Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа
Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообщением в целом.
Введение.............................................................................................................3
Понятие международно-правовой ответственности...........................4
Виды и формы международной ответственности государств...........9
2.1 Виды международной ответственности...........................................9
2.2 Формы международной ответственности.......................................11
Определение объема ответственности...................................................19
Заключение.......................................................................................................23
Список литературы.........................................................................................24
2.1 Виды международной ответственности
Ответственность государства-правонарушителя существует в конкретных её видах и формах. Юридическая ответственность по международному праву отличается от юридической ответственности по национальному праву. Для национального права не характерны такие виды ответственности как политическая и такие формы международной ответственности, как сатисфакция, репарация и ряд иных. Такие виды ответственности могут быть применены только к федерации в целом. Виды ответственности, в зависимости от характера возлагаемых на государство лишений, делятся на материальные и нематериальные. В доктрине международного права для обозначения нематериальной ответственности используются, по крайне мере, три термина: моральная, политическая и смешная, морально-политическая ответственности.
Некоторые авторы предпринимали попытки уничтожить терминологию, в частности Г.И. Тункин высказывался против употребления термина « моральная ответственность». «Прежде всего, выражение «моральная ответственность» может пониматься как ответственность не правовая, а вытекающая из правил международной морали. Затем, по существу правильнее говорить в этом случае о политической ответственности, так как так называемое моральное удовлетворение, которое имеется ввиду, является политической акцией» подчеркивал он.
Другие авторы, соглашаясь с его мнением по этому вопросу, выразили сомнения по поводу обозначения нематериальной ответственности как ответственности политической. В частности М.Х. Фарукшин писал: «По нашему мнению, неточным и не совсем определенным является выделение в качестве самостоятельной формы и политической ответственности государства. Правильнее было бы говорить о материальной и нематериальной (и в том и в другом случае политической) ответственности государства».
Поскольку поведение государства, в том числе и международно-противоправное, является поведением политического социального механизма, любой вид ответственности государства в международной публично-правовой сфере имеет политический характер. Только за неимением более подходящего термина нематериальную ответственность в литературе обозначают как политическую.
В реальной жизни виды ответственности взаимосвязаны. Деление ответственности на материальную и нематериальную в принципе условно, но, тем не менее, необходимо для её практического осуществления.
2.2 Формы международной ответственности
Виды ответственности как отражение специфика лишений, претерпеваемых государством-правонарушителем, появляются в формах, обусловленных этой спецификой. Формы ответственности, отражая конкретное в лишениях, претерпеваемых государством-правонарушителем, является способом, с помощью которого это государство выполняет обязанности, вытекающие из его ответственности, и тем самым претерпевает соответствующие лишения.
В международно-правовой литературе
различно трактуется формы международной
ответственности и
Исходя из единой природы
этих последствий и если трактовать
ответственность в широком
Второй случай более предпочтителен, т.к. он учитывает существующие различия последствий международного правонарушения и позволят составить более точное представление о механизме реализации ответственности и о сопутствующих ей явлений. Отдельные компоненты правовых последствий международного правонарушения, будучи взаимосвязанными, различны по природе, следовательно, каждый из них имеет собственные формы, проявляясь в них и через них. Отсюда, при решении вопросов о формах ответственности государства целесообразно исходит из того, что ответственность, несомненно, является следствием международного правонарушения, но не все его последствия служат формами ответственности.
Центральное место в числе правовых последствий международного правонарушения занимает восстановление status quo ante. Оно предполагает обязанности государства-правонарушителя, выполнение которого влечет лишения, и осуществляется в различных реституциях, а именно: а) restitutio in pristinum, которую в доктрине международного права называют ресторацией и которая состоит в восстановлении нематериальных прав потерпевших субъектов международного права (например, прекращение незаконной оккупации, освобождение неправильно задержанных лиц, отмена судебных решений, причиняющих ущерб потерпевшим государством, их юридическим и физическим лицам); б) restitutio on integrum, которую в доктрине международного права называют ресторацией в натуре и которая состоит в возвращении государством-правонарушителем потерпевшим субъектам неправомерно захваченного у них имущества, имеющего индивидуальные характеристики(например, архивов, исторических, художественных и иных ценностей и т.п.)
В практике межгосударственных отношений реституция, когда возможна, является первым шагом ликвидации вредных последствий международного правонарушителя и обычно осуществляется наряду с сатисфакцией и репарацией. Именно поэтому её вместе с сатисфакцией и репарацией рассматривают в качестве формы ответственности. Однако такое понимание реституции представляется спорным. Ведь потерпевшее государство несет все более со временем углубляющий ущерб с момента нарушения обязательства государством-правонарушителем, поэтому реализация нарушителей своей обязанности восстановления status quo ante путем реституции в любой из её форм является лишь возвратом к соблюдению нарушенных международно-правовых предписаний, которые явно неравнозначны возмещению потерпевшему государству всего понесенного им ущерба. Следовательно, нелогично трактовать реституцию как форму ответственности, т.к. ответственность предполагает определенные лишения, которые государство-правонарушитель должно претерпеть. Иными словами, реституция, ведя к восстановлению status quo ante, не является формой ответственности, поскольку в качестве последних выступают репарация и сатисфакция, осуществляемые наряду с реституцией.
В то же время ответственность государств за международные преступления не сводиться к таким традиционным формам ответственности.
В силу характера последний и масштабный ущерб. Порождаемых международными преступлениями, ответственность государства-правонарушителя предполагает его обязанность претерпеть политические, экономические, социальные и другие лишения, выходящие за рамки простого удовлетворения и возмещения. В качестве таких форм выступают различные ограничения суверенитета и правоспособности государства-правонарушителя, равно как и претерпеваемые материальные лишения.
С развитием института международной ответственности в международно-правовой доктрине высказано мнение о целесообразности выделения ординарных сатисфакций и репараций в качестве форм ответственности за международное правонарушения и чрезвычайных сатисфакций и репараций в качестве форм ответственности за международные преступления. Ординарная сатисфакция – это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. Цель сатисфакции – восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. В случаях, когда международное правонарушение не причинило материальный ущерб, ответственность государства-правонарушителя осуществляется только с помощью сатисфакции.
Наиболее характерные формы – принесение изменений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представительств; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверение в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, т.п.
В международной практике
характерными чертами сатисфакции
являются её строго официальных характер,
торжественность и гласность. Ординарные
сатисфакции в основном представляют
собой символические обременени
К репарациям прибегают обычно наряду с реституцией, также в тех случаях, когда материальное возмещение в натуре невозможно. Некоторые авторы используют для обозначения форм материальной ответственности государства термин «компенсация». Этим термином часто обозначают также денежные выплаты потерпевшим физическим и юридическим лицам.
Особой формой ответственности государства за международное преступление является передача части его территории потерпевшему субъектам с целью гарантии их безопасности. Вместе с тем это может служить компенсации ущерба, который не может быть возмещен другим путем. В случае агрессии чрезвычайные сатисфакции и репарации могут применяться кумулятивно. Таким способом решался вопрос о формах ответственности Германии и Японии после второй мировой войны.
В международно-правовой доктрине давно обсуждается вопрос о том, является ли формами ответственности международно-правовые санкции, которые, согласно международному праву, могут применяться в отношении государства-правонарушителя. Существует четыре основных тенденции трактовки международно-правовых санкций.
Из первой тенденции
следует, что длительное время в
сфере международно-правовых отношений
отсутствует аппарат
Третья тенденция является как бы смешением первых двух, в результате чего понятие «международно-правовые санкции» получает со временем очень широкую трактовку, поскольку в качестве таких санкций стали рассматривать весь комплекс негативных для государства-правонарушителя последствий, включая восстановление status quo ante, т.е. ресторации и реституции, и формы самой ответственности, т.е. сатисфакции и репарации, и принудительные меры, которые потерпевшие субъекты в случае необходимости могут применять в отношении государства-правонарушителя с целью заставить его отказаться от своего неправомерного поведения и реально понести ответственность – репрессии, реторсии, репрессалии, разрыв дипломатических отношений, лишение привилегий и прав членства в международных организациях, вооруженные акции против государств-агрессоров.