Международное и
конституционное право
Конституционное право
- основа правовой системы государства.
Его нормы обладают высшей юридической
силой в системе, приматом в отношении
всех остальных норм. Право государства
на определение правовой системы
реализуется прежде всего в его
конституции. Поэтому взаимодействие
международного права с конституционным
не может не иметь своих особенностей.
Конституции прошлого
были интровертными, целиком посвященными
функционированию государства и права
внутри страны. Государственная власть
во внешней политике рассматривалась
как совершенно отличная от власти внутри
страны. Поэтому она практически не регулировалась
конституционным правом и была монополизирована
исполнительной властью. Усиление роли
международных отношений и их влияния
на внутреннюю жизнь государств привело
к тому, что в конституциях стало уделяться
больше внимания внешней политике и международному
праву. То есть происходит конституционализация
внешней политики. Право все более основательно
определяет порядок ее осуществления,
ее цели и принципы, включая отношение
к международному праву. Внешняя политика
становится особой сферой действия конституционного
права.
Тем не менее
и сегодня внешняя политика
государств лишена надежного
правового регулирования. Исполнительная
власть предпочитает не связывать
себе руки законами. Сами законы
конструируются так, чтобы оставить
правительству широкую свободу
выбора. Юристы говорят о "разреженной
законности" в этой области.
Конституционные
положения о внешней политике
в конечном счете определяются
характером политико-правовой системы
государства. Отношение государства
к международному праву зависит
от этой системы, от его истории
и традиций, уровня культурного
развития. Растущее влияние на
развитие государства и общества
оказывают международные факторы.
Уровень этого влияния зависит
от степени вовлеченности государства
в международные отношения, от
их значения для жизни общества.
Закрепляя свободу
выбора государством своей правовой
системы, международное право
устанавливает все более четкие
границы этой свободы в условиях
растущей взаимозависимости. Правовая
система должна обеспечивать
соблюдение норм международного
права, строиться таким образом,
чтобы обеспечить взаимодействие
с другими государствами в
режиме международной законности.
Эти моменты отражаются в новых
конституциях.
Конституционному
праву отведена главная роль
в определении взаимодействия
внутреннего и международного
права. Конституционное право
определяет полномочия государственных
органов на участие в создании
и осуществлении международных
норм. Международное право закрепляет
принцип уважения к установленному
конституцией порядку. Вместе
с тем оно определяет, что государство
не может ссылаться на конституцию
для оправдания невыполнения
обязательств по международному
праву <*>.Конституционное право
иначе решает вопрос о соотношении своих
норм с международным правом. Конституция
США ставит свои нормы выше договоров,
что подтверждено рядом решений Верховного
суда. Установление принципа равенства
закона и договора дает возможность отменять
ранее заключенный договор последующим
законом. Это положение было распространено
и на нормы общего международного права
<*>. Оно воспроизведено и подтверждено
Верховным судом в 1988 г. по делу, связанному
с представительством Организации освобождения
Палестины при ООН <**>. Что же касается
обычным норм, то, как мы видели, судебная
практика ставит их ниже законов. Иначе
решается вопрос во многих новых конституциях.
Они содержат положение о том, что заключение
договора, включающего правила, противоречащие
конституции, может иметь место лишь после
соответствующего пересмотра конституции
<*>. Этому положению следуют и государства,
в которых оно конституционно не закреплено.
Конституционный совет Франции объявил,
что Маастрихтский договор о Европейском
союзе 1992 г. содержит положения, противоречащие
Конституции страны. Поэтому до его ратификации
необходимо внести в Конституцию соответствующие
изменения <**>.Анализ практики государств
обнаруживает тенденцию соблюдения следующего
порядка. Конституционность подлежащих
ратификации договоров выясняется на
стадии подготовки закона о ратификации
соответствующим комитетом парламента,
т.е. предпочтение отдается профилактике
коллизий. Но полной гарантии и такой порядок
не дает. Противоречие может обнаружиться
в ходе осуществления договора. Для решения
возникающих вопросов прибегают к помощи
конституционных судов. В некоторых странах
отрицается сама возможность постановки
вопроса о конституционности международных
договоров, поскольку они относятся к
иному правопорядку. В других странах
установлено, что речь может идти о конституционности
лишь закона о ратификации договора (Италия).
