, США, Великобритания, Канада, Франция,
ФРГ, Италия, Испания, Нидерланды, Швеция,
Китай, Индия, Япония, Польша, Украина,
Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Болгария
и др.). Более того, ряд стран, имевших ширину
территориального моря более 12 миль, снизили
ее до этого предела (Гана, Сомали, Аргентина
и др.).
В отношении проливов, используемых для
международного судоходства и перекрытых
территориальным морем, Конвенция установила
новый вид прохода - транзитный проход.
В условиях повсеместного расширения
прибрежными государствами территориального
моря ряд проливов (до 115), используемых
для международного судоходства, оказывается
полностью или частично перекрытым этими
водами. Поэтому в Конвенцию включены
положения о транзитном проходе, означающем
осуществление свободы судоходства и
полета, но единственно с целью непрерывного
и быстрого транзита через такие проливы.
Чтобы власти иностранного государства
не могли задержать судно и предъявить
какие-либо претензии, нельзя совершать
действий, указанных в ст. 19 Конвенции,
в противном случае проход могут посчитать
"немирным" и не пропустить судно
или даже арестовать его. Такими действиями
могут быть, в частности, сбор информации
в ущерб обороне прибрежного государства,
враждебная в отношении его пропаганда,
подъем или принятие на борт летательного
аппарата и т.п.
Исключительная экономическая
зона
и континентальный шельф.
Нередко средства массовой информации
смешивают понятия "территориальное
море" и "исключительная экономическая
зона". Однако если территориальное
море является составной частью территории
государства и на него распространяется
суверенитет последнего, то исключительная
экономическая зона, как и континентальный
шельф, не входит в состав государственной
территории. Прибрежное государство имеет
здесь лишь суверенные права и юрисдикцию
в строго определенных целях и пределах,
четко установленных Конвенцией. Об этом
говорит и Конституция Российской Федерации41, п. 1 ст. 67 которой гласит, что
территория Российской Федерации включает
в себя, в частности, территориальное море,
а в п. 2 сказано, что Российская Федерация
"обладает суверенными правами и осуществляет
юрисдикцию на континентальном шельфе
и в исключительной зоне...". Здесь речь
идет о разведке и разработке естественных
богатств: нефти, газа, а также ловле рыбы,
краба и т.п. - в пределах 200 морских миль.
Отсчет ширины исключительной экономической
зоны производится от тех же исходных
линий, что и территориального моря, поэтому
ширина зоны будет 188 морских миль.
Права прибрежных государств в исключительной
экономической зоне четко определены
и ограничены.
Перечень суверенных прав прибрежного
государства предусмотрен ст. 56 Конвенции.
В частности, этот перечень не предусматривает
осуществления в исключительной экономической
зоне таможенной юрисдикции прибрежного
государства.
Согласно п. 3 ст. 73 Конвенции наказание,
налагаемое прибрежным государством за
нарушение законов и правил рыболовства
в исключительной экономической зоне,
не может включать тюремного заключения.
Кроме этого, в случае ареста или задержания
иностранного судна прибрежное государство
незамедлительно уведомляет государство
флага через соответствующие каналы о
принятых мерах и о любом последующем
наказании (п. 4 ст. 73). Наконец, государство
должно незамедлительно освободить судно
при получении залога или иного обеспечения.
Совершенно новым являются положения
Конвенции, касающиеся исключительной
экономической зоны, в пределах которой
прибрежному государству предоставляются
суверенные права в отношении разведки,
разработки и сохранения естественных
ресурсов, находящихся на дне, в его недрах
и в покрывающих водах, и управления ими,
а также в отношении других видов деятельности
в целях экономической разведки и разработки
зоны, таких, как производство энергии
путем использования воды, течения и ветра.
Несмотря на признание за прибрежным государством
весьма широких прав, Конвенция определенным
образом регламентирует эти права и устанавливает
пределы их использования.
Международный трибунал
ООН по морскому праву.
Впервые в истории международного
права установлен совершенно новый, уникальный
механизм мирного разрешения споров между
государствами по поводу морской деятельности.
Этот механизм определен в специальной
части XV Конвенции - "Урегулирование
споров".
Особое место среди предусматриваемых
процедур занимает Международный трибунал
ООН по морскому праву (далее - Трибунал).
При этом следует отметить, что в ст. 287
"Выбор процедуры" предлагаемые средства
изложены в таком порядке: Трибунал, Международный
суд ООН, Арбитраж, Специальный арбитраж.
Иными словами, Конвенция ставит Трибунал
на первое место. И это не случайно, т.к.
