Международное космическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование понятия и признаков космической деятельности, появление и становление международного космического права, и определение основных тенденций его дальнейшего развития.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по избранной теме;

определить методологические основы исследования космической деятельности;

собрать, проанализировать и оценить эмпирические данные о космической деятельности и проблемах ее существования;

выработать практические выводы и предложения о развитии космической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………..5

2 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………15

3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА…………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....24

Работа состоит из  1 файл

межд косм право работа.docx

— 48.39 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1 ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………..5

2 ИСТОЧНИКИ  МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………15

3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА…………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В последние годы - одной из ведущих  отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей  уровня развития страны.

     Несмотря  на то, что это отрасль очень  молодая, темпы ее развития очень  высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование  космического пространства ныне немыслимы  без широкого и разностороннего  сотрудничества государств.

     Почему  же необходимо законодательное регулирование  деятельности по освоению космоса. Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы  обеспечить наиболее благоприятные  условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими  совместной научно-технической деятельности.

     Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического пространства привело к образованию особой отрасли международного права - международного космического права (МКП).

     Целью курсовой работы является исследование понятия и признаков космической деятельности, появление и становление международного космического права, и определение основных тенденций его дальнейшего развития.

     Данная  цель обусловила постановку следующих  задач:

     изучить и проанализировать имеющийся теоретический  материал по избранной теме;

     определить  методологические основы исследования космической деятельности;

     собрать, проанализировать и оценить эмпирические данные о космической деятельности и проблемах ее существования;

     выработать  практические выводы и предложения  о развитии космической деятельности.

     Объектом исследования в курсовой работе является совокупность знаний, представлений и суждений о международном космическом праве и космической деятельности, в частности.

     Методологическую  основу курсовой работы составили положения  общенаучного диалектического метода познания. При этом применялись и  частнонаучные методы: сравнительно – правовой, статистический, системный, формально – логический и др.

     В своей работе автор опирался на труды  таких известных авторов, как  О.И. Тиунов, Г.В. Игнатенко, В.П. Панов, Ю.М. Колосов, Г.П. Жуков и др.

     Структура курсовой работы обусловлена объектом исследования, целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО  ПРАВА

     Космос  – сложное геофизическое понятие; он является частью галактической территории, родовым понятием для планетарной  территории, вбирая в себя такие  компоненты, как само космическое  пространство и присущие ему особенности, которые можно условно рассматривать  по аналогии с тем, что наблюдается  на Земле, в качестве «процессов», а  также различные виды естественных небесных тел, как заселенных, так  и не имеющих условий для существования  цивилизаций.

     В связи с началом освоения космоса  с Земли он представляет собой  также и юридический феномен, для которого основополагающими  являются как понятие общего достояния  человечества в виде космического пространства и небесных тел, так и понятие  квазигосударственной (или юрисдикционной) территории, представленной искусственными небесными телами – спутниками, орбитальными станциями, предполагаемыми станциями (базами) на естественных небесных телах, находящимися под юрисдикцией государств.

     Космическая деятельность – это исследование космического пространства и небесных тел с помощью беспилотных и пилотируемых космических объектов, а также использование возможностей космической техники для решения практических земных задач.

     Начало  космической деятельности человека было положено запуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории цивилизации  искусственного спутника Земли и  первым пилотируемым космическим полетом  советского космонавта Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г.

     Особенностью космической деятельности является использование для полетов пространства, находящегося за пределами плотных слоев атмосферы, в которых может осуществляться авиационная деятельность. Для космических полетов применяется принципиально новый тип летательных аппаратов, использующих тягу ракетных двигателей и инерционное движение под воздействием притяжения Земли и других планет.

     Космическая деятельность позволяет изучать  заатмосферные процессы, небесные тела, использовать состояние невесомости  в научных и промышленных целях, достигать космических скоростей  передвижения от 8 до 16 км/ с, изучать  поверхность земли вместе с ее атмосферой из – за пределов атмосферы, обеспечивать распространение сигналов электоросвязи для глобальной связи и т.д. [12, c. 581].

     Космическая деятельность – это чрезвычайно  наукоемкое и капиталоемкое дело, которое доступно в настоящее  время лишь наиболее развитым государствам в промышленном и научно – техническом  отношении. С другой стороны, все  государства заинтересованы в использовании  преимуществ космической деятельности.

     Международные космические отношения, обусловленное  ими международное космическое  право и тесно связанная с  ними отрасль науки международного права, изучающая обе первые категории, появились примерно во второй половине 20 века и относятся к категории  так называемых новейших.

     Международное космическое право как наука  зародилась, начиная с трудов чехословацкого юриста В. Миндля и советского юриста Е.А. Коровина. Как объективно существующая группа юридических норм оно начинает развиваться в резолюциях Генеральной ассамблеи ООН с 1959 года и в 1967 году получает первый договорный кодификационный акт – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. На следующем этапе, продолжающемся и в настоящее время, государствами заключены десятки многосторонних и сотни двусторонних соглашений по вопросам космического сотрудничества. Сложились специфические международно – правовые принципы космической деятельности, которые позволяют выделить соответствующую группу норм в особую отрасль международного права – международное космическое право.

     Международное космическое право можно определить как совокупность международно – правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.

     Исследование  и использование космического пространства служит не только интересам того государства, которое осуществляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего  человечества.

     Поскольку проблемы космоса тесно переплетены  с интересами государств в военной, политической и других областях, они стали предметом обсуждения в рамках ООН. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН образовала для обсуждения проблем космоса специальный вспомогательный орган – Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (в составе 18 членов). В 1962 году Комитет учредил два вспомогательных органа – Юридический и Научно – технический подкомитеты. Комитет ООН по космосу на основании джентльменского соглашения между его членами принимает решения на основе консенсуса. Численный состав Комитета по космосу время от времени увеличивался и в настоящее время достиг более 60 членов.

     Комитет является основным кодификационным  органом в области международного космического права. Ежегодные сессии Комитета представляют доклады Генеральной  Асамблее ООН. Отдел Секретариата ООН, обслуживающий деятельность Комитета, находится в Вене.

     В настоящее время в повестке дня  Комитета ООН по космосу стоят  вопросы о разграничении воздушного и космического пространства, о правовом режиме геостационарной орбиты, о  космическом мусоре и рассмотрении действия пяти основных договоров по космосу [12, c, 583].

     После распада СССР, который был ведущей  космической державой, возникла необходимость  организации сотрудничества в этой области в рамках СНГ.

     30 декабря 1991 г. в Минске было  подписано Соглашение о совместной  деятельности по исследованию  и использованию космического  пространства, участниками которого  стали Россия, Азербайджан, Армения,  Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан,  Туркменистан и Узбекистан. По  этому Соглашению совместная  деятельность проводится на основе межгосударственных программ. Их реализация координируется Межгосударственным советом по космосу. Соглашение исходит из необходимости сохранения космических комплексов и объектов космической инфраструктуры, которые находились на территории СССР [12, c. 583].

     На  практике в деле реализации Соглашения возникает много трудностей. В  частности, космодром Байконур используется Россией на условиях его аренды у  Казахстана.

     Объектом  международного космического права  в самом общем смысле слова  являются правомерные космические  отношения, возникающие между государствами или межгосударственными космическими организациями. Для уточнения видов таких отношений и их дифференциации возможно использование в известной мере условного понятия предмета отношения, как несущего более конкретную информацию.

     В качестве материальных объектов (предметов) можно рассматривать то, что предполагает возникновение космических правоотношений, и в первую очередь, само космическое  пространство, его уникальные особенности  или, условно говоря, «процессы» - невесомость, солнечный ветер, наличие таких  геопозиций, которые дают особые преимущества, как геостанционарная орбита (ГСО).

     Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой, по определению  юридического подкомитета Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, геометрическую позицию, в которой размещенный объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем, если бы он был размещен в каком – либо ином месте космического пространства. Геостационарный спутник – спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земли вокруг своей оси. Иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбиты которого лежат в плоскости земного экватора и который вследствие этого остается неподвижным относительно Земли. Такие спутники имеют огромное значение для научной, культурной, технической и иных видов деятельности государств. ГСО относится к категории ограниченных природных ресурсов, поэтому ее использование должно контролироваться сообществом. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ). В соответствии со ст. 1 Устава принятого в 1992 г., МСЭ распределяет радиочастоты спектра, способствует улучшению использования радиочастот спектра и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников таким образом, чтобы избежать вредных помех между радиостанциями разных стран; ст. 44 обязывает государства «… стараться ограничить количество частот и ширину используемого спектра до минимума, а также использовать… орбиты геостационарных спутников рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите… разным странам» [3, c. 696].

Информация о работе Международное космическое право