При всех условиях
в случае признания договора
противоречащим конституции он
сохраняет свою международно-правовую
обязательность для государства.
Внутри же страны он становится
практически неприменимым.
Американская
правовая система, как и большинство
правовых систем других государств,
исходит из признания примата
конституции над всеми иными
нормами, включая и те, что своим
возникновением обязаны международному
праву. В то же время это
положение доводится до беспрецедентных
пределов. В упоминавшейся кодификации
Американского института права
говорится: "Действуя в пределах
своих конституционных полномочий,
Президент может обладать по
Конституции властью совершать
такие действия, которые представляют
нарушение международного права
Соединенными Штатами". В этом
видится одно из свидетельств
того, сколь серьезные проблемы
порождает признание абсолютного
примата конституций над международным
правом.
Конституция Японии
закрепила отказ от ведения
войны и декларировала, что
"право на ведение государством
войны не признается" (ст. 9). Заключенные
Японией договоры и принятые
нормы международного права должны
добросовестно соблюдаться (ст. 98).
Заслуживает внимания позиция
японского правительства по вопросу
о соотношении Конституции и
международного права. По его
мнению, одни договоры подчинены
Конституции, а другие обладают
перед ней приоритетом. К первым
относятся двусторонние политические
и экономические договоры; ко
вторым - договоры, содержащие "принятые
нормы международного права",
и договоры, которые касаются "вопросов
жизненно важного значения для
судьбы государства, такие как
акт о капитуляции или мирный
договор" <*>.Конституция Италии
1947 г. ограничилась общим положением:
"Правовой порядок Италии согласуется
с общепризнанными нормами международного
права" (ст. 10). Тем самым установлен
приоритет международных норм. Приведенное
положение может пониматься как
относящееся и к Конституции,
которая является частью правового
порядка страны.
Основной Закон
ФРГ установил, что общие нормы
публичного международного права
являются составной частью федерального
права. Они обладают приоритетом
перед законами и непосредственно
создают права и обязанности
для проживающих на территории
Федерации (ст. 25). Федеральный конституционный
суд разъяснил это положение
следующим образом: только общие
нормы международного права без
трансформационного закона непосредственно
входят в немецкий правопорядок
и обладают приоритетом в отношении
германского внутригосударственного
права, за исключением права
конституционного. Конкретные договоры
таким статусом не обладают <*>.
Следует отметить большую роль
Федерального конституционного
суда в решении вопросов взаимодействия
международного и внутреннего
права. Его богатая практика
в этой области представляет
интерес и для других стран,
в частности для их конституционных
судов. Послевоенные конституции стран
Латинской Америки включили весьма ограниченные
положения о международном праве. С учетом
положения этих стран едва ли можно удивляться,
что многие из них подчеркивают недействительность
договоров, расходящихся с конституцией
(например, ст. 189 Конституции Эквадора
1946 г. и ст. 46 (29) Конституции Сальвадора
1950 г.).
Новые независимые
государства Африки и Азии
отнеслись к общему международному
праву осторожно, зачастую предпочитая
ссылаться на Устав ООН, а
не на международное право
вообще. Общее международное право
рассматривалось как произведение
колониальных держав. В конституциях
речь идет лишь о договорах.
В большинстве случаев правовая
гарантия для них не предусмотрена.
Особый интерес
для изучения современных тенденций
развития взаимодействия международного
и внутреннего права, естественно,
представляют новейшие конституции.
Обратимся к Конституции Королевства
Нидерландов, в которую регулярно
вносятся поправки, имеющие отношение
к международному праву. Конституционное
право всегда придерживалось
принципа абсолютного верховенства
Основного закона. Противоречие
международного договора Конституции
делало его неприменимым. Подобный
принцип становился все менее
совместимым с развивающимся
международным правопорядком. Конституция
Нидерландов отступила от этого
принципа. "В интересах, требуемых
развитием международного правопорядка,
договор может содержать отступление
от положений Конституции" (ст.
63). В таком случае закон об
одобрении договора принимается
палатами Генеральных штатов
большинством не менее двух
третей поданных голосов.
К приведенному
положению близко по сути положение,
содержащееся в растущем числе
конституций, о том, что принятие
расходящегося с Основным законом
договора требует предварительного
внесения изменений в этот
закон. Согласно Конституции Нидерландов,
договоры считаются непосредственно
действующим правом (ст. ст. 91 и 93)
и обладают приоритетом перед
внутренним правом (ст. 66). Конституция
по-прежнему обходит молчанием
обычные нормы международного
права. Судебная практика исходит
из того, что такие нормы также
могут быть частью правовой
системы страны, но, как правило,
не отменяют ее писаное право
<*>.Обосновать подобное положение
трудно. Непонятно, почему императивные
нормы международного права обладают
в правовой системе страны
более низким статусом, чем договоры?
Нечто подобное имеет место
и в других странах. Объяснение
видится в том, что общее
международное право рассматривается
как относящееся только к межгосударственным
отношениям и потому не вступающее
в конфликт с внутренним правом.
Между тем современное общее,
обычное право содержит все
больше норм, имеющих прямое отношение
к внутреннему праву. Достаточно
напомнить об общепризнанных
принципах и нормах о правах
человека, которые обязательны для всех
государств независимо от их участия в
договорах о правах человека.
Серьезной новеллой
является положение Конституции
Нидерландов и ряда других
государств о возможности передачи
полномочий государства международным
организациям (ст. 92 Конституции Нидерландов,
ст. 24 Основного Закона ФРГ, п.
1 разд. 20 Конституции Дании, §
93 Конституции Норвегии).
Отмеченные тенденции
в развитии конституционного
права нашли отражение и в
новых конституциях стран Центральной
и Восточной Европы <*>. Большинство
из них включают международные
договоры в право страны. Примерно
семью из них за договорами
признается более высокая юридическая
сила, чем у законов. Три конституции
признают такой статус только
за договорами о правах человека.
В качестве примера можно взять самую
новую конституцию - Конституцию Польской
Республики 1997 г. <*>. Состояние войны
может быть объявлено исключительно в
случае нападения на польскую территорию
либо если из международных договоров
вытекает обязательство совместной обороны
от агрессии (ст. 116 (2)). Как видим, принцип
неприменения силы становится общим принципом
международного права и конституционного
права демократических государств. Ратифицированные
договоры являются частью правопорядка
страны и применяются непосредственно
(ст. 91 (1)). Статус норм общего международного
права не определен. Общие тенденции нашли
отражение и в конституциях государств,
образовавшихся на постсоветском пространстве.
В целом они отвечают конституционным
стандартам членов международного сообщества.
Связь с этим сообществом в некоторых
из них прямо отмечается. Народ России
принял Конституцию, "сознавая себя
частью мирового сообщества". Аналогичное
положение содержит Конституция Казахстана.
Конституции содержат положения о международном
праве, а некоторые и о внешней политике,
о ее принципах, в частности об отказе
от агрессивных войн. В Конституции Узбекистана
говорится, что внешняя политика исходит
из общепризнанных принципов и норм международного
права, наиболее важные из них перечислены
(ст. 17). Аналогичные положения содержит
и Конституция Туркменистана (ст. 6). Представляется,
что в этом отношении они следовали примеру
последней Конституции СССР. Конституция
Грузии заимствовала итальянскую формулу:
"Законодательство Грузии соответствует
общепризнанным принципам и нормам международного
права" (ст. 6 (2)).
Другие конституции
достигают той же цели иным
путем. Они включают принципы
международного права в право
страны и тем самым делают
их обязательными для всех
органов государства, включая
и те, которые осуществляют внешнюю
политику.