Международно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание

Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообщением в целом.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Понятие международно-правовой ответственности...........................4
Виды и формы международной ответственности государств...........9
2.1 Виды международной ответственности...........................................9
2.2 Формы международной ответственности.......................................11
Определение объема ответственности...................................................19
Заключение.......................................................................................................23

Список литературы.........................................................................................24

Работа состоит из  1 файл

международное право.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Существующая в настоящее  время четвертая тенденция трактовки  международно-правовых санкций выражается в отношении к ним только принудительных мер, которые могут применять как отдельными  потерпевшими государствами (реторсии, репрессалии, разрыв дипломатических и консульских отношений, непризнание), так и международными организациями (приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международных организациях, отказ в членстве, исключение из международной организации, коллективные вооруженные меры) в отношении государства-правонарушителя в случае его отказа прекратить международное правонарушение или выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности.

Признавалось, что фактическое  неисполнение государством своих обязанностей по отношению к другому государству  является серьезной санкцией и эта  санкция усиливается в определенном случае возмещение ущерба за материальные убытки. Термин «санкция» употребляется преимущественно для обозначения форм ответственности, выражающих в возмещении ущерба. Применение этого термина в значении принудительных мер, применяемых в ответ на международные правонарушения, утвердилось в период формирования в международном праве принципа преступности агрессивной войны и когда появилась Лига Наций, международная организация, наделенная функцией принуждения. Это проявилось, прежде всего, в связи с регламентацией, трактовкой и применением принудительных мер, которые были предусмотрены ст.16 Статуса Лиги Наций и которые в докладах и резолюциях её органов стали обозначаться как «санкция».

Это было началом формирования современного института международно-правовых санкций. Принудительные меры были не формами международно-правовой ответственности, а лишь необходимыми средствами для пресечения нарушенных обязательств и восстановления международного правопорядка.

После второй мировой  войны термин «международно-правовые санкции» широко употребляется в  международной практике для обозначения принудительных мер, применяемых в случае необходимости против государств-правонарушителей, наиболее общие примеры – акты органов ООН, в которых санкциями называются исключительно принудительные меры, предусмотренные гл. VII Устава ООН.

Коллективные санкции, согласно Устава ООН, могут предприниматься  только на основании решений Совета Безопасности ООН в отношении  государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение  мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций – транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженных сил (ст. 42 Устава) – действиях воздушных, морских и сухопутных сил против государства-агрессора, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).

В соответствии с решением Совета Безопасности международно-правовые санкции применялись против Португалии (1963-1974), Южной Родезии (1965-1980). Известны резолюции Совета Безопасности о применении санкций по ст. 41 (в отношении ЮАР, проводившие политику апартеида, в отношении Ирака, совершившего вооруженное нападение на Кувейт, и др.).

Современное международное  право устанавливает особый режим  осуществления международно-правовых санкций в ответ на акты вооруженной  агрессии ввиду чрезвычайно опасного характера их последствий для  всего международного сообщества. В таких случаях правомерно и допустимо применение всей совокупности принудительных мер вплоть до вооруженного принуждения по решению Совета Безопасности.

Международное право  исходит из принципа коллективной ответственности  за обеспечение международного мира и безопасности – ответственности ООН в целом, которая практически охватывает все мировое сообщество; ответственность Совета Безопасности ООН, включающей ответственность постоянных членов Совета Безопасности; ответственности региональных объединений. Индивидуальное же использование государством своих вооруженных сил допускается лишь в случае самообороны, предусмотренной Уставом ООН.

Широкое распространение  получила практика направления по решению  Совета Безопасности в районы конфликтов военных наблюдателей, контингентов сил по прекращению огня и поддержанию перемирия между конфликтующими сторонами, причем все военные силы формируются по решению Совета Безопасности и они, в принципе, бывают только коллективными, состоящими из подразделений различных национальных армий. Международное право и мировая практика определили и определяют до сих пор порядок действий государств региона, включая Россию, по обеспечению мира и безопасности.

Впрочем, в некоторых  случаях политические деятели относятся  к установлению международного права как к пустой формальности. Своими последними военно-политическими действиями США реализовали свою «особую роль» в мире, оправдывая это своей политической, экономической и военной мощью. Однако все же по мере возможности американская дипломатия заботится о международно-правовом обеспечении акций США по защите их интересов, в т.ч. и «особых».

В пределах же СНГ единственной реальной силой, способной выделить военные контингенты и финансировать  их для проведения миротворческих операций остается Россия. При этом Россия готова сотрудничать и с органами ООН, СБСЕ и другими заинтересованными государствами, когда это позволяют обстоятельства.

Международное право, в  частности Устава ООН, обязывает  каждое государство содействовать  международному миру и безопасности народов, т.о. на Россию легла особая ответственность за мир и безопасность в своих регионах, в т.ч. и за пределами российских границ. ООН следует наделить Россию мандатом на проведение миротворческих акций в регионе, включая военных наблюдателей ООН и иные форма наблюдения и контроля со стороны Совета Безопасности. В то же время требуется более значительная моральная и материальная поддержка России в её региональных миссиях и интересах всеобщего мира и утверждения нового мирового порядка.

 

 

 

 

 

 

  1. Определение объема ответственности

 

Объем ответственности  государства правонарушителя определяется с учетом ущерба, который понесли  потерпевшие субъекты международного права. Главным критерием при  определении объема ответственности  при этом является принцип полного возмещения причиненного нематериального и материального ущерба. Исходы из этого принципа государство-правонарушитель обязан нести ответственность в полном объеме. Но эта норма носит диспозитивный характер, т.к. международное право не запрещает заинтересованным государствам заключать специальное соглашение об установлении объема ответственности, при этом иной объем ответственности может быть установлен только в отношении материальной ответственности.

Нематериальная ответственность  государства-правонарушителя взаимосвязаны и образуют единый комплекс лишений, которые оно должно претерпеть соразмерно ущербу, порожденному его международно-противоправным деянием. Эти лишения служат цели адекватного восстановления международного правопорядка и удовлетворения справедливых претензий потерпевших государств. Объем материальной и нематериальной ответственности за международные правонарушения, как правило, является сравнительно ограниченным. Он состоит из некоторых обременений, выражающих в простом удовлетворении или возмещении.

Объем ответственности  за международные преступления может  быть весьма значительным и включать дополнительные лишения, выходящие  за рамки простого удовлетворения. Они могут проявиться в ограничении  суверенитета и правоспособности государства-правонарушителя наряду с полным возмещением убытков, причиненных потерпевшим субъектам международного права.

К примеру, документы, относящиеся  к установлению ответственности  Германии и её союзников после  первой и второй мировых войн, содержали  положения, предусматривающие право потерпевших государств на возмещение всего без ограничения причиненного ущерба. Так, мирные договоры с Германией, Австрией, Венгрией, Болгарией и Турцией возложили на них ответственность за все потери и убытки, понесенные потерпевшими государствами и их гражданами. В решении Крымской и Потсдамской конференций ущерб трактуется с самом широком плане – как ущерб, причиненный в этой войне союзным нациям. Право на полное возмещение ущерба имеют государства и народы, потерпевшие от колониализма. В Декларации об установлении нового международного экономического порядка, принятая на VI Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, говориться: «Все государства, территории и народы, находящиеся под иностранной оккупацией, иностранными и колониальным господством или гнетом апартеида, имеют право на возмещение и полную компенсацию за эксплуатацию и истощение и за ущерб, причиненный природным и всем другим ресурсам этих государств, территорий и народов» (п. 1 ст. 4). Этот принцип закреплен и в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, ст. 16 которая гласит: «Государства, которое проводит такую политику принуждения, несет экономическую ответственность перед странами, территориями и народами за возмещение и полную компенсацию использования и сокращения природных и всех других ресурсов этих стран, территорий и народов...»

В некоторых случаях  объем материальной ответственности  государства, совершившего международное  преступление, может ограничиться в  силу нереальности возмещения всего причиненного материального ущерба.

При определении объема материальной ответственности государства-правонарушителя  могут учитываться определенные обстоятельства данного правонарушения, например форма вины нарушителя. В  этом случае необходимо различать возмещения за международные правонарушения, совершенные обдуманно и со злым умыслом, и возмещения за международные правонарушения, вытекающие из преступной небрежности. В это же время, согласно международному праву, государство, которое может понести или несет материальный ущерб, само обязано принять меры к устранению возникновения ущерба или к сокращению его размеров. Если же оно не прибегло к разумным мерам по предотвращению ущерба или по уменьшению его размеров, объем его материальной ответственности подлежит соответствующему сокращению. Это отражено в ст.7 Условий материальной ответственности государств-членов СЭВ, п. 3 которой гласит: «Размер материальной ответственности уменьшается в тех случаях, когда государство, несущее ущерб, не приняло всех необходимых мер к устранению риска возникновения ущерба или сокращению его размеров».

