Ряд конституций
придают особый статус международным
принципам и нормам о правах
человека. Наиболее высокий статус
придан им Конституцией Грузии.
Они занимают самое высокое
положение в правовой системе
страны - ни народ, ни государство
не могут их ограничить. "Грузия
признает и соблюдает общепризнанные
права и свободы человека как
непреходящие и высшие человеческие
ценности. При осуществлении власти
народ и государство ограничены
этими правами и свободами
как непосредственно действующим
правом" (ст. 7). Некоторые конституции,
например украинская, не связывают
права человека с международным
правом.
Некоторые конституции,
в том числе Конституция Украины
(ст. 9 (2)), предусматривают возможность
заключения расходящихся с ними
договоров при условии предварительного
внесения в Основной закон
соответствующих изменений <*>.
Ряд конституций предусматривает
учреждение конституционных судов,
в компетенцию которых входит
также решение вопросов о соответствии
заключаемых договоров конституции. Наконец,
новым конституциям известно и положение
о возможности передачи государством
осуществления части своих полномочий
международным организациям (ст. 79 Конституции
РФ). Из сказанного видно, что новые конституции,
принятые на постсоветском пространстве,
отражают общие тенденции развития конституционного
права относительно регулирования взаимодействия
международного и внутреннего права. И
это тем более знаменательно, что большинство
конституций нацелено на обеспечение
обретенного суверенитета.
Помимо конституций
существуют также конституционные,
органические законы. Не исключена
возможность их коллизии с
договорами. В отличие от внутреннего
права международное право не
выделяет такие законы в особую
категорию. Не решен этот вопрос
и во внутреннем праве. Отсутствует
соответствующая практика. Нет единства
мнений и в литературе. Во Франции,
например, где установлен приоритет
договоров перед законами, одни
юристы полагают, что конституционные
законы преобладают над договорами,
другие это отрицают.
Изредка встречаются
случаи, когда при международном
урегулировании конфликта в государстве
международный акт содержит основные
положения конституции. Примером
может служить Договор Республики
Кипр с Великобританией, Турцией
и Грецией 1960 г., гарантировавший
основные положения Конституции
Кипра.
Отметим особенности
соотношения права Европейского
союза с конституциями государств-членов.
Договорного урегулирования вопрос
не получил. Однако Суд Союза
и высшие суды государств-членов
определили, что конституционное
право не исключается из общего
правила о приоритете права
Союза, разумеется, лишь в вопросах,
относящихся к его компетенции
<*>.