Международно-правовая защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 02:41, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов международно-правовой защиты прав детей.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать развитие нормативного регулирования в сфере международно-правовой защиты детей;
2. Проанализировать принципы защита детей, изложенные в различных международных актах;
3. Дать характеристику деятельности международных органов, уполномоченных в сфере защиты детей.

Работа состоит из  1 файл

Международное право Курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

 

1.3. Международно-правовые принципы защиты прав ребенка

      Основные  принципы были сформулированы в Хартии прав ребенка. Хартия подчеркивала, что забота о детях и их защита более не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства. Именно Хартией впервые было сформулировано четыре принципа, положенных в основу международно-правовой защиты детей: 1) ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования; 2) ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии; 3) ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации; 4) ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.8

     Эти важные для мирового сообщества принципы находят свое выражение и в  современных национальных законодательствах. Так, например, реализуя эти принципы, российский законодатель закрепил в Семейном кодексе РФ среди основных начал семейного законодательства принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (п. 3 ст. 1). Правовой институт осуществления и защиты семейных прав содержит норму права - п. 1 ст. 8 СК, предусматривающую, что защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, государственными органами, в т.ч. органами опеки и попечительства. На защиту прав несовершеннолетних детей направлена и норма права ст. 21, предусматривающая в п. 1, что при наличии у разводящихся супругов несовершеннолетних детей расторжение брака производится в судебном порядке. Далее, в интересах детей российским законодательством предусматривается, что разводящиеся супруги, решая жизненно важные для несовершеннолетних детей вопросы, вправе заключить следующие семейно-правовые договоры о детях: а) соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, и б) алиментный договор - соглашение супругов о порядке выплаты средств на содержание детей. В дальнейшем механизм защиты несовершеннолетних детей работает следующим образом: п. 1 ст. 23 СК устанавливает право супругов представить на рассмотрение суда соглашение о детях (этим понятием обнимаются два названных нами семейно-правовых договора). При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их прав, он обязан в соответствии с п. 2 ст. 24 СК определить: а) с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода и б) с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на содержание детей. Таким образом, делает правильный вывод Е.А. Чефранова, суд обязан решить вопросы воспитания и содержания детей независимо от наличия спора и предъявления соответствующих требований.9

     Установленная российским законодательством указанная  обязанность суда направлена прежде всего на защиту прав несовершеннолетних в семейно-правовой сфере. Это тот редкий случай, когда суду предоставлено право выйти за пределы исковых требований. Мировой судья, установив, что у супругов имеются общие несовершеннолетние дети, ни в коем случае не должен ограничиваться вынесением решения о расторжении брака между супругами, оставив без внимания вопросы о месте проживания и содержания ребенка. Мировой судья должен выявить наличие и содержание соглашений, достигнутых родителями по этим вопросам. Только убедившись в отсутствии спора и достижении соглашения, обеспечивающего соблюдение прав ребенка, мировой судья вправе вынести решение о расторжении брака. «Таков подлинный смысл закона, направленного на защиту интересов ребенка как наиболее слабого, уязвимого участника семейных правоотношений», - не без оснований считают С.Ю. Чашкова и Е.А. Чефранова.10

     Следует отметить, что Женевская декларация прав ребенка 1924 г. (она же Хартия прав ребенка) в связи с распадом Лиги Наций в 1946 г. потеряла свою юридическую  силу, но, несмотря на это, свою важную историческую роль в формировании правовых основ защиты несовершеннолетних сыграла, в связи с чем ей следует отдать должное.

     Впоследствии  в 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека11, в которой было провозглашено, что все дети имеют право на особое попечение и помощь. Как видим, данный принцип есть развитие принципов Хартии прав ребенка. Это же можно отметить в отношении правовых положений Декларации прав ребенка. Несмотря на важность, гуманность принципов, провозглашенных Хартией прав ребенка 1924 г. и Декларацией прав ребенка 1959 г., несмотря на оказанное значительное влияние на социальную политику государств во всем мире, указанные международные акты носили только рекомендательный характер. В дальнейшем защита прав ребенка, его право на защиту семьей, защиту его в случае распада семьи нашли свое закрепление в первом международном обязывающем правовом акте в области прав человека - Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах12, принятом в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

     Многие  исследователи считают, что особенность положения ребенка происходит из его беззащитности. С этим трудно не согласиться. «В период перехода к рыночной экономике, сопровождающийся расслоением нашего российского общества на два социально-противоположных класса - богатых и бедных, не может не обращать на себя внимания падение социально-нравственных устоев современной семьи, когда даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья», - отмечает Е.М. Никитина.13

     В этой связи следует обратиться к принципу Декларации прав ребенка 1959 г., который гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка». Важность и значение данного положения трудно переоценить. На мой взгляд, историческое значение Декларации прав ребенка 1959 г. как раз и состоит в том, что в ней впервые был закреплен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, о чем, к сожалению, незаслуженно забывают.

     Спустя  три десятилетия Конвенция «О правах ребенка» 1989 г. вновь подчеркивает, что дети имеют право на особую заботу и помощь. В преамбуле к  Конвенции указывается, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, ей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы семья могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения. На уровне российского национального законодательства государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ14,  согласно которой в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства.

     Принципы, сформулированные в Декларации о  распространении среди молодежи идеалов мира.

     Первый  принцип Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира гласит, что молодежь должна воспитываться в духе мира, справедливости, свободы, взаимного уважения и взаимопонимания. Это способствует установлению равноправия для всех людей и всех народов, экономическому и социальному прогрессу, а также разоружению и поддержанию международного мира и безопасности. Во втором и третьем принципах провозглашается распространение идеалов мира, гуманизма, международной солидарности и уважения к основным правам человека и к праву народов на самоопределение. В других трех принципах следует то, что в целях сближения молодежи в соответствии с Декларацией в области образования, культуры и спорта следует поощрять и расширять взаимные обмены, поездки, туризм, встречи, изучение иностранных языков, породнение городов и университетов, а также национальные и международные объединения молодежи. Подчеркивается, что важная роль принадлежит семье, так как «молодежь хочет быть уверена в своем будущем, и что мир, свобода и справедливость являются одними из основных гарантий осуществления ее стремлений к счастливой жизни». Кроме того, молодежь должна осознать свою ответственность в мире, которым она будет призвана вершить, и ее должна вдохновлять вера в светлое будущее человечества.

1.4. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи

     В числе международных актов, регулирующих права ребенка необходимо также упомянуть Всемирную программу действий, касающуюся молодежи15, до 2000 г. и на последующий период, принятую на 91-м пленарном заседании 14 декабря 1995 г., с целью обеспечения основ политики и практических руководящих принципов для деятельности на национальном уровне и международной поддержки, улучшив тем самым положение молодых людей. При этом программа нацелена, в частности, на меры по укреплению национального потенциала в области молодежи и расширению количественных и качественных возможностей для полнокровного, эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества.

     Программа действий важна потому, что она  обеспечивает межсекторальный стандарт как для выработки политики, так и для разработки и осуществления программ, являясь моделью для комплексных мероприятий на всех уровнях с целью более эффективного решения проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в различных условиях, и расширения их участия в жизни общества.

     Всемирная программа состоит из трех этапов. Первый этап был посвящен анализу  и разработке Программы действий и ее принятию Генеральной Ассамблеей. Второй этап предусматривал глобальное осуществление Программы действий до 2000 г. Третий, охватывающий период 2001 - 2010 годов, посвящен дальнейшему осуществлению коррективы к долгосрочным целям и конкретных мер по улучшению положения молодых людей в том обществе, в котором они живут.

     К 10 приоритетным направлениям деятельности Программы, определенным международным сообществом, относятся: образование, занятость, голод и нищета, здравоохранение, окружающая среда, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга, девочки и молодые женщины, а также полное и эффективное участие молодежи в жизни общества и в процессе принятия решений. При этом можно выделить три основные группы вопросов, которые затрагивают молодых людей в период их развития и становления в качестве членов своих обществ:

     - молодежь в мировой экономике: нищета, образование и занятость;

     - молодежь в гражданском обществе: окружающая среда, досуг и участие;

     - молодежь в опасности: проблемы  со здоровьем, наркотики, преступность  и дискриминация в отношении  девушек и молодых женщин.

     С принятием в 1998 г. на Всемирной конференции министров по делам молодежи Лиссабонской декларации по молодежной политике и программам правительства государств - участников Всемирной конференции обязались способствовать дальнейшему осуществлению Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период. Однако при активном участии молодежи и обеспечении учета уникального мировосприятия молодежи в своей национальной политике и своих программах.

     По  случаю десятой годовщины принятия Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период Генеральный секретарь ООН представил Всемирный доклад по вопросам молодежи, 2005 год.

     Необходимо  также отметить, что цели в области  развития, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН, могут рассматриваться в качестве нового комплекса согласованных на международном уровне целевых показателей, затрагивающих молодежь. Большинство целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, непосредственно касаются либо детей (молодых людей следующего поколения), либо вопросов, представляющих большое значение для молодежи.

Глава 3. Характеристика деятельности органов, уполномоченных в сфере международно-правовой защиты детей

3.1. Структура международных органов, участвующих в защите прав детей

 

     Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном  уровне (то есть в рамках ООН) и на региональном уровне (то есть в пределах конкретного региона).

     Универсальные органы в зависимости от их юридической природы подразделяются, в свою очередь, на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. С другой стороны, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

     Внедоговорные механизмы - это органы Организации Объединенных Наций. Таким образом, ее Устав 1945 г.16 в строгом смысле не относится не к категории инструментов, напрямую посвященных правам человека. Тем не менее, выполняя роль «Конституции ООН», он лежит в основе международного правопорядка. Так, согласно ст. 55 (с) Устава ООН призвана содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Информация о работе Международно-правовая защита прав детей