Основные личные и политические права граждан Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание

Сознавая свое духовное и моральное достояние, Европейский Союз основывается на неделимых и всеобщих ценностях – достоинстве человека, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принципы демократии и правового государства. Он ставит человека во главу угла своей деятельности, учреждая гражданство Европейского Союза и создавая пространство свободы, безопасности и правосудия.

Содержание

1. Источники основных личных прав граждан Европейского Союза.

2. Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза.

3. Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза.

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Основные личные и политические права граждан Европейского Союза.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

      Хартия, кроме того, разрешает предоставлять  иностранцам некоторые дополнительные права, которые в прошлом распространялись только на "европейских" граждан, в частности право на свободу  передвижения по территории разных стран  Союза (ст. 45).

      В Хартии Европейского Союза содержатся также отдельные положения, адресатами которых выступают, прежде всего иностранцы:

      - граждане третьих стран, получившие  разрешение заниматься трудовой  деятельностью на территории  государств-членов, имеют право на  условия труда, аналогичные гражданам Союза (ст. 15);

      - право на убежище (ст. 18);

      - запрет коллективной высылки,  а равно высылки, выдворения  или выдачи в те страны, где  человек, может быть подвергнут смертной казни, пыткам, иному бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию (ст.19).

      В настоящее время в Европейском  Союзе продолжается формирование специальных  отраслей законодательства, обращенных к иностранцам и апатридам (лицам  без гражданства): визового, иммиграционного, а также законодательства об убежище.

      Права и свободы, закрепленные в источниках Европейского Союза, подлежат судебной защите, которая включает в себя право на компенсацию убытков, причиненных  их нарушением. Подведомственность дел  между судами разграничивается исходя из того, кто выступает субъектом нарушения:

      - если установленные Союзом права  физического или юридического  лица нарушают его собственные  институты или органы (например, Европейская комиссия), то соответствующие  дела подведомственны союзным  судам. Иск в этом случае  подается в Трибунал первой инстанции с правом кассационного обжалования в Суде Европейских сообществ;

      - в остальных случаях, т.е. когда  нарушителями выступают другие  лица или государства-члены, споры  рассматривают национальные суды. Например, если немецкому гражданину созданы препятствия в трудоустройстве на территории Франции, то он вправе обратиться за защитой в компетентный общий или административный суд этой страны. В случае необходимости последний направляет преюдициальный запрос Суду Европейских сообществ.

      Согласно прецедентному праву Суда Европейских сообществ национальные судебные инстанции при рассмотрении подобных дел связаны двумя принципами: принципом эквивалентности и принципом эффективности.

      Принцип эквивалентности (франц. principe d'equivalence) означает, что условия защиты прав и свобод, установленных Союзом, должны быть не менее благоприятными, чем условия защиты прав, закрепленных в конституции и законодательстве соответствующего государства.

      Принцип эффективности (франц. principe d'effectivite) требует, чтобы государства-члены не делали невозможными или чрезмерно трудными условия реализации прав, гарантированных Союзом .

      Указанные принципы относятся, в частности, к  срокам исковой давности в национальных судах, размерам компенсации, правилам доказывания и т.д. Их нарушение может послужить основанием для привлечения к ответственности соответствующего государства-члена перед Судом Европейских сообществ.

      Государства также могут быть привлечены к  ответственности перед Европейским  судом по правам человека - в случае нарушения ими прав, гарантированных ЕКПЧ 1950 г.

      Кроме обращения к органам правосудия, физические и юридические лица с  целью защиты нарушенных прав могут  подавать жалобы во внесудебные учреждения. На уровне Европейского Союза это, прежде всего, Европейский омбудсман, которому подведомственны жалобы только на институты и органы этой организации. Широкое распространение получила также практика жалоб на государства-члены в Европейскую комиссию. Признав жалобу обоснованной, она вправе начать расследование против государства-нарушителя, которое может завершиться наложением на него штрафа.

