Личный и политические свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 03:54, контрольная работа

Описание

Одним из важных источников принято считать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ)1, подписанную в Риме 4 ноября 1950 г. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г., и с этого момента ее правила в обязательном порядке должны учитываться российскими судам2. В соответствии со статьей 6 Договора о Европейском Союзе ЕКПЧ обязательна не только для его государств-членов (которые подписали Конвенцию в качестве сторон), но и для Союза в целом.

Содержание

Источники основных личных прав граждан Европейского Союза.
Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза.
Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная 2.docx

— 22.31 Кб (Скачать документ)

Человек имеет  право свободно выражать свое мнение. Это право  включает в себя свободу  придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и  независимо от государственных границ. Соблюдаются свобода и плюрализм  средств массовой информации.

Человек имеет  право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциации с другими  на всех уровнях: в политической, профсоюзной  и общественной жизни. Это подразумевает  право каждого создавать совместно  с другими профессиональные союзы  и вступать в них для защиты своих интересов.

 Согласно статье 13 гарантируется свобода художественного творчества и научно-исследовательской деятельности. Соблюдается свобода преподавания в вузах. Каждый   имеет право на образование, а также на доступ к профессиональной подготовке и повышению квалификации. Это право включает возможность бесплатного получения обязательного образования. Свобода создавать учебные заведения при условии соблюдения демократических принципов, а также право родителей обеспечивать своим детям обучение и воспитание в соответствии с их религиозными, философскими и педагогическими убеждениями, соблюдаются в соответствии с национальным законодательством, регламентирующим их осуществление.

Каждый имеет  право на труд и  на осуществление  профессиональной деятельности, которую  он свободно выбирает или на которую  он свободно соглашается. Каждый гражданин  и каждая гражданка Союза имеет  право искать работу, работать, учреждать  собственное дело или предоставлять  услуги на территории любого государства-члена. Выходцы из третьих стран, имеющие  разрешение на работу на территории государств-членов, имеют право на равные условия  труда с гражданами Европейского Союза.

Свобода предпринимательства  признается с правом Европейских  Союз и национальным законодательством  и практикой (статья 16). Каждый человек  имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться и завещать свою законно  приобретенную собственность. Никто  не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом, при условии справедливой и своевременной  компенсации за причиненный ущерб. Пользование собственностью может  регламентироваться законом в соответствии с общественными интересами. Интеллектуальная собственность охраняется.

 Статьи 18 – 19 посвящены важным вопросам «миграционного» права, что очевидно, продиктовано процессами, которые наблюдаются в сфере вышеназванных  отношений в странах Союза.

Коллективная  высылка запрещается. Никто не может  быть сослан, выслан или экстрадирован  в государство, в котором существует серьезная опасность того, что  ему может быть вынесен смертный приговор, что он может подвергнуться  пыткам или другим видам бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания.

 В статьях 20-23 рассматриваются социальные, культурные, и иные права, которые признаются и гарантируются Евросоюзом: все люди равны в правах, запрещается дискриминация любого рода, в частности, по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических характеристик, языка, религии или убеждений, политических и иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, происхождения, ограниченной трудоспособности, возраста или сексуальной ориентации. Равноправие мужчин и женщин должно быть обеспечено во всех областях, в том числе в области трудоустройства, работы и вознаграждения за труд и многие др. Более подробно вышеназванные нормы содержатся в Конвенции.

Особо отмечены права детей, пожилых людей. Для нетрудоспособных лиц указано право на достойную, самостоятельную, независимую жизнь, с большей долей интеграции в социальную и профессиональную сферу жизни общества.

Хартия и Конвенция  предусматривают определенные ограничения  в правах. Статья 52 Хартии устанавливает  пределы гарантированных прав. Однако отмечается, что ограничения могут  налагаться лишь тогда, когда они  являются необходимыми и действительно  служат общим интересам, признанным Союзом, или потребности в защите прав и свобод других лиц.

