Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:26, контрольная работа
Целью работы является изучение политической системы Индии.
Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы: государственные органы Индии; политические партии Индии; местное самоуправление и управление; развитие Индии на современном этапе.
Теоретической базой является научная и учебная литература в области конституционного права в зарубежных странах.
Введение 3
1 Государственные органы Индии 5
2 Политические партии Индии 11
3 Местное самоуправление и управление 17
4 Индия на рубеже веков 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Гуманитарный факультет
Кафедра государственного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
на тему «Политическая система Индии»
Выполнил: студент 2 курса
заочной формы обучения
группы Ю-22с
Хакимова М.М.
Проверил:
ст. преподаватель
Зиганурова З.Р.
Нефтекамск – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Государственные органы Индии 5
2 Политические партии Индии 11
3 Местное самоуправление и управление 17
4 Индия на рубеже веков 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27
ВВЕДЕНИЕ
Индия является крупнейшим в мире демократическим федеративным государством, занимающим второе место по численности населения, которое приближается к 1 млрд. чел. Страна обладает огромными природными и трудовыми ресурсами, колоссальным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом и представляет собой один из перспективнейших мировых рынков.
Индия была в числе первых крупных стран, освободившихся после второй мировой войны от колониальной зависимости и создавшей свою оригинальную государственность и Конституцию, ставших объектами изучения и в определенной мере примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта «живая лаборатория развивающегося конституционализма» стала своеобразной моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций черты, проблемы и тенденции.
Индийская Конституция за полвека своего развития продемонстрировала удивительное сочетание типичности и оригинальности, модернизма и традиционности, а главное – умение приспосабливаться к меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать развитие этой громадной, многонациональной, поликонфессиональной, разнокастовой и многоликой страны, похожей благодаря этому на нашу.
Целью работы является изучение политической системы Индии.
Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы: государственные органы Индии; политические партии Индии; местное самоуправление и управление; развитие Индии на современном этапе.
Теоретической базой является научная и учебная литература в области конституционного права в зарубежных странах.
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ИНДИИ
Индийский Парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента, Совета штатов и Народной палаты (ст. 79) 1. Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы Федерации в целом, а Совет штатов (верхняя палата) представляет в Парламенте субъекты Федерации.
Обе палаты индийского Парламента состоят, прежде всего, из сравнительно богатых, образованных людей, обычно принадлежащих к высшим кастам. Общее число депутатов Народной палаты не должно превышать 525 представителей от штатов плюс 20 представителей союзных территорий (ст. 81) и 2 представителей англо-индийской общины, назначаемых президентом (ст. 331). Причем из этого числа за наиболее отсталыми слоями населения, известными в Индии как списочные, или зарегистрированные племена и касты, резервируются, соответственно, 38 и 78 мест. Это говорит о стремлении представить упомянутые группы населения в высших органах законодательной власти, что, несомненно, весьма прогрессивно. Председательствует на заседаниях Народной палаты спикер, избираемый депутатами этой палаты из ее состава.
В отличие от Народной палаты
Совет штатов не может быть досрочно
распущен. Его реальное значение в
политической жизни страны невелико.
Пользуясь правом отлагательного вето,
Совет штатов может задержать
законопроекты, принятые Народной палатой
(кроме финансовых) на срок до 6 месяцев.
Он может также вносить в
В зависимости от партийной принадлежности депутаты обеих палат группируются по партийным фракциям. Каждая из них имеет своего лидера и «кнутов», т. е. партийных организаторов, обеспечивающих партийную дисциплину, явку на заседания палат, в которых фракция заинтересована, и единообразное голосование. Кворум в каждой из палат составляет 1/10 всего состава палаты. Законопроект проходит в каждой из палат три стадии обсуждения, которые называются чтениями, после чего он направляется президенту для одобрения.
Если же во второй палате
законопроект подвергается изменениям,
то он снова возвращается в палату,
принявшую его первой. В случае
ее согласия с предложенными поправками
билль считается принятым обеими
палатами и передается на подпись
президенту. В случае несогласия с
предложенными поправками палаты пытаются
прийти к соглашению посредством
переговоров, а при их неуспехе –
по решению президента – совместным
голосованием депутатов обеих палат.
Для прохождения в Парламенте
финансового законодательства предусмотрен
особый порядок. Принятый Народной палатой
финансовый законопроект направляется
в Совет штатов. Верхняя палата
обязана в течение 14 дней возвратить
его со своими рекомендациями, которые
не носят обязательного характера3
Парламент, а точнее Народная
палата, осуществляет контроль над
правительством, которое несет перед
ним коллективную ответственность.
