Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:35, контрольная работа
Сознавая свое духовное и моральное достояние, Европейский Союз основывается на неделимых и всеобщих ценностях – достоинстве человека, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принципы демократии и правового государства. Он ставит человека во главу угла своей деятельности, учреждая гражданство Европейского Союза и создавая пространство свободы, безопасности и правосудия.
1. Источники основных личных прав граждан Европейского Союза.
2. Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза.
3. Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза.
Заключение.
Хартия,
кроме того, разрешает предоставлять
иностранцам некоторые
В Хартии Европейского Союза содержатся также отдельные положения, адресатами которых выступают, прежде всего иностранцы:
-
граждане третьих стран,
- право на убежище (ст. 18);
- запрет коллективной высылки, а равно высылки, выдворения или выдачи в те страны, где человек, может быть подвергнут смертной казни, пыткам, иному бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию (ст.19).
В настоящее время в Европейском Союзе продолжается формирование специальных отраслей законодательства, обращенных к иностранцам и апатридам (лицам без гражданства): визового, иммиграционного, а также законодательства об убежище.
Права и свободы, закрепленные в источниках Европейского Союза, подлежат судебной защите, которая включает в себя право на компенсацию убытков, причиненных их нарушением. Подведомственность дел между судами разграничивается исходя из того, кто выступает субъектом нарушения:
-
если установленные Союзом
-
в остальных случаях, т.е.
Согласно прецедентному праву Суда Европейских сообществ национальные судебные инстанции при рассмотрении подобных дел связаны двумя принципами: принципом эквивалентности и принципом эффективности.
Принцип эквивалентности (франц. principe d'equivalence) означает, что условия защиты прав и свобод, установленных Союзом, должны быть не менее благоприятными, чем условия защиты прав, закрепленных в конституции и законодательстве соответствующего государства.
Принцип эффективности (франц. principe d'effectivite) требует, чтобы государства-члены не делали невозможными или чрезмерно трудными условия реализации прав, гарантированных Союзом .
Указанные принципы относятся, в частности, к срокам исковой давности в национальных судах, размерам компенсации, правилам доказывания и т.д. Их нарушение может послужить основанием для привлечения к ответственности соответствующего государства-члена перед Судом Европейских сообществ.
Государства
также могут быть привлечены к
ответственности перед
Кроме
обращения к органам
Если сравнивать Хартию 2000 года и ЕКПЧ 1950 года с Конституцией Российской Федерации 1993 года в части основных личных и политических прав граждан, то можно сделать вывод об их идентичности. Также как и Европейские документы Конституция РФ закрепляет равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность (до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.ст. 19 – 23).
Устанавливается неприкосновенность жилища (ст. 25), свобода передвижения, свобода слова, совести, вероисповедания, право на объединение, запрет цензуры (ст.ст. 26 – 30).
Граждане
РФ имеют право на собрания, митинги
и демонстрации, шествия и пикетирование,
участвовать в управлении делами
государства как
Принудительный труд в РФ запрещен (ст. 37). Каждому гарантируется право на социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную экологическую среду, образование, судебную защиту прав и т.д.
Ограничения прав возможно так же в случае чрезвычайных ситуаций и только в той мере, в какой это необходимо.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62).
Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ст. 63).
Таким
образом, можно сказать, что Европейское
законодательство в области прав и свобод
оказало существенное влияние на законодательство
РФ.
Итак, в заключение хотелось бы отметить, что уровень и система защиты прав человека в Евросоюзе, несомненно, достойна подражания. Права и свободы являются непосредственно действующими независимо от содержания национального законодательства. Огромная роль в их прямой защите при надлежит европейским судам, которые выступают подлинным гарантом прав человека на континенте.
Следует признать, что уровень защиты прав человека в Европе на голову выше, нежели в таких странах, как Россия. Одним из определяющих векторов проходящей в нашей стране реформы судебно - правовой системы является утверждение судебной защиты прав граждан, которая должна отвечать назревшим потребностям российского общества, соответствовать международным нормам, в том числе европейским стандартам по правам человека. Речь идет о значительном обновлении законодательной базы в сфере судебного производства. Причем вводимые в российское законодательство общепризнанные правовые нормы и механизмы должны опираться и взаимодействовать с утвердившимися и оправдавшими себя в современных условиях традиционными для нас правовыми институтами.
После вступления России в Совет Европы (февраль 1996 года) нашей стране удалось многое сделать по имплементации европейских норм в российскую судебно-правовую систему. В результате ратификации Российской Федерацией основных европейских конвенций по защите прав человека фактически все их принципы и нормы стали составной частью российского законодательства, регулирующего судопроизводство. Им, как и положениям других международных договоров и соглашений, участником которых является Россия, отдается предпочтение по сравнению с нормами федерального неконституционного и регионального законодательства. Однако, как показывает практика, чтобы европейские нормы действовали полноценно и эффективно, необходимо непосредственное включение их в российские законодательные акты и создание соответствующего механизма реализации этих норм.
В условиях рыночных отношений соблюдение в нашей стране общепризнанных норм по правам человека во многом зависит от деятельности государства, направленной на гуманизацию социально-экономической жизни общества и повышение жизненного уровня населения. Это должно учитываться в рамках проведения экономических и социальных преобразований.
Проходившие в течение последнего десятилетия экономические реформы сопровождались значительным снижением жизненного уровня населения, спадом производства, недостаточным финансированием программ в области здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры, нехваткой средств на содержание судебных и правоохранительных органов, учреждений пенитенциарной системы, сокращением расходов на другие социальные программы. Все это в целом отрицательно сказалось на соблюдении фактически всех прав человека в России и в значительной степени поставило под вопрос выполнение правовых обязательств перед Советом Европы, которые наша страна приняла на себя в соответствии с заключенными договорами.
Остается
только надеяться, что когда-нибудь
и в нашей стране права и свободы
человека будут гарантированны так же,
как сейчас в Евросоюзе.
Информация о работе Основные личные и политические права граждан Европейского Союза