Политическая система Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:26, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение политической системы Индии.
Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы: государственные органы Индии; политические партии Индии; местное самоуправление и управление; развитие Индии на современном этапе.
Теоретической базой является научная и учебная литература в области конституционного права в зарубежных странах.

Содержание

Введение 3
1 Государственные органы Индии 5
2 Политические партии Индии 11
3 Местное самоуправление и управление 17
4 Индия на рубеже веков 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Политическая система Индии Контрольная БГУ.docx

— 59.69 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

 

Гуманитарный  факультет    

Кафедра государственного права

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

на тему «Политическая система Индии»

 

 

Выполнил: студент 2 курса

заочной формы обучения

группы Ю-22с

Хакимова М.М.

 

Проверил:

            ст. преподаватель

Зиганурова З.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтекамск – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

1 Государственные органы Индии       5

2 Политические партии  Индии       11

3 Местное самоуправление и управление      17

4 Индия на рубеже веков        22

Заключение          26

Список используемой литературы       27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Индия является крупнейшим в мире демократическим федеративным государством, занимающим второе место по численности населения, которое приближается к 1 млрд. чел. Страна обладает огромными природными и трудовыми ресурсами, колоссальным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом и представляет собой один из перспективнейших мировых рынков.

Индия была в числе первых крупных стран, освободившихся после  второй мировой войны от колониальной зависимости и создавшей свою оригинальную государственность и Конституцию, ставших объектами изучения и в определенной мере примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта «живая лаборатория развивающегося конституционализма» стала своеобразной моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций черты, проблемы и тенденции.

Индийская Конституция за полвека своего развития продемонстрировала удивительное сочетание типичности и оригинальности, модернизма и традиционности, а главное – умение приспосабливаться к меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать развитие этой громадной, многонациональной, поликонфессиональной, разнокастовой и многоликой страны, похожей благодаря этому на нашу.

Целью работы является изучение политической системы Индии.

Для этого необходимо рассмотреть  следующие вопросы: государственные органы Индии; политические партии Индии; местное самоуправление и управление; развитие Индии на современном этапе.

Теоретической базой является научная и учебная литература в области конституционного права  в зарубежных странах.

 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ОРГАНЫ ИНДИИ

 

Индийский Парламент, подобно  британскому, состоит из трех частей: президента, Совета штатов и Народной палаты (ст. 79) 1. Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы Федерации в целом, а Совет штатов (верхняя палата) представляет в Парламенте субъекты Федерации.

Обе палаты индийского Парламента состоят, прежде всего, из сравнительно богатых, образованных людей, обычно принадлежащих  к высшим кастам. Общее число депутатов  Народной палаты не должно превышать 525 представителей от штатов плюс 20 представителей союзных территорий (ст. 81) и 2 представителей англо-индийской общины, назначаемых  президентом (ст. 331). Причем из этого  числа за наиболее отсталыми слоями населения, известными в Индии как  списочные, или зарегистрированные племена и касты, резервируются, соответственно, 38 и 78 мест. Это говорит  о стремлении представить упомянутые группы населения в высших органах  законодательной власти, что, несомненно, весьма прогрессивно. Председательствует на заседаниях Народной палаты спикер, избираемый депутатами этой палаты из ее состава.

В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть досрочно распущен. Его реальное значение в  политической жизни страны невелико. Пользуясь правом отлагательного вето, Совет штатов может задержать  законопроекты, принятые Народной палатой (кроме финансовых) на срок до 6 месяцев. Он может также вносить в законопроекты  поправки и возвращать их в нижнюю палату2.

В зависимости от партийной  принадлежности депутаты обеих палат  группируются по партийным фракциям. Каждая из них имеет своего лидера и «кнутов», т. е. партийных организаторов, обеспечивающих партийную дисциплину, явку на заседания палат, в которых  фракция заинтересована, и единообразное голосование. Кворум в каждой из палат составляет 1/10 всего состава палаты. Законопроект проходит в каждой из палат три стадии обсуждения, которые называются чтениями, после чего он направляется президенту для одобрения.

Если же во второй палате законопроект подвергается изменениям, то он снова возвращается в палату, принявшую его первой. В случае ее согласия с предложенными поправками билль считается принятым обеими палатами и передается на подпись  президенту. В случае несогласия с  предложенными поправками палаты пытаются прийти к соглашению посредством  переговоров, а при их неуспехе –  по решению президента – совместным голосованием депутатов обеих палат. Для прохождения в Парламенте финансового законодательства предусмотрен особый порядок. Принятый Народной палатой  финансовый законопроект направляется в Совет штатов. Верхняя палата обязана в течение 14 дней возвратить его со своими рекомендациями, которые  не носят обязательного характера3.

Парламент, а точнее Народная палата, осуществляет контроль над  правительством, которое несет перед  ним коллективную ответственность. Эта функция может осуществляться ею посредством использования депутатами Народной палаты права запроса, права  обсуждения политики правительства, а  также возможности вынести правительству  вотум недоверия.

Президент Индии избирается сроком на 5 лет по системе «единственного передаваемого голоса» особой избирательной  коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат Парламента и избираемых депутатов легислатур штатов. 70-й поправкой в эту коллегию были включены избираемые депутаты легислатур Национальной столичной территории Дели и союзной территории Пондичерри. Количество голосов всех выборщиков – членов центрального Парламента равно числу голосов, которое имеют выборщики от штатов. Такой порядок как бы уравнивает влияние, которое может быть оказано на выборы главы государства центральным Парламентом и законодательными органами всех штатов.

Президентом может быть избран гражданин Индии, достигший 35-летнего  возраста и отвечающий требованиям, предъявляемым к депутатам Народной палаты (ст. 58). Президент не должен занимать платную должность в правительстве  Федерации или штата или в  подконтрольных им органах, а также  быть членом Парламента или легислатуры  штата. Он может переизбираться неоднократно (ст. 57) 4.

Президент Индии является главой государства и формально  наделен большой исполнительной властью (ст. 58). Однако в соответствии с 42-й и 44-й поправками к Конституции  он обязан следовать советам правительства (ст. 74). В результате практически  все основные полномочия президента осуществляются от его имени Советом  министров, а точнее – премьер-министром. Президент назначает правительство, созывает и распускает сессии Парламента, собирает обе палаты для разрешения разногласий между ними, может  досрочно распускать Народную палату.

Он имеет большие законодательные  полномочия. Так, ст. 111 предоставляет  главе государства право как  выборочного, так и отлагательного вето, когда он может потребовать  от Парламента вторичного рассмотрения законопроекта. Некоторые законы могут  вноситься в Парламент или  легислатуру штата только с согласия президента. Указы президента имеют  силу закона (ч. 2 ст. 123) 5.

Если в течение 6 недель с начала ближайшей сессии Парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу.

Глава государства обладает правом объявления чрезвычайного положения (ст. 352), введения президентского правления  в штатах (ст. 356) и объявления чрезвычайного положения в области финансов (ст. 360).

В соответствии с Конституцией президент формально является главой исполнительной власти (ст. 53), главнокомандующим  вооруженными силами, неотъемлемой составной  частью Парламента. Он назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и Высших судов  штатов, генерального прокурора, генерального аудитора и многих высших государственных  служащих. Он обладает правом помилования. Во внешнеполитических отношениях президент  осуществляет представительские функции. В отличие от Великобритании, акты главы государства в Индии  не требуют контрасигнатуры в  качестве необходимого условия их действительности.

За нарушения Конституции  Президент может быть подвергнут процедуре импичмента (ст. 61) 6.

Вице-президент избирается сроком на 5 лет тайным голосованием специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат  Парламента, созванных на совместное заседание, в соответствии с системой пропорционального представительства  на основе «единственного передаваемого  голоса» (ч. 1 ст. 66). Вице-президент не может занимать платную должность  в органах правительства Федерации  или штата. Вице-президентом может  стать гражданин старше 35 лет, обладающий квалификацией, необходимой для  избрания в качестве члена Совета штатов (ст. 66), поскольку он выступает, прежде всего, в качестве председателя этой палаты Парламента.

Вице-президент по должности  является председателем Совета штатов Парламента и замещает президента в  периоды его отсутствия, болезни  или в случае вакантности места  президента до избрания нового главы  государства.  

Ведущую роль в практическом осуществлении государственной  власти в Индии играет Совет министров  – коллективный орган исполнительной власти, состоящий из премьер-министра и министров, назначаемых президентом страны. В соответствии с конституционным обычаем президент обязан назначить премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр формирует правительство из руководящих деятелей фракции большинства в нижней палате Парламента. Он распределяет министерские портфели и определяет функции и полномочия министров (ч. 1 ст. 75). Формируя правительство, премьер-министр стремится к тому, чтобы в нем были представлены основные национальности, религиозные общины, касты, крупнейшие штаты и т. д. В случае необходимости формирования коалиционного правительства необходимо учитывать специфику партнеров ведущей партии по коалиции. Несмотря на кажущуюся пестроту состава правительства, большинство его членов являются представителями имущих классов и принадлежат к высшим кастам индийского общества. Премьер-министр может с одобрения президента изменять состав правительства и увольнять министров.

В годы независимости имела  место концентрация власти в руках  премьер-министра, пиком которой  стали 42-я и 44-я поправки, приведшие  к конституционному закреплению  увеличения роли премьер-министра по сравнению  с президентом и институционализации  кабинета. В результате фактически сложилось и конституционно оформилось явление, которое по аналогии с термином «президенциализм» можно назвать «премьер-министеризм», с тем лишь отличием, что вместо концентрации власти в руках главы государства суперпрезидентской республики она оказалась в руках главы правительства парламентарной республики7.

Правда, расстановка сил, сложившаяся после выборов 1989г., привела к некоторому ослаблению реальной власти премьер-министра коалиционного  правительства меньшинства В. П. Сингха, а впоследствии Нарасимхи Рао, о чем говорит даже появление должности заместителя премьер-министра. Приход в 1998 году к власти коалиционного правительства, возглавляемого премьер-министром Аталом Бихари Вадшпаи от БДП, лишь продолжил эту тенденцию и усилил зависимость ведущей партии коалиции от ее союзников.

Министр должен быть депутатом  любой из палат Парламента или  стать им в течение 6 месяцев с  момента назначения (ч. 5 ст. 75). Совет  министров ответствен перед Народной палатой и в случае выражения  последней вотума недоверия правительству  может быть распущен президентом. Однако президент по совету премьер-министра может в этом случае досрочно распустить нижнюю палату.

Совет министров насчитывает 50-60 членов. В Индии Совет министров  очень редко собирается в полном составе. Все вопросы руководства  страной решаются Кабинетом –  узким составом правительства, в  который входят 15-20 руководителей  наиболее важных отраслей управления. Как Совет министров, так и  Кабинет возглавляются премьер-министром, который созывает на заседания эти  органы и руководит их работой. Обычно решения принимаются с общего согласия без формального голосования. Большая часть работы Кабинета осуществляется через создаваемые внутри него специализированные комитеты: по политическим вопросам, обороне, бюджету, законодательству, экономической  политике и интеграции, занятости, парламентским  делам, новым назначениям и т. д.8

Весьма существенную роль в деятельности правительства играет секретариат, т. е. аппарат советников и помощников при главе правительства.

Руководители менее важных ведомств, не являющиеся членами Кабинета, имеют ранг государственных министров. Министры, не имеющие закрепленных за ними министерств и выполняющие  отдельные важные поручения, называются министрами без портфеля. Они могут  быть членами Кабинета. В Совет  министров входят также заместители  министров. Министерства контактируют с Парламентом через министров-парламентариев или парламентских секретарей.

Информация о работе Политическая система Индии