Эта функция может
Президент Индии избирается сроком на 5 лет по системе «единственного передаваемого голоса» особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат Парламента и избираемых депутатов легислатур штатов. 70-й поправкой в эту коллегию были включены избираемые депутаты легислатур Национальной столичной территории Дели и союзной территории Пондичерри. Количество голосов всех выборщиков – членов центрального Парламента равно числу голосов, которое имеют выборщики от штатов. Такой порядок как бы уравнивает влияние, которое может быть оказано на выборы главы государства центральным Парламентом и законодательными органами всех штатов.
Президентом может быть избран
гражданин Индии, достигший 35-летнего
возраста и отвечающий требованиям,
предъявляемым к депутатам
Президент Индии является
главой государства и формально
наделен большой исполнительной
властью (ст. 58). Однако в соответствии
с 42-й и 44-й поправками к Конституции
он обязан следовать советам
Он имеет большие
Если в течение 6 недель с начала ближайшей сессии Парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу.
Глава государства обладает правом объявления чрезвычайного положения (ст. 352), введения президентского правления в штатах (ст. 356) и объявления чрезвычайного положения в области финансов (ст. 360).
В соответствии с Конституцией президент формально является главой исполнительной власти (ст. 53), главнокомандующим вооруженными силами, неотъемлемой составной частью Парламента. Он назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и Высших судов штатов, генерального прокурора, генерального аудитора и многих высших государственных служащих. Он обладает правом помилования. Во внешнеполитических отношениях президент осуществляет представительские функции. В отличие от Великобритании, акты главы государства в Индии не требуют контрасигнатуры в качестве необходимого условия их действительности.
За нарушения Конституции Президент может быть подвергнут процедуре импичмента (ст. 61) 6.
Вице-президент избирается
сроком на 5 лет тайным голосованием
специальной коллегией
Вице-президент по должности является председателем Совета штатов Парламента и замещает президента в периоды его отсутствия, болезни или в случае вакантности места президента до избрания нового главы государства.
Ведущую роль в практическом осуществлении государственной власти в Индии играет Совет министров – коллективный орган исполнительной власти, состоящий из премьер-министра и министров, назначаемых президентом страны. В соответствии с конституционным обычаем президент обязан назначить премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр формирует правительство из руководящих деятелей фракции большинства в нижней палате Парламента. Он распределяет министерские портфели и определяет функции и полномочия министров (ч. 1 ст. 75). Формируя правительство, премьер-министр стремится к тому, чтобы в нем были представлены основные национальности, религиозные общины, касты, крупнейшие штаты и т. д. В случае необходимости формирования коалиционного правительства необходимо учитывать специфику партнеров ведущей партии по коалиции. Несмотря на кажущуюся пестроту состава правительства, большинство его членов являются представителями имущих классов и принадлежат к высшим кастам индийского общества. Премьер-министр может с одобрения президента изменять состав правительства и увольнять министров.
В годы независимости имела
место концентрация власти в руках
премьер-министра, пиком которой
стали 42-я и 44-я поправки, приведшие
к конституционному закреплению
увеличения роли премьер-министра по сравнению
с президентом и
Правда, расстановка сил, сложившаяся после выборов 1989г., привела к некоторому ослаблению реальной власти премьер-министра коалиционного правительства меньшинства В. П. Сингха, а впоследствии Нарасимхи Рао, о чем говорит даже появление должности заместителя премьер-министра. Приход в 1998 году к власти коалиционного правительства, возглавляемого премьер-министром Аталом Бихари Вадшпаи от БДП, лишь продолжил эту тенденцию и усилил зависимость ведущей партии коалиции от ее союзников.
Министр должен быть депутатом любой из палат Парламента или стать им в течение 6 месяцев с момента назначения (ч. 5 ст. 75). Совет министров ответствен перед Народной палатой и в случае выражения последней вотума недоверия правительству может быть распущен президентом. Однако президент по совету премьер-министра может в этом случае досрочно распустить нижнюю палату.
Совет министров насчитывает
50-60 членов. В Индии Совет министров
очень редко собирается в полном
составе. Все вопросы руководства
страной решаются Кабинетом –
узким составом правительства, в
который входят 15-20 руководителей
наиболее важных отраслей управления.
Как Совет министров, так и
Кабинет возглавляются премьер-
Весьма существенную роль в деятельности правительства играет секретариат, т. е. аппарат советников и помощников при главе правительства.
Руководители менее важных
ведомств, не являющиеся членами Кабинета,
имеют ранг государственных министров.
Министры, не имеющие закрепленных
за ними министерств и выполняющие
отдельные важные поручения, называются
министрами без портфеля. Они могут
быть членами Кабинета. В Совет
министров входят также заместители
министров. Министерства контактируют
с Парламентом через министров-