ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира

Автор работы: Александра Михайлова, 08 Августа 2010 в 20:04, курсовая работа

Описание

На протяжении всей истории человеческих цивилизаций различные общества стремились достичь лучшего будущего и процветания. При этом, желание процветать пересекалось с необходимостью сосуществования с другими группами людей, обладающими отличными традициями и говорящими на разных языках.
Наличие в пределах ограниченного географического пространства с ограниченными ресурсами различных по своему характеру культур с идентичными амбициями делало крайне сложным мирное сосуществование всех зарождающихся народностей. По мере того, как перечисленные факторы усиливались, конфликты между различными сообществами людей становились неизбежными.

Содержание

введение 2
глава 1. устав, функции и органы оон как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 4
1.1. цели и принципы оон и их основополагающая роль в действующем международном праве 4
1.2. концепция всеобщей коллективной безопасности 19
1.3. миротворческая миссия оон и ее роль в регулировании вопросов региональной безопасности 21
глава 2. мировые и региональные соглашения в сфере международной безопасности и их роль в практической реализации целей и принципов оон 23
2.1. мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 23
2.2. роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 28
глава 3. новые концепции безопасности 29
3.1. концепция кооперативной безопасности 29
3.2. концепция человеческой безопасности 30
3.3. теория демократического мира 32
заключение 33
список литературы: 34

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

1.2. Концепция всеобщей коллективной безопасности

 

  Коллективная  безопасность представляет собой систему  совместных действий государств всего  мира или определенного географического региона, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.24

        Во всеобщей заинтересованности всех государств в коллективных действиях  в целях обеспечения безопасности нет ничего странного. Ведь любой конфликт внутри страны может «перекинуться» на территорию другого государства, локальный конфликт – перерасти в мировую войну. Поэтому существуют определенные системы поддержания коллективной безопасности. В настоящее время их выделено две.

        Универсальная система  коллективной безопасности была основана на нормах Устава ООН и предусматривает  действия государств в соответствии с решениями этой организации. Началом  этой системы можно считать союз государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942г. Т.е.  государства, совершенно различные в своих взглядах объединились на основе общей проблемы.

        В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме ООН. Ее основная задача – «избавить грядущие поколения от бедствий и войны».

  В основе всеобщей коллективной безопасности лежит  Устав ООН, цели и принципы которого являются целями и принципами права  международной безопасности.

  Главный упор в системе всеобщей коллективной безопасности ООН ставится на предупреждение угрозы миру путем создания и поддержания всесторонней системы мирного сотрудничества. Упор на предупреждение присущ и методам, применяемым при возникновении конфликтной ситуации. Тут государства обязаны придерживаться принципов неприменения силы и мирного разрешения международных споров, а также объединить свои силы для поддержания мира и безопасности.

  Первостепенное  значение в системе всеобщей коллективной безопасности ООН уделяется недопускаемости  применения силы – право применять силу принадлежит исключительно Совету Безопасности и лишь в случаях, предусматриваемых Уставом ООН. Исключением из запрета применения силы является ее применение в целях адекватной самообороны до тех пор, пока со стороны Совета Безопасности ООН не будут предприняты соответствующие меры25.

  Система коллективных мероприятий, предусмотренная  Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения (п.4 ст.2), меры мирного разрешения международных  споров (гл. VI), меры разоружения (ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII), временные меры по пресечению нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст.41), и с их использованием (ст.42)26.

  Устав ООН обязывает государства, входящие в состав Организации оказывать  максимальное содействие операциям, осуществляемым ООН в соответствии со своим мандатом. При наличии решения Совета Безопасности об экономической блокаде определенной страны-нарушителя, все вовлеченные в экономические отношения с последней страны должны следовать его предписаниям. Наглядным примером этому служат санкции, установленные ООН по отношению к Ираку, к которым присоединились все члены организации. То же относится и к военным операциям, санкционируемым Советом Безопасности. Страны, в силу своего географического и политического положения вовлеченные в сферу применения санкций, обязаны предоставить необходимые силы и ресурсы санкционированным военным операциям.

  Таким образом ведущее место в поддержании международного мира и безопасности возложена на Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН и их функции четко разграничены.

  Региональные  системы коллективной безопасности – представлены организациями на отдельных континентах и в регионах. ООН разрешает деятельность таких организаций «при условии, что …их деятельность совместима с целями и принципами ООН». Чтобы от такой деятельности был толк, нужно участие всех государств региона, независимо от их строя. Цели региональной системы – те же, существуют лишь некоторые ограничения – деятельность организации должна затрагивать интересы только государств региона, и решать вопросы на территории своего региона.

  К их компетенции  можно отнести урегулирование внутрирегиональных споров (п.2 ст.52 Устава ООН).

  Примерами региональных систем коллективной безопасности являются Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор, ОБСЕ, СЕАТО  и др., о коих речь пойдет позже.

1.3.  Миротворческая миссия ООН и ее роль в регулировании вопросов региональной безопасности

 

  Важным  инструментом поддержания мира и  международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций  Генеральной Ассамблеи, принятых в  соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.

  Как мы уже видели, Совет Безопасности уполномочен применять вооруженные силы для осуществления своих решений по устранению угрозы миру или любого его нарушения. Применение метода силового принуждения Советом Безопасности может выражаться в участии в войне, силовом разделении воюющих сторон и т.д.

