Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа
Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообщением в целом.
Введение.............................................................................................................3
Понятие международно-правовой ответственности...........................4
Виды и формы международной ответственности государств...........9
2.1 Виды международной ответственности...........................................9
2.2 Формы международной ответственности.......................................11
Определение объема ответственности...................................................19
Заключение.......................................................................................................23
Список литературы.........................................................................................24
Существующая в настоящее
время четвертая тенденция
Признавалось, что фактическое
неисполнение государством своих обязанностей
по отношению к другому
Это было началом формирования
современного института международно-
После второй мировой войны термин «международно-правовые санкции» широко употребляется в международной практике для обозначения принудительных мер, применяемых в случае необходимости против государств-правонарушителей, наиболее общие примеры – акты органов ООН, в которых санкциями называются исключительно принудительные меры, предусмотренные гл. VII Устава ООН.
Коллективные санкции, согласно Устава ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности ООН в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций – транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженных сил (ст. 42 Устава) – действиях воздушных, морских и сухопутных сил против государства-агрессора, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).
В соответствии с решением Совета Безопасности международно-правовые санкции применялись против Португалии (1963-1974), Южной Родезии (1965-1980). Известны резолюции Совета Безопасности о применении санкций по ст. 41 (в отношении ЮАР, проводившие политику апартеида, в отношении Ирака, совершившего вооруженное нападение на Кувейт, и др.).
Современное международное
право устанавливает особый режим
осуществления международно-
Международное право исходит из принципа коллективной ответственности за обеспечение международного мира и безопасности – ответственности ООН в целом, которая практически охватывает все мировое сообщество; ответственность Совета Безопасности ООН, включающей ответственность постоянных членов Совета Безопасности; ответственности региональных объединений. Индивидуальное же использование государством своих вооруженных сил допускается лишь в случае самообороны, предусмотренной Уставом ООН.
Широкое распространение получила практика направления по решению Совета Безопасности в районы конфликтов военных наблюдателей, контингентов сил по прекращению огня и поддержанию перемирия между конфликтующими сторонами, причем все военные силы формируются по решению Совета Безопасности и они, в принципе, бывают только коллективными, состоящими из подразделений различных национальных армий. Международное право и мировая практика определили и определяют до сих пор порядок действий государств региона, включая Россию, по обеспечению мира и безопасности.
Впрочем, в некоторых случаях политические деятели относятся к установлению международного права как к пустой формальности. Своими последними военно-политическими действиями США реализовали свою «особую роль» в мире, оправдывая это своей политической, экономической и военной мощью. Однако все же по мере возможности американская дипломатия заботится о международно-правовом обеспечении акций США по защите их интересов, в т.ч. и «особых».
В пределах же СНГ единственной
реальной силой, способной выделить
военные контингенты и
Международное право, в частности Устава ООН, обязывает каждое государство содействовать международному миру и безопасности народов, т.о. на Россию легла особая ответственность за мир и безопасность в своих регионах, в т.ч. и за пределами российских границ. ООН следует наделить Россию мандатом на проведение миротворческих акций в регионе, включая военных наблюдателей ООН и иные форма наблюдения и контроля со стороны Совета Безопасности. В то же время требуется более значительная моральная и материальная поддержка России в её региональных миссиях и интересах всеобщего мира и утверждения нового мирового порядка.
Объем ответственности
государства правонарушителя
Нематериальная
Объем ответственности за международные преступления может быть весьма значительным и включать дополнительные лишения, выходящие за рамки простого удовлетворения. Они могут проявиться в ограничении суверенитета и правоспособности государства-правонарушителя наряду с полным возмещением убытков, причиненных потерпевшим субъектам международного права.
К примеру, документы, относящиеся к установлению ответственности Германии и её союзников после первой и второй мировых войн, содержали положения, предусматривающие право потерпевших государств на возмещение всего без ограничения причиненного ущерба. Так, мирные договоры с Германией, Австрией, Венгрией, Болгарией и Турцией возложили на них ответственность за все потери и убытки, понесенные потерпевшими государствами и их гражданами. В решении Крымской и Потсдамской конференций ущерб трактуется с самом широком плане – как ущерб, причиненный в этой войне союзным нациям. Право на полное возмещение ущерба имеют государства и народы, потерпевшие от колониализма. В Декларации об установлении нового международного экономического порядка, принятая на VI Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, говориться: «Все государства, территории и народы, находящиеся под иностранной оккупацией, иностранными и колониальным господством или гнетом апартеида, имеют право на возмещение и полную компенсацию за эксплуатацию и истощение и за ущерб, причиненный природным и всем другим ресурсам этих государств, территорий и народов» (п. 1 ст. 4). Этот принцип закреплен и в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, ст. 16 которая гласит: «Государства, которое проводит такую политику принуждения, несет экономическую ответственность перед странами, территориями и народами за возмещение и полную компенсацию использования и сокращения природных и всех других ресурсов этих стран, территорий и народов...»
В некоторых случаях объем материальной ответственности государства, совершившего международное преступление, может ограничиться в силу нереальности возмещения всего причиненного материального ущерба.
При определении объема
материальной ответственности государства-
Согласно ст.1 проекта
Комиссии международного права ООН
«всякое международно-правовое деяние
государства влечет за собой международную
ответственность этого государс
Суверенитет государства
обуславливает его особое правовое
положение в международных
В 1978-1986 гг. Комитет международного права ООН был подготовлен проект статей «О юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности». В ст.6 указано – «Всякое государство пользуется иммунитетом в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства с учетом положений настоящих статей (соответствующих норм общего международного права)». Конкретное содержание этого принципа раскрыто в ст.7.
Из этих статей вытекает, что иммунитет субъекта федерации оказывается независимым, при подобном подходе от признания их суверенитета, а связывается лишь с режимом собственности.
Однако, устанавливая, на какую собственность, находящуюся на территории иностранного государства, распространяется иммунитет, международное право обращается к национальному законодательству.
Статья 217 Гражданского кодекса
РФ также относит к
Из этих положений следует, что собственность субъекта Российской Федерации, находящаяся за рубежом, является государственной собственностью, т.о. на нее должно распространяться все виды государственного иммунитета.
В заключении добавлю, что многие аспекты правовых отношений членов федеральных государств, включая вопросы их ответственности и иммунитета не имеют пока достаточно четкого правового регулирования, в связи с этим новые нормы российского законодательства, регламентирующие внешние связи субъектов РФ, нуждается а подкреплении соответствующими нормами международного права.
Заключение
Проблемы международно-правовой ответственности специфичны, многогранны и довольно сложны. Развитие и кодификация норм и принципов ответственности в международном праве требуют анализа и согласованности многих вопросов, каждый из которых должен быть рассмотрен и учтен с тем, чтобы правильно отразить те изменения, которые произошли до настоящего времени в области международного права.
Необходимость специального исследования проблем кодификации и развития норм и принципов международно-правовой ответственности продиктована возросшей ролью международного права в качестве юридической основы международных отношений, повышением его эффективности в поддержании мирового правопорядка и безопасности, в решении важнейших проблем морового сообщества. На современном этапе существования суверенных государств международные отношения проявляются как международно-правовые, основывающиеся на юридически закрепленных принципах и нормах поведения государств. Функции международного права состоят а нормативном закреплении прав и обязанностей государств, возникающих в процессе их существования.
В числе целого ряда факторов, приводящих ко все большему усложнению международных отношений, важное место принадлежит прогрессу в науке и технике, позволяющему государствам осуществлять такие виды деятельности, которое не ограничиваются рамками государственных территорий.