Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение теоретических основ конституционного права, в частности особенности реализации права на жизнь на территории Российской Федерации.
Введение 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЕГО 5
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ 5
1.1.Понятие права на жизнь в Российской Федерации 5
1.2.Содержание права на жизнь в Российской Федерации 8
ГЛАВА 2 ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Конституционное закрепление ограничений права на жизнь 13
2.2. Лишение жизни 18
2.3. Лишение жизни путем самоубийства 23
2.4. Искусственное прерывание беременности и эвтаназия 25
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Категорически против любой эвтаназии выступает церковь, так как искусственно вызываемое ускорение смерти мешает человеку дойти до Бога и противоречит заповеди «не убий».
Право на эвтаназию противоречит клятве Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла», будет принята эвтаназия, то надо будет менять веками сложившуюся психологию и этику медика. Ибо цель медицины – борьба за жизнь, за здоровье.
В Российском законодательстве впервые эвтаназия упомянута в ст. 45 «Запрещение эвтаназии» в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» устанавливающей, что лицо, которое побуждает больного или осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность. Цель российского законодателя – защитить жизнь. В российском законодательстве не фиксируется право на смерть. Под правом на смерть необходимо рассматривать не право убивать или право на суицид, а право на достойную смерть, когда умирающий не чувствует себя покинутым.
Представляется, что эвтаназию необходимо рассматривать как неправомерное лишение права на жизнь, так как право на жизнь. И по российскому законодательству, в соответствии с ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, она будет квалифицироваться как убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств, то есть преступление.
Следует различать право на эвтаназию и право пациента отказаться от лечения или другого медицинского вмешательства. Это не тождественные понятия. Ведь отказ пациента от лечения по своей цели не направлен на прекращение собственной жизни, а лишь свидетельствует об отказе подвергнуться медицинскому вмешательству, который может быть аргументирован пациентом. В случае отказа пациента от лечения врач обязан осуществить паллиативное лечение.
Как вмешательство в право на жизнь, рассматривается и искусственное прерывание беременности (аборт). Россия занимает лидирующее место в мире по числу абортов – 3,5 млн. в год (в 1991 г. – 3,6 млн.). В США, где на пособие для ребенка можно безбедно жить, – 1,5 млн. абортов. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83, в Германии – 5,1; в Австрии – 7,7; во Франции – 13,8.
Тот факт, что ХХ в. число абортов в России «сокращается», говорит только о высокой стоимости медицинских услуг и отсутствии точного учета всех абортов. Известно, что либерализация абортов, особенно в негосударственном секторе, гарантирует, кроме анонимности, отсутствие учета таких операций60. В структуре причин материнской смертности аборты составляют 25-27% и не имеют тенденции к снижению. Смертность в Российской Федерации после абортов в 8 раз превышает аналогичный показатель в западных странах61.
Однако по российскому законодательству аборт не запрещен, на основании ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации нерожденный плод не является правоспособным.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что правовые формы лишения права на жизнь недостаточно исследованы в юридической литературе, в ней нет четких критериев разграничения понятий «ограничение права на жизнь», «лишение права на жизнь», «вмешательство в право на жизнь», «посягательство на право на жизнь» и т.д.
Правовые основания лишения права на жизнь являются базой для установления правовых пределов регулирования права на жизнь и важным средством правового воздействия на поведение граждан.
Безусловно, все права человека и гражданина, в том числе на жизнь должны обеспечиваться комплексно-развитым механизмом защиты конституционных прав и свобод, развитой системой социальной и правовой защиты и, естественно, развитой политико-властной структурой государства. Ограничение права на жизнь человека возможно в различных формах: смертная казнь, лишение жизни в случае крайней необходимости и необходимой обороны; при задержании лица совершившего тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде смертной казни. Лишение человека жизни путем эвтаназии не является правомерным.
Оно может быть ограничено в России федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Безусловно, все права человека и гражданина, в том числе на жизнь должны обеспечиваться комплексно-развитым механизмом защиты конституционных прав и свобод, развитой системой социальной и правовой защиты и, естественно, развитой политико-властной структурой государства.
Одним из важнейших прав и свобод, обеспечивающих физическое существование человека, является право на жизнь. Право на жизнь следует рассматривать как принцип, определяющий основы взаимоотношений между людьми, конкретным человеком и государством.
Право на жизнь имеет
сложную структуру и
Субъектом права на жизнь является любое физическое лицо в любом возрасте и в любом состоянии. Закон одинаково охраняет жизнь каждого человека вне зависимости от его возраста, пола, расовой или национальной принадлежности, вне зависимости от того, какую роль в обществе он выполняет, и может ли еще жить долгие годы или считанные минуты.
Став членом Совета Европы, Российская Федерация взяла на себя ряд обязательств, направленных на защиту прав и свобод человека, среди которых и право на жизнь. Российская Федерация обязана, несмотря ни на какие проблемы обеспечивать безопасность людей, проживающих на ее территории. Для этого нужно, чтобы все государственные и муниципальные структуры четко скоординировали свою работу в этом направлении. Не должно быть привыкания к гибели людей. Каждая неестественная смерть должна рассматриваться как чрезвычайное происшествие со всеми вытекающими последствиями, в том числе с выяснением причин и при необходимости, наказанием виновных. Государство обязано в полной мере реализовывать гарантии неприкосновенности личности, защищать жизнь граждан в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Реализовать и обеспечить право на жизнь можно лишь в комплексе, в системе других прав и свобод человека и гражданина, основываясь на общих признаках общей системы прав человека в Российской Федерации.
Право на жизнь каждого человека органически взаимосвязано со всеми сферами общественных отношений. Оно является формой и мерой выражения свободы индивидов, предполагает упорядочение существующих в обществе связей и отношений, координацию их поступков и деятельности, форм и способов взаимопомощи между людьми, а также способов и методов предотвращения и оптимальные формы разрешения противоречий и конфликтов.
Характеризуя основные права и свободы человека, как неотчуждаемые, Конституция РФ подчеркивает невозможность и недопустимость ограничения основных прав и свобод человека и гражданина. Нельзя произвольно, не опираясь на закон, лишить человека его прав и свобод. Однако человек, совершая противоправные действия, попирающие юридические и нравственные устои общества, создает ситуацию, при которой государство вынуждено прибегать к правовым основаниям лишения жизни.
Именно поэтому российское законодательство, как и законодательство в большинстве стран мира, допуская возможность лишения права на жизнь, четко регламентирует основания, пределы и порядок их применения.
Вслед за международными соглашениями Конституция Российской Федерации провозгласила в ч.З ст.55 возможность ограничений в определенной степени федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Фактически право на жизнь не должно ограничиваться. Однако в конкретных случаях существуют правовые основания лишения жизни. Возможность лишения жизни осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов, как Конституция РФ (ст.20 ч.2), Уголовный кодекс РФ, Закон Российской Федерации «О милиции», Федеральный закон «Об оружии», Федеральный закон «О противодействии терроризму», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и другие. С точки зрения этих актов, лишения права на жизнь можно подразделить на правомерные и неправомерные.
К правомерным основаниям лишения жизни, которые применяются в условиях необходимости ограничить субъективное индивидуальное право ради общего блага, других, более значимых в каждом конкретном случае категорий, среди которых - интересы стабильного правопорядка, относят: смертную казнь, необходимую оборону, крайнюю необходимость и другие. К неправомерным лишениям относят правонарушения. Среди них особую опасность представляют убийства, геноцид, террористические акты и другие преступления.
Правовые основания лишения права на жизнь являются необходимой составляющей правового регулирования этого права и важным средством правового воздействия на поведение граждан.
В связи с возможностью лишения жизни право на жизнь должно еще больше гарантироваться и защищаться. Для обеспечения права на жизнь в каждом государстве создаются и действуют множество социальных институтов и механизмов.
Как и другие права человека, обеспечение права на жизнь означает: признать это право, соблюдать его, охранять, защищать и восстанавливать. Из чего вытекают функции государства по обеспечению права на жизнь, поскольку роль любого государства проявляется в его функциональном предназначении. Функции государства в обеспечении права на жизнь проявляются в создании условий для реализации человеком своего права на жизнь. Неисполнение, либо ненадлежащее исполнение этих функций приводит к тому, что государство не в состоянии обеспечить реализацию юридических гарантий права на жизнь, за что должно нести ответственность.
Нормативно правовые акты
Учебная и дополнительная литература