ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира

Автор работы: Александра Михайлова, 08 Августа 2010 в 20:04, курсовая работа

Описание

На протяжении всей истории человеческих цивилизаций различные общества стремились достичь лучшего будущего и процветания. При этом, желание процветать пересекалось с необходимостью сосуществования с другими группами людей, обладающими отличными традициями и говорящими на разных языках.
Наличие в пределах ограниченного географического пространства с ограниченными ресурсами различных по своему характеру культур с идентичными амбициями делало крайне сложным мирное сосуществование всех зарождающихся народностей. По мере того, как перечисленные факторы усиливались, конфликты между различными сообществами людей становились неизбежными.

Содержание

введение 2
глава 1. устав, функции и органы оон как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 4
1.1. цели и принципы оон и их основополагающая роль в действующем международном праве 4
1.2. концепция всеобщей коллективной безопасности 19
1.3. миротворческая миссия оон и ее роль в регулировании вопросов региональной безопасности 21
глава 2. мировые и региональные соглашения в сфере международной безопасности и их роль в практической реализации целей и принципов оон 23
2.1. мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 23
2.2. роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 28
глава 3. новые концепции безопасности 29
3.1. концепция кооперативной безопасности 29
3.2. концепция человеческой безопасности 30
3.3. теория демократического мира 32
заключение 33
список литературы: 34

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

  В отличие  от законного правительства, вооруженная  оппозиция не имеет юридического права на поддержку со стороны другого государства, что будет характеризоваться как противоправная контр интервенция.

  Принцип невмешательства во внутренние дела государств распространяется как на прямое (вооруженное вмешательство, экономическая и гуманитарная интервенция и т.д.), так и на косвенное вмешательство, зачастую осуществляющееся посредством фирм вмешивающейся стороны и ТНК.

  Постоянно меняется круг вопросов, относящихся  к сугубо внутренней компетенции  государств. Многие ранее внутренние дела государств становятся достоянием международной ответственности. Это в основном относится к вопросам защиты прав человека и народов, которые все в большей степени регулируются международным правом. Наиболее новой категорией, перешедшей в международно-правовую компетенцию, стали вопросы охраны окружающей среды. Комиссия международного права ООН работает над проектом статей о международной ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом. Примечательно то, что предусмотрена ответственность государств за осуществление в пределах его юрисдикции деятельности, физические последствия которой причиняют трансграничный ущерб.

  Изъять  вопрос из чисто внутренней компетенции  государства может только договорная или обычная норма международного права и при этом необходимо согласие договаривающегося государства. С другой стороны, договор, изымающий из внутренней юрисдикции государства определенные дела, должен отвечать императивным нормам международного права, в частности принципу суверенного равенства.       

    1. Принцип территориальной  целостности

  Территория  является материальной основой государства  и является одним из его основных компонентов. Поэтому государства  уделяют особенное внимание обеспечению  целостности своей территории. Статут Лиги Наций призывал государства уважать территориальную целостность друг друга. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств14.

  В Декларации о принципах международного права  принцип территориальной целостности не выделен в качестве самостоятельного, но нашел свое отражение в других принципах. Так, принцип неприменения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Кроме того, запрещается не только угроза или применение силы, но и иные, в том числе и невоенные формы давления.

  Заключительный  акт СБСЕ 1975 г. выделил территориальную  целостность в качестве самостоятельного принципа, содержание которого отражает излагаемые в этом параграфе особенности.

  Принцип территориальной целостности отличается следующими характерными особенностями:

  1. Этот принцип не относится к действительности договоров по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН15;
  2. Данный принцип ограничивается правом угнетенных колониальным гнетом народов на самоопределение (детальнее см. в п. IX);
  3. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности также распространяется на использование государством ресурсов другого государства без согласия суверена, т.е. этот принцип также распространяется на ресурсы, находящиеся в рамках территориальных границ государства.

       

    1. Принцип нерушимости границ

  Этот  принцип дополняет собой принцип  территориальной целостности. Его  значение определяется тем, что уважение существующих границ – необходимое условие мирных отношений между государствами.

  Декларация  о принципах международного права  излагает содержание принципа в разделе  о неприменении силы: «Каждое государство  обязано воздерживаться от угрозы силой  или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ»16.

  Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и отказа от территориальных претензий. Требование касается лишь необходимости несилового разрешения территориальных споров. Таким образом, Декларация решила вопрос в рамках принципа неприменения силы, согласно которому неприкосновенностью пользуются также демаркационные линии - временные или предварительные границы, такие как линии перемирия, установленные или соответствующие межгосударственному договору или которые государство должно соблюдать на каком либо ином основании.

  В качестве самостоятельного принцип нерушимости  границ был сформулирован Заключительным актом СБСЕ. Принцип содержит обязательство  признания нерушимости всех существующих международных границ в Европе17.

  С учетом значения нерушимости государственных  границ для мирного сотрудничества, международное право уделяет  ее обеспечению серьезное внимание. Венская конвенция о праве  международных договоров 1969 г. предусматривает  ограниченную возможность прекращения договора в случае коренного изменения обстоятельств, имевших место при его заключении. Вместе с тем указано что на изменение обстоятельств нельзя ссылаться, если договор устанавливает государственную границу(ст. 62, п. 2)18. Венская конвенция 2978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров закрепила норму обычного права, согласно которой правопреемство государств само по себе не затрагивает границ, установленных договором (ст. 11)19. 