Хартия устанавливает  запрет на злоупотребление правом. Статья 54 говорит о том, что ни одно из положений Хартии не должно быть истолковано  как подразумевающее  право кого бы то ни было вести деятельность или совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, или  на создание более широких ограничений  прав и свобод по сравнению с теми, которые предусмотрены.

Конвенция обозначает  ограничения прав в случае войны  и других чрезвычайных обстоятельств (статья 15). Статья 18 устанавливает пределы  использования ограничении в  отношении прав: «  Ограничения, допускаемые  в настоящей Конвенции в отношении  указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены.

Итак, подводя  итоги анализа основных личных прав граждан Европейского союза можно  сказать, что законодательство о  правах человека в Евросоюзе прогрессирует, пытается соответствовать запросам времени. Хартия закрепила и ряд  новых, современных правовых положений. Важно подчеркнуть,  что Хартия и Конвенция регулируют  сферы жизни, но и взаимодополняют друг друга и, как следствие этого, должны рассматриваться совместно.

 

3. Система и содержание политических прав                                                граждан Европейского союза

Началом формирования гражданства  Союза можно считать 1950 годы, это  период после создания Европейских  сообществ. Официально оно было признано в 1992 г. Договором о Европейском Союзе. Положения об этом гражданстве зафиксированы в Договоре об учреждении Европейского сообщества (Далее - Договор о ЕС). Именно это документ является главным учредительным документом организации.

Вторая часть вышеназванного Договора гласит о том, что в качестве союзных граждан признаются граждане всех государств-членов. Отсюда, приобретение испанского, греческого или иного  национального гражданства автоматически  приводит к появлению у человека второго гражданства - гражданства  Союза в целом.

В соответствии со статьей 17 Договора о Европейском Союзе  гражданство  Союза дополняет  национальное гражданство  и не подменяет  его. Более того, следует особо  отметить, что наделяет его обладателей  рядом новых основных прав и свобод, которые связаны именно с обладанием «европейским» гражданством.

В главе пятой «Гражданство»  Договора о Европейском союзе  закреплены эти права в и воспроизведены в Хартии Европейского Союза об основных правах. Здесь можно рассматривать  следующие позиции:

- свобода передвижения  и проживания  на всей территории  Союза;

- право гражданина Союза  избирать и баллотироваться   кандидатом в Европарламент и  муниципальные органы на территории  любого государства-члена, где  он проживает;

- право петиций в Европейский   парламент;

- каждый гражданин может  обращаться за защитой своих  прав;

- право на подачу жалоб  Европейскому омбудсмену;

- право направлять письменные  обращения институтам и органам  Союза и получать ответ на  любом из официальных языков  Союза по своему выбору;

- право на доступ к  документам Европейского парламента, Совета Европейского союза и  Европейской комиссии. После вступления  в  силу Лиссабонского договора 2007 г. перечисленные права будут  закрепляться в части «Недискриминация  и гражданство Союза» Договора  о функционировании Европейского  Союза и в вышеназванном разделе  Хартии. Новый раздел II Договора  о Европейском Союзе «Положения  о демократических принципах»  наделяет граждан Союза рядом  важных политических прав, в том  числе правом инициировать издание  новых нормативных актов на  европейском уровне – «гражданская  инициатива».

Закрепленные в Хартии 2000 года и в ЕКПЧ 1950 года, большинство  прав и свобод, являются правами  человека, и не связаны с принадлежностью  к определенному гражданству. Таким  образом, гражданин РФ, находящийся  на территории Европейского Союза, может  рассчитывать на соблюдение в отношении  его принципов и норм указанных  документов, кроме отдельных правомочий, зарезервированных исключительно  для местных граждан. В этом случае Договор о ЕС и Хартия 2000 года иногда приравнивают к гражданам  Союза других физических и юридических  лиц, имеющих место жительства (местонахождение) на его территории.

