Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 03:54, контрольная работа
Одним из важных источников принято считать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ)1, подписанную в Риме 4 ноября 1950 г. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г., и с этого момента ее правила в обязательном порядке должны учитываться российскими судам2. В соответствии со статьей 6 Договора о Европейском Союзе ЕКПЧ обязательна не только для его государств-членов (которые подписали Конвенцию в качестве сторон), но и для Союза в целом.
Источники основных личных прав граждан Европейского Союза.
Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза.
Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза.
Заключение.
Человек имеет
право свободно выражать свое мнение.
Это право включает в себя свободу
придерживаться своего мнения, получать
и распространять информацию и идеи
без какого-либо вмешательства со
стороны публичных властей и
независимо от государственных границ.
Соблюдаются свобода и
Человек имеет
право на свободу мирных собраний
и на свободу ассоциации с другими
на всех уровнях: в политической, профсоюзной
и общественной жизни. Это подразумевает
право каждого создавать
Согласно статье 13 гарантируется свобода художественного творчества и научно-исследовательской деятельности. Соблюдается свобода преподавания в вузах. Каждый имеет право на образование, а также на доступ к профессиональной подготовке и повышению квалификации. Это право включает возможность бесплатного получения обязательного образования. Свобода создавать учебные заведения при условии соблюдения демократических принципов, а также право родителей обеспечивать своим детям обучение и воспитание в соответствии с их религиозными, философскими и педагогическими убеждениями, соблюдаются в соответствии с национальным законодательством, регламентирующим их осуществление.
Каждый имеет право на труд и на осуществление профессиональной деятельности, которую он свободно выбирает или на которую он свободно соглашается. Каждый гражданин и каждая гражданка Союза имеет право искать работу, работать, учреждать собственное дело или предоставлять услуги на территории любого государства-члена. Выходцы из третьих стран, имеющие разрешение на работу на территории государств-членов, имеют право на равные условия труда с гражданами Европейского Союза.
Свобода предпринимательства признается с правом Европейских Союз и национальным законодательством и практикой (статья 16). Каждый человек имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться и завещать свою законно приобретенную собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом, при условии справедливой и своевременной компенсации за причиненный ущерб. Пользование собственностью может регламентироваться законом в соответствии с общественными интересами. Интеллектуальная собственность охраняется.
Статьи 18 – 19 посвящены важным вопросам «миграционного» права, что очевидно, продиктовано процессами, которые наблюдаются в сфере вышеназванных отношений в странах Союза.
Коллективная высылка запрещается. Никто не может быть сослан, выслан или экстрадирован в государство, в котором существует серьезная опасность того, что ему может быть вынесен смертный приговор, что он может подвергнуться пыткам или другим видам бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания.
В статьях 20-23 рассматриваются социальные, культурные, и иные права, которые признаются и гарантируются Евросоюзом: все люди равны в правах, запрещается дискриминация любого рода, в частности, по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических характеристик, языка, религии или убеждений, политических и иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, происхождения, ограниченной трудоспособности, возраста или сексуальной ориентации. Равноправие мужчин и женщин должно быть обеспечено во всех областях, в том числе в области трудоустройства, работы и вознаграждения за труд и многие др. Более подробно вышеназванные нормы содержатся в Конвенции.
Особо отмечены права детей, пожилых людей. Для нетрудоспособных лиц указано право на достойную, самостоятельную, независимую жизнь, с большей долей интеграции в социальную и профессиональную сферу жизни общества.
Хартия и Конвенция предусматривают определенные ограничения в правах. Статья 52 Хартии устанавливает пределы гарантированных прав. Однако отмечается, что ограничения могут налагаться лишь тогда, когда они являются необходимыми и действительно служат общим интересам, признанным Союзом, или потребности в защите прав и свобод других лиц.
Хартия устанавливает запрет на злоупотребление правом. Статья 54 говорит о том, что ни одно из положений Хартии не должно быть истолковано как подразумевающее право кого бы то ни было вести деятельность или совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, или на создание более широких ограничений прав и свобод по сравнению с теми, которые предусмотрены.
Конвенция обозначает
ограничения прав в случае войны
и других чрезвычайных обстоятельств
(статья 15). Статья 18 устанавливает пределы
использования ограничении в
отношении прав: « Ограничения, допускаемые
в настоящей Конвенции в
Итак, подводя итоги анализа основных личных прав граждан Европейского союза можно сказать, что законодательство о правах человека в Евросоюзе прогрессирует, пытается соответствовать запросам времени. Хартия закрепила и ряд новых, современных правовых положений. Важно подчеркнуть, что Хартия и Конвенция регулируют сферы жизни, но и взаимодополняют друг друга и, как следствие этого, должны рассматриваться совместно.
3. Система и содержание
политических прав
Началом формирования гражданства Союза можно считать 1950 годы, это период после создания Европейских сообществ. Официально оно было признано в 1992 г. Договором о Европейском Союзе. Положения об этом гражданстве зафиксированы в Договоре об учреждении Европейского сообщества (Далее - Договор о ЕС). Именно это документ является главным учредительным документом организации.
Вторая часть вышеназванного
Договора гласит о том, что в качестве
союзных граждан признаются граждане
всех государств-членов. Отсюда, приобретение
испанского, греческого или иного
национального гражданства
В соответствии со статьей 17 Договора о Европейском Союзе гражданство Союза дополняет национальное гражданство и не подменяет его. Более того, следует особо отметить, что наделяет его обладателей рядом новых основных прав и свобод, которые связаны именно с обладанием «европейским» гражданством.
В главе пятой «Гражданство» Договора о Европейском союзе закреплены эти права в и воспроизведены в Хартии Европейского Союза об основных правах. Здесь можно рассматривать следующие позиции:
- свобода передвижения и проживания на всей территории Союза;
- право гражданина Союза
избирать и баллотироваться
кандидатом в Европарламент и
муниципальные органы на
- право петиций в Европейский парламент;
- каждый гражданин может обращаться за защитой своих прав;
- право на подачу жалоб Европейскому омбудсмену;
- право направлять письменные
обращения институтам и
- право на доступ к
документам Европейского
Закрепленные в Хартии
2000 года и в ЕКПЧ 1950 года, большинство
прав и свобод, являются правами
человека, и не связаны с принадлежностью
к определенному гражданству. Таким
образом, гражданин РФ, находящийся
на территории Европейского Союза, может
рассчитывать на соблюдение в отношении
его принципов и норм указанных
документов, кроме отдельных правомочий,
зарезервированных
Опираясь на статью 45 Хартии возможна реализация и других прав, которые ранее распространялись только на "европейских" граждан, в частности право на свободу передвижения по территории разных стран Союза.
Рассмотрим отдельные положения Хартии Европейского Союза, адресатами которых выступают, прежде всего, иностранцы:
- граждане третьих стран,
получившие разрешение на
- право на убежище;
- запрет на коллективные
высылки или выдачи в страны,
где человек, может быть
подвергнут смертной казни,
Сегодня особо следует отметить, что продолжается формирование специальных отраслей законодательства, обращенных к иностранцам, а также лицам без гражданства. Это такие отрасли как визового, так и иммиграционного обеспечения, а также законодательства об убежище.
Права и свободы, закрепленные в источниках Европейского Союза, подлежат судебной защите, которая включает в себя право на компенсацию убытков, причиненных их нарушением.
Каждое государство-участник может быть привлечен к ответственности перед Европейским судом по правам человека - в случае нарушения ими прав, гарантированных ЕКПЧ 1950 года.
С целью защиты нарушенных прав граждане могут подавать жалобы во внесудебные учреждения. На уровне Европейского Союза это, прежде всего, Европейский омбудсман, которому подведомственны жалобы только на институты и органы этой организации. Широкое распространение получила практика жалоб на государства-члены в Европейскую комиссию.
Если мы проанализируем и сравним Хартию и ЕКПЧ с ныне действующей Конституцией РФ8 в части основных личных и политических прав граждан, то безусловен будет вывод об их тождественности. Конституция РФ закрепляет равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность (до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статьи 19 – 23). Неприкосновенность жилища (статья 25), свобода передвижения, свобода слова, совести, вероисповедания, право на объединение, запрет цензуры (статьи 26 – 30).
В соответствии со статьями
31-33 граждане РФ имеют право на
собрания, митинги, шествия и так
далее, они могут участвовать
в управлении делами государства
непосредственно, и через своих
представителей, имеют право обращаться
лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.
Иностранные граждане и лица без
гражданства, в соответствии со статьей
62, пользуются в Российской Федерации
правами, и несут обязанности
наравне с гражданами Российской
Федерации, кроме случаев, установленных
федеральным законом или
Таким образом, можно сказать,
что Европейское
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные личные и политические
права и свободы граждан
Хочется отметить, что одним из определяющих направлений проходящей в нашей стране реформы судебно - правовой системы является утверждение судебной защиты прав граждан, которая должна отвечать назревшим потребностям российского общества, Российская правовая система должна и может соответствовать международным нормам, в том числе европейским стандартам по правам человека. Речь идет о значительном обновлении законодательной базы в сфере судебного производства. Общепризнанные правовые нормы и механизмы должны опираться и взаимодействовать с ранее заявленными, уже традиционными для нас правовыми институтами.
С февраля 1996 года, уже после
вступления России в Совет Европы
нашей стране удалось многое сделать.
В результате ратификации Российской
Федерацией основных европейских конвенций
по защите прав человека фактически все
их принципы и нормы стали составной
частью российского законодательства.
Именно им отдается предпочтение по сравнению
с нормами федерального неконституционного
и регионального