Трибунал рассматривает споры, связанные
с толкованием Конвенции, нарушениями
ее положений и других общепризнанных
принципов и норм международного морского
права. Особо необходимо подчеркнуть,
что Трибунал обладает правом принимать
решения о незамедлительном освобождении
судов и экипажей из-под ареста других
государств, но для этого должен быть внесен
разумный залог или иное финансовое обеспечение.
Решение Трибунала является окончательным
и обжалованию не подлежит.
Прилежащая зона. Прилежащая зона – морское пространство, прилегающее к внешней границе территориального моря, в котором прибрежное государство пользуется правилами контроля с целью предотвращения нарушений соответствующих законов и правил в пределах его территории.
Положения о прилежащей зоне содержаться в ст. 33 Конвенции 1982 года. Прилежащая зона является районом открытого моря, следовательно, суверенитет прибрежного государства на неё не распространяется.
В соответствии с Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года ширина зоны не должна превышать 12 морских миль, а в соответствии с Конвенцией 1982 года – прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль. За последнее время значительно возросло число государств установивших прилежащую зону. На 1 января 1999 года таких государств было 68, у которых ширина прилежащей зоны полностью соответствовала требованиям Конвенции 1982 года, и только Сирия имела прилежащую зону, ширина которой составляла 41 морскую милю.
Право преследования. Судно, совершившее правонарушение в иностранных внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне, может подвергнуться преследованию в открытом море, захвачено, отведено в порт и передано под юрисдикцию потерпевшего государства. В соответствии со ст.111 Конвенции 1982 года преследование иностранного судна может быть предпринято, «если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы или правила этого государства».
В ст. 111 особо подчёркивается, что, если иностранное судно находится в прилежащей зоне, преследование может быть начато только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.
Запрет перевозки рабов. «Каждое государство, – гласит ст. 99 Конвенции 1982 года, – принимает эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, устанавливает наказание за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб нашедший убежище на этом судне, под каким бы флагом это судно не плавало, ipso facto свободен». Иными словами, государство флага, прежде всего само обязано предотвратить такую перевозку. Неприятие мер может привезти к вмешательству в открытом море со стороны военного корабля другого государства. Если у военного корабля есть «разумные основания подозревать», что иностранное судно «занимается работорговлей», он может вмешаться в плавание этого судна.
Борьба с незаконным вещанием. Важнейший вклад в борьбу с несанкционированным вещанием вносит Конвенция 1982 года, установившая в ст.110, что военный корабль может осуществить вмешательство в плавание иностранного судна, если оно занимается несанкционированным вещанием, которое в соответствии со ст.109 означает «передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приёма населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия».
Государство может «арестовать любое лицо или судно, занимающееся несанкционированным вещанием, и конфисковать передающую аппаратуру».
Пересечение незаконного оборота наркотиков. Конвенция 1982 года содержит весьма важное положение, касающееся пересечения «незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международной конвенции». Государство, имеющее разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пересечении такой незаконной торговли».
Защита и сохранение морской среды.Правовому регулированию защиты и сохранения морской среды посвящена часть 12 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Статья 192 Конвенции содержит определение общего обязательства государств в отношении морской среды: «Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду».
Список использованных источников и литературы.
1.Международные документы.
2.Нормативные правовые акты Российской Федерации.
3.Специальная литература.
1 Бородин СВ., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.: Международные отношения, 1983.С.8.
2 Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года//Действующее международное право. В 3 т.Т. 1.-М.: Изд-во Московского независимого института международного права,1996.С.7-33.
3 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными//Международное уголовное право в документах: Учебное пособие. В 2 т. Т.2/Сост. Р.М. Валеев, И.А. Тарханов, А.Р. Каюмова.-Изд.2, перераб. и доп.М.: Статут,2010.С.657-702.
4 Конвенция о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания//Международное уголовное право в документах: Учебное пособие. В 2 т. Т.1/Сост. Р.М. Валеев, И.А. Тарханов, А.Р. Каюмова.-Изд.2, перераб. и доп.М.: Статут,2010.С.245-262.
5 Руководящие принципы для предупреждения преступности//Международное уголовное право в документах: Учебное пособие. В 2 т. Т.2/Сост. Р.М. Валеев, И.А. Тарханов, А.Р. Каюмова.-Изд.2, перераб. и доп.М.: Статут,2010.С.625-635.
6 Стандартные минимальные правила ООН отправления правосудия в отношении несовершеннолетних //Международное уголовное право в документах: Учебное пособие. В 2 т. Т.2/Сост. Р.М. Валеев, И.А. Тарханов, А.Р. Каюмова.-Изд.2, перераб. и доп.М.: Статут,2010.725-756.
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"