Опираясь на статью 45 Хартии возможна реализация и других прав, которые  ранее распространялись только на "европейских" граждан, в частности право на свободу  передвижения по территории разных стран  Союза.

Рассмотрим отдельные  положения Хартии Европейского Союза, адресатами которых выступают, прежде всего, иностранцы:

- граждане третьих стран,  получившие разрешение на осуществление  трудовой  деятельности на территории  государств-членов, имеют право на  условия труда, аналогичные гражданам  Союза;

- право на убежище;

- запрет на коллективные  высылки  или выдачи в страны, где  человек, может быть  подвергнут смертной казни, пыткам, бесчеловечному или унижающему  достоинство обращению и наказанию.

Сегодня особо следует  отметить, что продолжается формирование специальных  отраслей законодательства, обращенных к иностранцам, а также  лицам без гражданства. Это такие  отрасли как визового, так и  иммиграционного обеспечения, а  также законодательства об убежище.

Права и свободы, закрепленные в источниках Европейского Союза, подлежат судебной защите, которая включает в себя право на компенсацию убытков, причиненных  их нарушением.

Каждое государство-участник может быть привлечен к  ответственности  перед Европейским  судом по правам человека - в случае нарушения ими  прав, гарантированных ЕКПЧ 1950 года.

С целью защиты нарушенных прав граждане могут  подавать жалобы во внесудебные учреждения. На уровне Европейского Союза это, прежде всего, Европейский омбудсман, которому подведомственны  жалобы только на институты и органы этой организации. Широкое распространение  получила практика жалоб на государства-члены  в Европейскую комиссию.

Если  мы проанализируем и сравним Хартию и ЕКПЧ с ныне действующей Конституцией РФ8 в части основных личных и политических прав граждан, то безусловен будет вывод об их тождественности. Конституция РФ закрепляет равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность (до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статьи 19 – 23). Неприкосновенность жилища (статья 25), свобода передвижения, свобода слова, совести, вероисповедания, право на объединение, запрет цензуры (статьи 26 – 30).

В соответствии со статьями 31-33 граждане  РФ имеют право на собрания, митинги, шествия и так  далее, они могут участвовать  в управлении делами государства  непосредственно, и через своих  представителей, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления. Иностранные граждане и лица без  гражданства, в соответствии со статьей 62, пользуются в Российской Федерации  правами, и несут обязанности  наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных  федеральным законом или международным  договором Российской Федерации. Российская  Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам  и лицам без гражданства в  соответствии с общепризнанными  нормами международного права (ст. 63).

Таким образом, можно сказать, что Европейское законодательство в области прав и свобод оказало  существенное влияние на законодательство РФ. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные личные и политические права и свободы граждан являются непосредственно действующими независимо от содержания национального законодательства. Важную роль в их прямой защите отводится  европейским судам. Именно они подчас выступают подлинным гарантом прав человека.

Хочется отметить, что одним  из определяющих направлений проходящей в нашей стране реформы судебно - правовой системы является утверждение  судебной защиты прав граждан, которая  должна отвечать назревшим потребностям российского общества, Российская правовая система должна и может соответствовать  международным нормам, в том числе  европейским стандартам по правам человека. Речь идет о значительном обновлении законодательной базы в сфере  судебного производства. Общепризнанные правовые нормы и механизмы должны опираться и взаимодействовать  с ранее заявленными, уже традиционными  для нас правовыми институтами.

С февраля 1996 года, уже после  вступления России в Совет Европы нашей стране удалось многое сделать. В результате ратификации Российской Федерацией основных европейских конвенций  по защите прав человека фактически все  их принципы и нормы стали составной  частью российского законодательства. Именно им отдается предпочтение по сравнению  с нормами федерального неконституционного и регионального законодательства. Если обратиться к практике,  то здесь  крайне важно непосредственное включение  их в законодательные акты Российской Федерации, создание соответствующего механизма реализации этих норм.

Информация о работе Личный и политические свободы