Согласно ст.1 проекта  Комиссии международного права ООН  «всякое международно-правовое деяние государства влечет за собой международную  ответственность этого государства». При этом международно-противоправное деяние может быть классифицировано лишь на основании норм международного права.

Суверенитет государства  обуславливает его особое правовое положение в международных связях. Только государство обладает иммунитетом в гражданско-правовых отношениях. Различают несколько видов иммунитета – от судебного иска, от предварительного обеспечения иска, от принуждения исполнения иска. В правовых системах одних государств иммунитета придается абсолютный характер, в других признается ограниченный или функциональный иммунитет.

В 1978-1986 гг. Комитет международного права ООН был подготовлен  проект статей «О юрисдикционных иммунитетах  государств и их собственности». В  ст.6 указано – «Всякое государство  пользуется иммунитетом в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства с учетом положений настоящих статей (соответствующих норм общего международного права)». Конкретное содержание этого принципа раскрыто в ст.7.

  1. «Государство должно обеспечивать иммунитет государств, предусмотренный ст.6, воздерживаясь от осуществления юрисдикции в отношении других государства при разбирательствах в своих судах.
  2. Разбирательство в суде государства должно рассматриваться как направленное против другого государства независимо от того, указано или нет это другое государство в качестве стороны в разбирательстве, т.к. разбирательство фактически имеет ввиду подчинить это другое государство юрисдикции суда, либо возложить на него бремя последствий судебного решения, которое могут касаться собственности, прав, интересов или деятельности этого другого государства.
  3. В частности, разбирательство в суде государства должно рассматриваться как направленное против другого государства, если оно возбуждено против одного из органов этого другого государства, против одного из его политических подразделений, учреждений и институтов в отношении действия, совершенного в осуществлении прерогатив государственной власти, или против одного из его представителей в отношении действия, совершенного им в этом своем качестве, или поскольку имеет ввиду лишить это другое государство его собственности или использования собственности, которой оно владеет или контролирует.»

Из этих статей вытекает, что иммунитет субъекта федерации  оказывается независимым, при подобном подходе от признания их суверенитета, а связывается лишь с режимом собственности.

Однако, устанавливая, на какую собственность, находящуюся  на территории иностранного государства, распространяется иммунитет, международное  право обращается к национальному законодательству.

Статья 217 Гражданского кодекса  РФ также относит к государственной  собственности имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность; и имущество субъектов федерации (собственность субъекта РФ).

Из этих положений  следует, что собственность субъекта Российской Федерации, находящаяся  за рубежом, является государственной  собственностью, т.о. на нее должно распространяться все виды государственного иммунитета.

В заключении добавлю, что  многие аспекты правовых отношений членов федеральных государств, включая вопросы их ответственности и иммунитета не имеют пока достаточно четкого правового регулирования, в связи с этим новые нормы российского законодательства, регламентирующие внешние связи субъектов РФ, нуждается а подкреплении соответствующими нормами международного права.

 

 

 

Заключение

 

Проблемы международно-правовой ответственности специфичны, многогранны  и довольно сложны. Развитие и кодификация  норм и принципов ответственности  в международном праве требуют анализа и согласованности многих вопросов, каждый из которых должен быть рассмотрен и учтен с тем, чтобы правильно отразить те изменения, которые произошли до настоящего времени в области международного права.

Необходимость специального исследования проблем кодификации и развития норм и принципов международно-правовой ответственности продиктована возросшей ролью международного права в качестве юридической основы международных отношений, повышением его эффективности в поддержании мирового правопорядка и безопасности, в решении важнейших проблем морового сообщества. На современном этапе существования суверенных государств международные отношения проявляются как международно-правовые, основывающиеся на юридически закрепленных принципах и нормах поведения государств. Функции международного права состоят а нормативном закреплении прав и обязанностей государств, возникающих в процессе их существования.

В числе целого ряда факторов, приводящих ко все большему усложнению международных отношений, важное место принадлежит прогрессу в науке и технике, позволяющему государствам осуществлять такие виды деятельности, которое не ограничиваются рамками государственных территорий.

Информация о работе Международно-правовая ответственность