    1. Принцип равноправия и  самоопределения  народов

  Будучи  одним из ключевых принципов современного международного права, этот принцип  воплощен в Уставе ООН, в котором  в качестве одной из целей Организации  указано: «Развивать дружественные  отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира» (ст. 1, п. 2).

  Таким образом, согласно этому принципу, межгосударственные отношения должны осуществляться с  учетом того, что все народы равноправны  и каждый из них имеет право распоряжаться своей судьбой.

  Содержание  принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах международного права, принятого тогда, когда процесс  деколонизации принял широкий размах. В Декларации говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН»20. В другом месте Декларации говорится о том, что «... государства обязаны содействовать осуществлению принципа в целях содействия дружественным отношениям между государствами и ликвидации колониализма»21.

  Таким образом, тут выявляется два момента:

  Во  первых, субъектами права на самоопределение  являются народы. По международно-правовой доктрине под народом понимается все население, проживающее на территории государства – субъекта международного права.

  Во  вторых, принцип, установленный Уставом  ООН и изложенный в Декларации 1970 г. направлен прежде всего против колониализма, что и видно из содержания самого принципа в Декларации. Соответственно главное внимание уделяется освобождению от иностранного гнета, что подразумевает право колоний на обретение независимости и самостоятельное определение своей судьбы. О неприменимости данного принципа к иным территориям суверенных государств свидетельствует следующее положение: «Ничто в приведенных выше абзацах не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше; и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

  Из  приведенной цитаты можно сделать  ошибочный вывод о том, что  принцип самоопределения может  распространяться также на недемократические государства, попирающие права своих народов. Ошибочность этого утверждения подкрепляется следующим абзацем Декларации: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

  Что касается этнических, религиозных и другого  типа меньшинств, проживающих на территории суверенного государства, то государство  несет обязанность создавать  для них возможность сохранять свою самобытность, пользоваться своей культурой, языком и исповедовать свою религию. Данные положения закреплены такими международно-правовыми актами, как Пакт о гражданских и политических правах и Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН о правах лиц, принадлежащих  к национальным или этническим, , религиозным и языковым меньшинствам 1992 г (ст. 1). Статья 8 Декларации 1992 г. еще раз подчеркивает, что Декларация не может быть истолкована как допускающая какую бы то ни было деятельность, противоречащую целям и принципам ООН, «включая принципы уважения суверенного равенства, территориальной целостности и политической независимости государств»22.

  Вышеизложенные  факты подтверждаются также практикой  ООН, которая сыграла активную роль в реализации народами колоний права на самоопределение, но воздерживается от вмешательства во внутренние конфликты на этнической и религиозной почве, ограничиваясь миротворческой деятельностью.

  Сегодня, понимание степени сочетаемости принципов о самоопределении, суверенного равенства, невмешательства и территориальной целостности важно для Азербайджана, столкнувшегося с бесчинствами армянских сепаратистов Карабаха и подвергшегося агрессии со стороны самой Армении. Международно-правовые акты и соответствующая практика свидетельствуют об абсурдности правового обоснования территориальных претензий нашего «многострадального» соседа и дает все основания для того, чтобы Азербайджан воспользовался всеми имеющимися правовыми, а также военно-политическими ресурсами для восстановления международной и исторической справедливости.    

     

    1. Принцип сотрудничества

  Идея  всестороннего сотрудничества была воплощена в Уставе ООН, а принцип  впервые нашел свое отражение  в Декларации о принципах международного права. Принцип обязывает государства сотрудничать в следующих основных направлениях:

  • Поддержание мира и безопасности;
  • Всеобщее уважение прав человека;
  • Осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;
  • Сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;
  • Содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах23.

  Принцип служит связующим звеном между всеми  другими сформулированными принципами международного права, т.к. реализация не оной из этих идей невозможна без  деятельного сотрудничества между  субъектами международного права.

  С юридической  точки зрения принцип несколько уязвим. Юридически обязать государство к конкретному сотрудничеству также сложно, как и обязать его к дружбе с каким либо государством. По этой причине можно сделать вывод о диспозитивности данного принципа. Принцип в значительной мере носит характер идеи, пронизывающей все остальные принципы и раскрывающей в них свое содержание.  

  * * *

  Итак, мы подошли к концу нашего раздела, повествующего о роли целей и  принципов, разработанных совместными  усилиями членов ООН и легшими  в основу современного международного права в виде его главных постулатов. Принципы международного права играют незаменимую ключевую роль в обеспечении международной безопасности. Благодаря четко изложенным принципам человечество избежало опасности начала Третьей мировой войны, которое было бы возможным, учитывая накал гонки вооружений и апогей, которого достигла Холодная Война в 60-е – 70-е годы. Приверженность принципам международного права также помогла безболезненно пережить развал СССР и Варшавского пакта и предотвратить или же потушить многочисленные конфликты, которые могли бы возникнуть и возникали на просторах бывшего социалистического блока. Именно активность мирового сообщества в отстаивании принципов международного права позволила Кувейту избежать длительной оккупации со стороны Ирака.

  Несмотря  на некоторые проблемы, возникшие  в последнее десятилетия (о них  подробно в Главе III), цели и принципы ООН, на базе которых основывается современная система международных отношений, все еще носят в себе значительный потенциал, и мы уверены, что на их основе будет сделано еще много хороших дел и принято много справедливых решений.

Информация о работе ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира