Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:04, курсовая работа
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.
Введение 3
Виды субъектов международного частного права
4
Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП
6
Дееспособность и правоспособность иностранных граждан
6
Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования
9
Взаимность и реторсии
10
Правовое положение российских граждан за рубежом
13
Правовое положение юридических лиц
14
Правовое положение иностранных юридических лиц
17
Государство как субъект МЧП
20
Международная межправительственная организация как субъект МЧП
24
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения, (что предусматривается для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранных юридических лиц открывая, на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.
Представительства иностранных юридических лиц обрываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организации, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может открываться представительство: этот срок не превышает трёх лет.
В 1997 году Центральным Банком России было утверждено Положение о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных учреждений. Разрешение на открытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Центральным Банком России сроком на три года.
В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица. Это не значит, что государство с государством не может заключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами международного публичного права. В случае возникновения спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.
Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство. Государственный суверенитет означает верховенство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.
В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств9:
Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.
До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвенции, хотя проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных обычаев.
Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридические лица, вступающие в отношения с государством, должны предусматривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения, в которых государство - участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).
Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содержится общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, следует распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношениях международного характера.
От имени Российской
Федерации в гражданских
Помимо Российской
Федерации, в гражданских правоотношениях,
осложненных иностранным
При этом законодательство
РФ содержит генеральную норму об
отказе, как самого государства —
Российской Федерации, так и субъектов
РФ и муниципальных образований,
обладающих публичной властью, от иммунитета
в сфере гражданских
К таким специфическим субъектам гражданского права, как Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для которых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществлением их функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в ГК) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государственной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила регулируют все гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет МЧП.
Нормой, специально посвященной
регулированию гражданских
К сожалению, пока в
России такой закон ещё не принят.
Однако в уже принятые в последние
годы российские законы включены специальные
нормы об иммунитете государства. Так,
например, в Федеральном Законе «О
соглашениях о разделе
Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» «О разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции» от 22 июня 1994г. Интересен тот факт, что это Соглашение было заключено на полтора года раньше, чем был принят сам Закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995г.10
В заключение исследования
вопроса об участии государства
в гражданских правоотношениях
международного характера следует
сказать, несколько слов о деятельности
торговых представительств, которые
до недавнего времени в полном
объеме, а с 1996 года значительно сократившись
в количестве, представляют за рубежом
интересы российского государства в области
внешнеэкономической деятельности. Торговое
представительство имеет статус государственного
органа, следовательно, обладает международным
иммунитетом со всеми особенностями, присущими
государству. Постановлением Правительства
РФ от 26 августа 1996г. с целью «оптимизации
системы управления внешнеэкономическими
связями Российской Федерации» было принято
решение о ликвидации торговых представительств.
Их насчитывалось около 130, а после указанного
акта осталось 47. Впоследствии планируется
оставить не более 20 торговых представительств.
Не вдаваясь подробно в политическую и
экономическую оценку указанного реформирования
(которое, к сожалению, порождает структурный
кризис, не изменяя модели внешнеэкономических
связей России), следует лишь, обратить
внимание на действие Положения о торговых
представительствах СССР за границей
1989г., которое до настоящего времени сохраняет
силу и регулирует деятельность оставшихся
торговых представительств.
Международные
В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры, о посредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие.
Особенно
показательно участие в гражданско-правовых
отношениях международных
Помимо участия
в качестве субъекта МЧП, международные
межправительственные организации (специализированные
учреждения) ООН оказывают активное
содействие в развитии МЧП. Так, в
системе ООН функционирует
Коллизионным вопросом,
возникающим в связи с
Выбор правового регулирования
имеет место и при
С другой стороны, многие
вопросы гражданско-правового