Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 22:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование понятия и признаков космической деятельности, появление и становление международного космического права, и определение основных тенденций его дальнейшего развития.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по избранной теме;
определить методологические основы исследования космической деятельности;
собрать, проанализировать и оценить эмпирические данные о космической деятельности и проблемах ее существования;
выработать практические выводы и предложения о развитии космической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………..5
2 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………15
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА…………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....24
Следующая группа объектов представлена широким спектром естественных небесных тел. Доктрина выделяет в первую очередь те из них, которые не заселены другими цивилизациями. Со своей стороны земляне неоднократно отправляли в дальний космос послания к другим цивилизациям и активно участвуют в поисках их сигналов. Среди этой группы, но уже по другим критериям, следует выделить как тела, имеющие постоянные орбиты, так и не имеющие таковых; тела, относимые наукой к категории «внеземных материалов», достигающие земли естественным путем, - астероиды, метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены. Ежедневно на территории. Земли выпадает 6 т метеоритов и метеоритной пыли. Присвоение метеоритов частными лицами, именуемое «метеоритным пиратством», преследуется государством.
Особый
вид объекта космических
К объектам международного космического права следовало бы отнести также ряд наземных объектов, без которых невозможна космическая деятельность оборудования для запуска, стационарных и передвижных платформ для запуска. Однако правовое решение вопросов статуса перечисленных объектов отсутствует.
Космический объект должен быть зарегистрирован запускающим государством или международной межправительственной организацией, осуществляющей космическую деятельность.
Запускающим государством (организацией) считается государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, либо государство, с территории или установок которого осуществляется запуск. Таким образом, может оказаться, что в отношении одного космического объекта имеются два или более запускающих государств (одно организует запуск, другому принадлежит установка, а третье представляет для этого свою территорию; особенно это относится к международным организациям, которые не имеют территории. В этих случаях запускающие субъекты должны заключить соглашение о регистрации данного космического объекта, чтобы исключить двойную или множественную регистрацию.
Юрисдикция и контроль над комическим объектом сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе.
Права собственности на космические объекты сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе или по возвращении на Землю. Космические объекты или их составные части, обнаруженные за пределами территории государства регистрации, должны быть возвращены этому государству. Расходы по обнаружению и возвращению космического объекта несет запускающее государство.
Космические объекты на Луне и на других небесных телах должны быть открыты для представителей других государств на основе взаимности. О посещении должно быть сделано заблаговременное сообщение в интересах безопасности и продолжения нормального функционирования объекта.
Космические объекты могут свободно передвигаться или быть перемещены на поверхности небесных тел или в их недрах.
Размещение космического объекта на поверхности или в недрах небесного тела не создает права собственности на связанные с объектом участки.
На борту космических объектов могут использоваться ядерные реакторы на определенных условиях.
В
доктринальном плане активно
обсуждается вопрос об особом правовом
статусе аэрокосмических
Субъектом МКП, с учетом общих положений международного права, являются государства и образованные ими международные межгосударственные организации, однако основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во – первых, на территории с особым международным режимом и, во – вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда, в дополнение к общепризнанным характеристикам, большая часть их государств – членов является участниками «космического пакета» документов.
Таким
образом, нормы космического права
адресованы двум основным группам субъектов
– государствам и созданным ими
организациям. Государства, реально
занимающиеся космической деятельностью,
соответственно степени участия
и особенностям правового статуса,
подразделяются на так называемые «запускающие»
государства и государства
Наибольшее значение для определения режима космоса в целом имеют, возглавляющие нормативную систему отрасли, основные принципы международного права – запрещения применения силы, мирного разрешения международных споров, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных обязательств, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю функцию государства (особенно в процессе дистанционного зондирования Земли из космоса), а также принципа сотрудничества государств, имеющего для космической деятельности особое значение.
Специальные принципы отрасли, также определяющие режим космоса, связаны, прежде всего, с юридическими характеристиками космоса, как территории, являющейся общим достоянием человечества, так и его уникальными геофизическими свойствами.
Основополагающее значение среди специальных принципов имеет принцип, запрещающий национальное присвоение космического пространства, Луны и других небесных тел, закрепленный в договоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Указанные пространства, являясь общим достоянием и наследием человечества, не могут быть собственностью какого – либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации.
С принципом неприсвоения связан такой важный для статуса космоса в целом императив, как свобода исследования и использования космоса на благо всех государств независимо от степени их экономического, научного развития или реального участия в космической деятельности (Договор по космосу 1967 г., ст. 1; Соглашение о Луне, ст. 4, 6). Соответственно эта свобода для держав нынешнего «космического клуба» ограничена требованием обращения добытых ресурсов на благо всех стран. Так, в случае обнаружения природных ресурсов на небесных телах государства обязаны информировать Генерального Секретаря ООН, общественность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их расположение образцов грунта и минералов, доставленных на Землю с небесных тел. В случае возможной эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить режим, отвечающий интересам сообщества, однако добытые минералы, образцы принадлежат добывшим их государствам.
Принцип
предотвращения вредного загрязнения
космического пространства тесно связан
с глобальной задачей охраны окружающей
среды и ею обусловлен. Его содержание
обязывает государства
Государства
обязуются использовать космос таким
образом, чтобы избегать его загрязнения
в результате антропогенной деятельности,
предотвращать нарушение
Во избежание наносимого ущерба, который не всегда в полной мере может быть просчитан, государства договорились объявлять районы небесных тел, представляющих научный интерес, международными заповедниками и согласовывать особые меры их защиты.
Особое значение имеют обязательства государств по защите окружающей среды Земли от загрязнения из космоса. Начиная с первой стадии запуска возможны аварии, в результате которых нарушается биота Земли, наносится ущерб здоровью людей.
В настоящее время государства объединили усилия:
1) по созданию роботов по уборке космического мусора с орбит, что имеет особое значение для геостационарной орбиты, ресурс которой ограничен;
2)
по применению при
3)
в разработке минимально
Таким
образом, можно констатировать факт
существования новой отрасли
в системе международного права
и определить ее как систему юридических
норм, договорных и обычных, регулирующих
отношения, возникающие между субъектами
международного права в связи
с исследованием и
2 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Под источниками международного космического права следует понимать международные договоры и обычаи, в форме которых при соблюдении общепризнанных процедур принятия, объективируются юридические нормы отрасли [3, c. 692].
С учетом сказанного ранее источниками отрасли в узком смысле слова, являются многосторонние (в том числе универсальные и региональные) и двусторонние договоры и обычаи.
Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года (Договор по космосу):
Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 12 ноября 1974 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, от 5 декабря 1979 г. Страны входящие в СНГ, заключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 г., соглашения по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г., Соглашение между государствами – участниками СНГ о статусе Стратегических сил 1993 г., о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ от 15 мая 1992 г. Между правительствами государств – участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 17 февраля 2000 г. было подписано Соглашение о совместном освоении космического пространства в мирных целях [14, c. 663 – 664].
Для отрасли существенное значение имеют обычно – правовые нормы, которые, как указывалось ранее, регулируют границы воздушного и космического пространства, вход космических аппаратов и искусственных спутников Земли в суверенное воздушное пространство других государств. Важнейшие из них также имеют универсальный и вневременной характер, как и перечисленные писанные нормы. Можно предположить, что роль обычая будет возрастать, так как за последние два десятилетия пакет отраслевых документов универсального действия не пополнялся.