      Если  сравнивать Хартию 2000 года и ЕКПЧ 1950 года с Конституцией Российской Федерации 1993 года в части основных личных и политических прав граждан, то можно  сделать вывод об их идентичности. Также как и Европейские документы Конституция РФ закрепляет равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность (до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.ст. 19 – 23).

      Устанавливается неприкосновенность жилища (ст. 25), свобода  передвижения, свобода слова, совести, вероисповедания, право на объединение, запрет цензуры (ст.ст. 26 – 30).

      Граждане  РФ имеют право на собрания, митинги  и демонстрации, шествия и пикетирование, участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.ст. 31 – 33).

      Принудительный  труд  в РФ запрещен (ст. 37). Каждому  гарантируется право на социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную экологическую среду, образование, судебную защиту прав и т.д.

      Ограничения прав возможно так же в случае чрезвычайных ситуаций и только в той мере, в какой это необходимо.

      Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62).

      Российская  Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ст. 63).

      Таким образом, можно сказать, что Европейское законодательство в области прав и свобод оказало существенное влияние на законодательство РФ. 
 

                                                              Заключение

     Итак, в заключение хотелось бы отметить, что уровень и система защиты прав человека в Евросоюзе, несомненно, достойна подражания. Права и свободы являются непосредственно действующими независимо от содержания национального законодательства. Огромная роль в их прямой защите при надлежит европейским судам, которые выступают подлинным гарантом прав человека на континенте.

     Следует признать, что уровень защиты прав человека в Европе на голову выше, нежели в таких странах, как Россия. Одним из определяющих векторов проходящей в нашей стране реформы судебно - правовой системы является утверждение судебной защиты прав граждан, которая должна отвечать назревшим потребностям российского общества, соответствовать международным нормам, в том числе европейским стандартам по правам человека. Речь идет о значительном обновлении законодательной базы в сфере судебного производства. Причем вводимые в российское законодательство общепризнанные правовые нормы и механизмы должны опираться и взаимодействовать с утвердившимися и оправдавшими себя в современных условиях традиционными для нас правовыми институтами.

     После вступления России в Совет Европы (февраль 1996 года) нашей стране удалось многое сделать по имплементации европейских норм в российскую судебно-правовую систему. В результате ратификации Российской Федерацией основных европейских конвенций по защите прав человека фактически все их принципы и нормы стали составной частью российского законодательства, регулирующего судопроизводство. Им, как и положениям других международных договоров и соглашений, участником которых является Россия, отдается предпочтение по сравнению с нормами федерального неконституционного и регионального законодательства. Однако, как показывает практика, чтобы европейские нормы действовали полноценно и эффективно, необходимо непосредственное включение их в российские законодательные акты и создание соответствующего механизма реализации этих норм.

     В условиях рыночных отношений соблюдение в нашей стране общепризнанных норм по правам человека во многом зависит от деятельности государства, направленной на гуманизацию социально-экономической жизни общества и повышение жизненного уровня населения. Это должно учитываться в рамках проведения экономических и социальных преобразований.

     Проходившие в течение последнего десятилетия  экономические реформы сопровождались значительным снижением жизненного уровня населения, спадом производства, недостаточным финансированием программ в области здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры, нехваткой средств на содержание судебных и правоохранительных органов, учреждений пенитенциарной системы, сокращением расходов на другие социальные программы. Все это в целом отрицательно сказалось на соблюдении фактически всех прав человека в России и в значительной степени поставило под вопрос выполнение правовых обязательств перед Советом Европы, которые наша страна приняла на себя в соответствии с заключенными договорами.

     Остается  только надеяться, что когда-нибудь и в нашей стране права и свободы человека будут гарантированны так же, как сейчас в Евросоюзе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Список использованной литературы.

    1. Конституция РФ
    2. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Калиниченко П.А. и др. Право Европейского Союза: учебное пособие (отв. ред. С.Ю. Кашкин). - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011 г.
    3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод с в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов №№  4, 6, 7, 12 и 13 г. Рим, 4.ХI.1950 г.
    4. Хартия Европейского Союза об основных правах.

Информация о работе Основные личные и политические права граждан Европейского Союза