  В отличие  от этого миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны. Цель миротворческих операций состоит  в оказании поддержки дипломатическим  усилиям во имя достижения политического урегулирования спора.  При осуществлении миротворческих операций ООН могут преследоваться следующие задачи:

  1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;
  2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;
  3. Содействие поддержанию законности и правопорядка;
  4. Предоставление гуманитарной помощи;
  5. Наблюдение за ситуацией.

  Во  всех случаях операции должны строго придерживаться следующих принципов:

  1. Принятие Советом Безопасности решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;
  2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон;
  3. Финансирование международным сообществом;
  4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного Советом Безопасности;
  5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны)27.

  Впервые миротворческая миссия ООН была применена в 1948 г. для контроля за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте. Далее миротворческие миссии направлялись в числе прочих в Кипр (1964 г. – для прекращения военных действий и восстановления порядка), Грузию (1993 г. – для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистан (1994 г. – для урегулирования религиозного конфликта). Особый эффект возымели миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали28.

  Следует также отметить рад других особенностей миротворческой миссии ООН, которые заключаются в нижеследующем:

  • Финансирование миротворческих миссий ООН является обязанностью всех членов организации;
  • В вышеупомянутых Резолюциях Генеральной Ассамблеи особенно подчеркивается значение сотрудничества с региональными организациями в деле совершения миротворческих миссий;
  • Персонал миротворческих сил ООН пользуется неприкосновенностью и не могут подвергаться нападению со стороны конфликтующих сторон29. Государства обязаны установить уголовную ответственность по отношению к тем лицам, которые посягают на персонал ООН. С другой стороны, участники миротворческой операции обязаны соблюдать законы страны пребывания.

  Из  сказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную роль в урегулировании как международных, так и локальных конфликтов на религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и целостность суверенных государств. Также растет значение миротворческих миссий ООН в урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет новое направление в деятельности организации.

ГЛАВА 2. Мировые и региональные соглашения в сфере международной безопасности и их роль в практической реализации целей и принципов ООН

 

  Региональные  соглашения и организации играют важную роль в реализации идей и  принципов, заложенных в Уставе ООН и лежащих в основе современного международного права. Сам Устав ООН и Резолюции Генеральной Ассамблеи уделяют большое внимание сотрудничеству с региональными организациями во имя достижения определенных целей, в особенности тех, которые касаются обеспечения региональной безопасности и разрешения локальных конфликтов.

  Важную  роль с точки зрения обеспечения  региональной и международной безопасности играют соглашения в области разоружения  и нераспространения оружий массового  поражения и стратегического ядерного оружия.

2.1. Мировые и региональные  соглашения о разоружении  и нераспространении

 

  Разоружение – давняя мечта прогрессивных  умов человечества. После Второй мировой  войны эта идея нашла свое отражение  во многих универсальных и региональных международно-правовых актах. Некоторые международные правоведы даже склонны к выделению концепции разоружения в качестве независимого принципа международного права. В этой связи следует отметить, что, если даже эту концепцию можно назвать принципом, то он будет представлять собой принцип-идею нежели норму позитивного права.

  Устав ООН уполномочил Генеральную  Ассамблею «рассматривать общие  принципы сотрудничества в деле поддержания  международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» (ст. 11). На Совет Безопасности возложена ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26).

  Принципиальная  основа разоружения нашла свое отражение  в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, а также в договорах и иных международных актах. Первой была Резолюция Ассамблеи 1959 г., касавшаяся всеобщего и полного разоружения как конечной цели. Эта резолюция была инициирована СССР. Другим примером декларированной приверженности стран к всеобщему разоружению служит одобренное Ассамблеей Совместное заявление правительств СССР и США 1962 г., предполагающее всеобщее разоружение посредством следующих мероприятий:

  • роспуск вооруженных сил, ликвидация военных учреждений и вооружений;
  • уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения;
  • прекращение расходования средств на военные цели30.

   К сожалению ни Резолюция ни Совместное заявление правительств не нашли своей реализации из-за военно-политических амбиций ведущих стран в условиях набирающей мощь Холодной войны. Нереальность полного разоружения стала очевидной уже в 1960-е годы. Государства нуждались в вооруженных силах для обеспечения своей безопасности и интенсивно вооружались. К 80-м годам пика достигла гонка вооружений между США и СССР, в то время как суммарные расходы мировых государств составили 900 миллиардов долларов в год31.

   Учитывая  невозможность полного разоружения, во главу угла встал вопрос о сокращении вооружений и нераспространении стратегического оружия массового поражения.  

   Соглашения  по запрещению применения и нераспространению  ядерного оружия

   Начиная с 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН  приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения. Также был заключен ряд соглашений между СССР и США – Соглашение об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др.

   Важной  вехой было заключение в 1963 г. Московского  договора о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере, в космическом  пространстве и под водой, в котором  участвует большинство государств. Готовится полное запрещение испытаний, что очень важно с точки зрения избежания совершенствования ядерного вооружения.

   С 1968 г. действует договор о нераспространении  ядерного оружия, к которому подключилось большинство стран мира. Договор  обязывает ядерные державы не продавать ядерное оружие другим странам и предписывает последним воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед заключением договора Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны Совета, и прежде всего его постоянных членов32.

   К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того, как Индия и Пакистан реализовали  национальные программы по производству ядерного вооружения.

Информация о работе ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира